Игровая терапия как метод работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра(РАС)
статья по психологии
Данная статья посвящена игровой терапии, которая является одним из перспективных методов работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова: игра, игровая терапия, игровой сюжет, метод, расстройство аутистического спектра, эмоциональное развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая терапия как метод работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС).
Скорева Надежда Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н.З. Бирюкова,
г. Орехово-Зуево Московской области , Российская Федерация
Аннотация
Данная статья посвящена игровой терапии, которая является одним из перспективных методов работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова: игра, игровая терапия, игровой сюжет, метод, расстройство аутистического спектра, эмоциональное развитие.
Игра — действенный метод познавательной деятельности, который создаёт положительный эмоциональный фон. На этом фоне активно развиваются память, внимание, мышление, воображение. Многие психологические и педагогические исследования говорят о том, что в игре ребёнок познает окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, отношения между людьми, «примеряет» на себя социальные роли [1, с. 103]. Если понаблюдать за игрой аутичного ребёнка, мы увидим некоторые характерные для неё особенности:
1. Чаще всего аутичный ребёнок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра направлена на аутостимуляцию определённых слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребёнок может выкладывать длинные ряды из кубиков или других геометрических фигур, объединяя их по цвету, катает машинку, наблюдая, как вращаются её колеса, или с шумом скатывает эту машинку с горки и т.п.
2. Ребёнок зачастую играет с бытовыми предметами (крышки от кастрюль, банок, шнурки, пуговицы инструменты для ремонта, бумага). Если же ребёнок играет с игрушками, то в основном это кубики, конструктор, машинки, юла, а с игрушечными животными и куклами ребёнок не играет. Ввести в его игру какой-то персонаж, «действующее лицо» довольно затруднительно.
3. В игре чаще всего отсутствует сюжет. Если сюжет всё-таки есть, он бывает очень «сжатым», нет подробностей, деталей;
4. Самостоятельная игра аутичного ребёнка, как правило, стереотипна, однообразна. Ребёнок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление. Включаясь в игру аутичного ребёнка, трансформируя её, мы стараемся развить его и поспособствовать эмоциональному росту [2, с. 207].
Игровая терапия — один из перспективных методов работы с детьми с РАС. Она доступна и может использоваться как педагогами, так и ближайшим окружением ребёнка. Рассмотрим наиболее важные моменты такой работы.
1. Прежде всего, необходимо учесть, что ребёнок, скорее всего, не захочет играть в игру, предложенную взрослым.
2. Любое подключение взрослого к игре аутичного ребёнка должно сопровождаться эмоционально смысловым комментарием. Например, если ребёнок раскачивается, мы можем приговаривать, что он едет на машине, или плывёт на лодке и др.
3. Когда мы «подключились» к положительным впечатлениям, завоевали доверие ребёнка, необходимо создать в игре короткие эпизоды сюжета, или обозначить наши совместные с ребёнком сенсорные «забавы», как элементы сюжета. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что вы не просто кружите его на руках, а что он «летает как самолёт» и «сейчас прилетит на посадку»; что он не просто собирает игрушки под столом, а «укрывает от дождя и ветра животных». Такая работа достаточно длительна и требует от взрослого терпения и творческого подхода. Однако, это один из наиболее естественных путей освоения аутичным ребёнком логики и эмоционального смысла житейских событий, а значит и развития произвольного внимания, речи, активности в контактах с миром.
4. Следующий шаг в развитии игры с аутичным ребёнком – построение стереотипа игрового сюжета. В этом нам помогают хорошо известные ребёнку детали его собственной жизни. Например, если ребёнку нравится строить домик из кубиков и разных подручных материалов, мы говорим, что получается дом, как в деревне, где ребёнок бывает у бабушки. Потом появляются цыплята и собака с кошкой, и мы их должны кормить. Так поэтапно мы формируем элементарный сюжет, который ребёнок впоследствии превращает в любимую игру.
5. Однако спустя определённое время наш сюжет может превратиться в стереотип, который ребёнок будет проигрывать в неизменной последовательности, словно это определённый ритуал. Чтобы избежать этого нужно стараться наполнять новыми деталями сложившийся игровой сюжет сразу же после того, как он оформился.
6. И, наконец, важная деталь, которую нужно отработать в игре с аутичным ребёнком, — это внесение в игру элемента неожиданности, приключения, сюрприза, переживания опасности. Вводить в игру такие детали нужно с большой осторожностью, так как из-за особой ранимости дети могут испугаться или огорчиться при самой, казалось бы, невинной случайности. Игра даёт возможность постоянной «разминки», тренировки ребёнка в аффективном контакте со взрослым, объединения их внимания. Внесение эмоционального смысла, развитие сюжета расширяет представления ребёнка об окружающем мире, отвлекает его от привычных способов аффективной аутостимуляции, формируя интерес к житейским событиям. В игре развивается произвольное внимание ребёнка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом [3, с. 98 - 99].
Роль взрослого в игровой терапии — аккуратно поддерживать ребёнка в зоне развития, расширяя и развивая его игру.
Ценность игровой терапии заключается в её психологической комфортности для ребёнка и для всей семьи.
Список цитируемой литературы:
1. Гринспен С. «На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления», С. Гринспен, С. Уидер, М.: Теревинф, 2013. 608 с.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. «Аутичный ребёнок. Пути помощи», М.: Теревинф, 2014. 383 с.
3. Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия», М.: Теревинф, 2007. 188 с.
Title: «Play therapy as a method of working with children with autism spectrum disorders (ASD)»
Annotation
This article is devoted to play therapy, which is one of the promising methods of working with children with autism spectrum disorders.
Keywords: game, game therapy, game plot, method, autism spectrum disorder, emotional development.
Используемая литература
1. Гринспен С. «На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления», С. Гринспен, С. Уидер, М.: Теревинф, 2013. 608 с.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. «Аутичный ребёнок. Пути помощи», М.: Теревинф, 2014. 383 с.
3. Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия», М.: Теревинф, 2007. 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»
Цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления...

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей- дефектологов «Применение метода фототерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».
Дидактические игры с использованием фотографий в работе с ребенком с РАС....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психичес...
