Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема "Зима"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет
Тема: Зима
Цель: Автоматизация правильного произношения звуков [р] и [рь] в слогах, словах и предложениях на тему “Зима”.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков [р] и [рь] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме “Зима”.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных (шапка из шерсти – шерстяная шапка).
- Формировать умение составлять описательные рассказы по картинке с использованием слов со звуками [р] и [рь].
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух (умение различать звуки [р] и [рь] на слух).
- Развивать артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляции).
- Развивать речевое дыхание (умение правильно дышать во время речи).
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и восхищение зимней красотой.
- Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
- Развивать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала для каждого ребенка.
- Картинки с артикуляционными упражнениями для звука [р] (“Грибок”, “Лошадка”, “Барабан”, “Маляр”, “Рычалка”).
- Предметные картинки со словами, содержащими звуки [р] и [рь] на тему “Зима” (например, снегирь, мороз, горка, варежки, рукавица, рука, шарф, рукав, дерево, замерзнуть, буран, узор, упряжка, костер, игра, ровный, румяный, рядом).
- Карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
- Мяч.
- Изображение зимнего пейзажа (картинка, презентация).
- Искусственные снежинки разных размеров.
- Вата или синтепон для имитации снега.
- Емкость с крупой (например, манкой или рисом).
Ход занятия:
I. Организационный момент (3 минуты)
- Логопед приветствует детей: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в волшебное зимнее царство, где будем учиться правильно говорить звуки [р] и [рь], а помогут нам в этом зимние забавы и красота зимней природы!”.
- Проверяет готовность к занятию.
- Создает положительный эмоциональный настрой.
II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)
- Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами:
- “Улыбка – трубочка”.
- “Грибок” (присасывание языка к нёбу).
- “Лошадка” (цоканье языком).
- “Барабан” (произнесение звука “Д” за верхними зубами).
- “Маляр” (провести языком по нёбу вперед-назад).
- “Рычалка” (подражание рычанию мотора).
- Логопед следит за правильностью выполнения упражнений и корректирует ошибки.
III. Дыхательная гимнастика (2 минуты)
- “Сдуй снежинку”: Дети дуют на снежинку, лежащую на ладони, стараясь ее сдуть. Логопед следит за плавным и длительным выдохом.
- “Холодный ветер”: Дети делают глубокий вдох носом и медленно выдыхают через рот, произнося звук “У-у-у”, имитируя вой зимнего ветра.
IV. Автоматизация звуков в слогах (5 минут)
- Логопед показывает карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
- Дети повторяют слоги за логопедом хором и индивидуально.
- Игра “Зимние эхо”: Логопед называет слог тихо, а дети повторяют его громко, представляя, что их голос разносится по зимнему лесу.
- Игра “Поймай слог”: Логопед называет разные слоги, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слог со звуком [р] или [рь].
V. Автоматизация звуков в словах (10 минут)
- Логопед показывает картинки с предметами на тему “Зима”, содержащими звуки [р] и [рь].
- Дети называют предметы, четко произнося звуки [р] и [рь].
- Игра “Что нарисовал мороз?”: Логопед показывает картинку, а дети описывают узор, нарисованный морозом на окне (например, замерзшие веточки, ромбики, кружочки).
- Игра “Шарф или рукавицы?”: Логопед называет предмет одежды, а дети определяют, нужен ли он зимой (например, шарф – нужен, сандалии – не нужны).
- Игра “Найди пару”: Логопед называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет слово-родственник со звуком [р] или [рь] (например, гора – горный, мороз – морозный).
VI. Физкультминутка (2 минуты)
- “Замерзли ручки”: Дети делают круговые движения руками, чтобы согреться.
- “Снежки”: Дети имитируют лепку и бросание снежков.
VII. Автоматизация звуков в предложениях (10 минут)
- Логопед показывает картинку с зимним пейзажем.
- Детям предлагается составить предложения по картинке, используя слова со звуками [р] и [рь]:
- “На деревьях лежит пушистый снег.”
- “Снегирь сидит на ветке рябины.”
- “Дети катаются с горки на санках.”
- “Мороз рисует красивые узоры на окнах.”
- Игра “Закончи предложение”: Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:
- Зимой очень холодно и дует сильный … (ветер).
- Дети надели теплые варежки и … (шарфы).
- На горке весело кататься и … (играть).
VIII. Развитие мелкой моторики (5 минут)
- “Нарисуй узор на снегу”: Дети рисуют пальчиком узоры на емкости с крупой, изображая зимние узоры на снегу. Логопед следит за правильной артикуляцией звуков [р] и [рь].
IX. Итог занятия (3 минуты)
- Логопед подводит итоги занятия: “Сегодня мы с вами отлично поработали в зимнем царстве! Мы любовались зимней красотой и учились правильно произносить звуки [р] и [рь]! Вы все большие молодцы!”
- Логопед хвалит детей за активное участие и правильное произношение.
- Вручает призы (наклейки с зимней тематикой, небольшие раскраски со снегирями).
- Задание на дом: повторять слова и предложения со звуками [р] и [рь], которые были на занятии, и нарисовать зимний пейзаж, используя слова со звуками [р] и [рь].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
