«Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет как показатель готовности освоения навыков чтения и письма».
консультация по логопедии

Конюшкова Людмила Николаевна

Сформирсфованность пространственных представлений является показателем определяющим готовность к освоению навыков письма, чтения и математики в начальной школе.

Недостаток развития пространственных представлений может вызвать проблемы с чтением – проявляется в «угадывающем чтении», в сложности удержания строчки в поле зрения, в понимании предлогов, сложных лексико-грамматических конструкций, в трудности понимания прочитанного; на письме – пропуск, перестановка букв, слитное написание слов с предлогами, замена букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр, повторное написание слов и пропуск строчек; в освоении математики – трудности в овладении  вычислительными операциями сложения, вычитания, с трудом усваивают разрядность чисел, и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_prostranstvennye_otnosheniya.docx189.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет как показатель готовности освоения навыков чтения и письма».

Сформированность пространственных представлений является показателем определяющим готовность к освоению навыков письма, чтения и математики в начальной школе.

Недостаток развития пространственных представлений может вызвать проблемы с чтением – проявляется в «угадывающем чтении», в сложности удержания строчки в поле зрения, в понимании предлогов, сложных лексико-грамматических конструкций, в трудности понимания прочитанного; на письме – пропуск, перестановка букв, слитное написание слов с предлогами, замена букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр, повторное написание слов и пропуск строчек; в освоении математики – трудности в овладении  вычислительными операциями сложения, вычитания, с трудом усваивают разрядность чисел, и т.д. https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/d/DZUdTLlAGvQ2eh1O8Bp63y0nP5VXK7F4bxHE9z/slide-6.jpg

Все эти трудности влияют на формирование устойчивого страха перед школьным обучением, снижают самооценку, развивают неуверенность в себе.

Развитие пространственной ориентации начинается с познания схемы собственного тела, различении верхней, нижней, передней, задней, левой, правой сторон своего тела.

Далее у ребенка формируется представление о расположении объектов в пространстве по отношении к своему собственном у телу: «Я нахожусь позади Маши; Я нахожусь впереди (слева, справа) от Пети; Шкаф стоит позади меня» и т.д.

    Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними объектами: «карандаш лежит под книжкой», «чашка стоит на столе» и др.

Далее формируется словесное обозначение пространственных отношений в речи ребенка. Сюда относятся логико-грамматические конструкции, смысл которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами: «карандаш короче линейки, но длиннее ручки».

Таким образом, для успешного освоения школьных дисциплин ребенок должен уметь ориентироваться в окружающем пространстве: от себя, от другого человека, от других предметов; ориентироваться на плоскости: лист, страница, бумага в клетку, линейку; пользоваться я словарем: предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении.

Примеры игр, упражнений на развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

https://natalia-tkachenko.ru/wp-content/uploads/3/6/5/365a9aeb00fa4d03c08110000ab65888.jpeg

Упражнение «Что наверху, внизу? Что справа, слева? Что впереди, сзади?»

Взрослому нужно проговорить с ребенком о том, что у него есть верхняя и нижняя части тела, передняя и задняя части тела, левая и правая сторона тела.

  1. Взрослый просит ребенка назвать, что в комнате выше него, что ниже, что находится впереди, что находится позади, что справа, что слева.
  2. Взрослый просит ребенка поменять свое местоположение в комнате и просит ребенка сказать, что изменилось?

Упражнение «Зеркало»

Взрослый встает напротив ребенка, напоминает, что ели встать лицом друг к другу, право и лево меняются.

  1. По указанию взрослого ребенок должен сначала показать у себя потом у взрослого левое плечо, правую руку, левое колено и т.д.
  2. Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. Если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить это движение правой рукой.
  3. Взрослый и ребенок меняются ролями, ребенок показывает движения, взрослый выполняет. Здесь взрослому необходимо ошибаться, так что бы ребенок заметил и исправил ошибку.

«Разрезные картинки»

Дайте ребенку два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное по горизонтали или вертикали: на две, четыре, шесть, девять частей в виде полос, квадратов или частей любой неправильной формы. Ребенок должен сложить разрезанное изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов должно постепенно увеличиваться, а элементы усложняться по конфигурации.

Материал подготовила логопед-дефектолог

 Конюшкова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста...

Буклет для родителей "Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет"

Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...