Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет

Тема: Зима

Цель: Автоматизация правильного произношения звуков [р] и [рь] в слогах, словах и предложениях на тему “Зима”.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Закреплять правильное произношение звуков [р] и [рь] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме “Зима”.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных (шапка из шерсти – шерстяная шапка).
  • Формировать умение составлять описательные рассказы по картинке с использованием слов со звуками [р] и [рь].
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать фонематический слух (умение различать звуки [р] и [рь] на слух).
  • Развивать артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляции).
  • Развивать речевое дыхание (умение правильно дышать во время речи).
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к природе и восхищение зимней красотой.
  • Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
  • Развивать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала для каждого ребенка.
  • Картинки с артикуляционными упражнениями для звука [р] (“Грибок”, “Лошадка”, “Барабан”, “Маляр”, “Рычалка”).
  • Предметные картинки со словами, содержащими звуки [р] и [рь] на тему “Зима” (например, снегирь, мороз, горка, варежки, рукавица, рука, шарф, рукав, дерево, замерзнуть, буран, узор, упряжка, костер, игра, ровный, румяный, рядом).
  • Карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
  • Мяч.
  • Изображение зимнего пейзажа (картинка, презентация).
  • Искусственные снежинки разных размеров.
  • Вата или синтепон для имитации снега.
  • Емкость с крупой (например, манкой или рисом).

Ход занятия:

I. Организационный момент (3 минуты)

  • Логопед приветствует детей: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в волшебное зимнее царство, где будем учиться правильно говорить звуки [р] и [рь], а помогут нам в этом зимние забавы и красота зимней природы!”.
  • Проверяет готовность к занятию.
  • Создает положительный эмоциональный настрой.

II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)

  • Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами:
  • “Улыбка – трубочка”.
  • “Грибок” (присасывание языка к нёбу).
  • “Лошадка” (цоканье языком).
  • “Барабан” (произнесение звука “Д” за верхними зубами).
  • “Маляр” (провести языком по нёбу вперед-назад).
  • “Рычалка” (подражание рычанию мотора).
  • Логопед следит за правильностью выполнения упражнений и корректирует ошибки.

III. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

  • “Сдуй снежинку”: Дети дуют на снежинку, лежащую на ладони, стараясь ее сдуть. Логопед следит за плавным и длительным выдохом.
  • “Холодный ветер”: Дети делают глубокий вдох носом и медленно выдыхают через рот, произнося звук “У-у-у”, имитируя вой зимнего ветра.

IV. Автоматизация звуков в слогах (5 минут)

  • Логопед показывает карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
  • Дети повторяют слоги за логопедом хором и индивидуально.
  • Игра “Зимние эхо”: Логопед называет слог тихо, а дети повторяют его громко, представляя, что их голос разносится по зимнему лесу.
  • Игра “Поймай слог”: Логопед называет разные слоги, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слог со звуком [р] или [рь].

V. Автоматизация звуков в словах (10 минут)

  • Логопед показывает картинки с предметами на тему “Зима”, содержащими звуки [р] и [рь].
  • Дети называют предметы, четко произнося звуки [р] и [рь].
  • Игра “Что нарисовал мороз?”: Логопед показывает картинку, а дети описывают узор, нарисованный морозом на окне (например, замерзшие веточки, ромбики, кружочки).
  • Игра “Шарф или рукавицы?”: Логопед называет предмет одежды, а дети определяют, нужен ли он зимой (например, шарф – нужен, сандалии – не нужны).
  • Игра “Найди пару”: Логопед называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет слово-родственник со звуком [р] или [рь] (например, гора – горный, мороз – морозный).

VI. Физкультминутка (2 минуты)

  • “Замерзли ручки”: Дети делают круговые движения руками, чтобы согреться.
  • “Снежки”: Дети имитируют лепку и бросание снежков.

VII. Автоматизация звуков в предложениях (10 минут)

  • Логопед показывает картинку с зимним пейзажем.
  • Детям предлагается составить предложения по картинке, используя слова со звуками [р] и [рь]:
  • “На деревьях лежит пушистый снег.”
  • “Снегирь сидит на ветке рябины.”
  • “Дети катаются с горки на санках.”
  • “Мороз рисует красивые узоры на окнах.”
  • Игра “Закончи предложение”: Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:
  • Зимой очень холодно и дует сильный … (ветер).
  • Дети надели теплые варежки и … (шарфы).
  • На горке весело кататься и … (играть).

VIII. Развитие мелкой моторики (5 минут)

  • “Нарисуй узор на снегу”: Дети рисуют пальчиком узоры на емкости с крупой, изображая зимние узоры на снегу. Логопед следит за правильной артикуляцией звуков [р] и [рь].

IX. Итог занятия (3 минуты)

  • Логопед подводит итоги занятия: “Сегодня мы с вами отлично поработали в зимнем царстве! Мы любовались зимней красотой и учились правильно произносить звуки [р] и [рь]! Вы все большие молодцы!”
  • Логопед хвалит детей за активное участие и правильное произношение.
  • Вручает призы (наклейки с зимней тематикой, небольшие раскраски со снегирями).
  • Задание на дом: повторять слова и предложения со звуками [р] и [рь], которые были на занятии, и нарисовать зимний пейзаж, используя слова со звуками [р] и [рь].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...