Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема "Осень"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет
Тема: Осень
Цель: Автоматизация правильного произношения звуков [р] и [рь] в слогах, словах и предложениях на тему “Осень”.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков [р] и [рь] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме “Осень”.
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (лист клёна – кленовый лист).
- Формировать умение составлять описательные рассказы по картинке с использованием слов со звуками [р] и [рь].
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух (умение различать звуки [р] и [рь] на слух).
- Развивать артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляции).
- Развивать речевое дыхание (умение правильно дышать во время речи).
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
- Развивать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала для каждого ребенка.
- Картинки с артикуляционными упражнениями для звука [р] (“Грибок”, “Лошадка”, “Барабан”, “Маляр”).
- Предметные картинки со словами, содержащими звуки [р] и [рь] на тему “Осень” (например, рябина, гриб, трава, воробей, дерево, урожай, корень, роса, река, ветер, рыбка, ручей, зарядка, рожь, рот, рука, рак, радуга, рама).
- Карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
- Мяч.
- Изображение осеннего пейзажа (картинка, презентация).
- Настоящие или искусственные осенние листья разных цветов и размеров.
- Корзинка или небольшое ведерко.
- Игрушка – воробей.
- Клубок ниток (красного или другого яркого цвета).
Ход занятия:
I. Организационный момент (3 минуты)
- Логопед приветствует детей: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес и будем учиться правильно говорить звуки [р] и [рь], а поможет нам в этом маленький воробей!”.
- Проверяет готовность к занятию.
- Создает положительный эмоциональный настрой.
II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)
- Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами:
- “Улыбка – трубочка”.
- “Грибок” (присасывание языка к нёбу).
- “Лошадка” (цоканье языком).
- “Барабан” (произнесение звука “Д” за верхними зубами).
- “Маляр” (провести языком по нёбу вперед-назад).
- Логопед следит за правильностью выполнения упражнений и корректирует ошибки.
III. Дыхательная гимнастика (2 минуты)
- “Ветерок”: Дети дуют на осенние листья, стараясь их сдуть со стола.
- “Аромат осени”: Дети делают медленный вдох носом, представляя, что вдыхают аромат осенних листьев, а затем плавно выдыхают через рот.
IV. Автоматизация звуков в слогах (5 минут)
- Логопед показывает карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
- Дети повторяют слоги за логопедом хором и индивидуально.
- Игра “Эхо”: Логопед называет слог шепотом, а дети повторяют его громко.
- Игра “Поймай слог”: Логопед называет разные слоги, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слог со звуком [р] или [рь].
V. Автоматизация звуков в словах (10 минут)
- Логопед показывает картинки с предметами на тему “Осень”, содержащими звуки [р] и [рь].
- Дети называют предметы, четко произнося звуки [р] и [рь].
- Игра “Что собирает воробей?”: Логопед показывает картинку, а дети называют, что воробей собирает в осеннем лесу (например, грибы, ягоды рябины, зернышки).
- Игра “Какой лист?”: Логопед показывает лист, а дети образуют притяжательное прилагательное (например, лист клёна – кленовый лист, лист березы – березовый лист).
- Игра «Разложи по корзинкам»: Логопед раздает детям картинки и две корзинки. Дети должны разложить картинки по корзинкам: в одну – слова со звуком [р], а в другую – слова со звуком [рь].
VI. Физкультминутка (2 минуты)
- “Ветер дует”: Дети имитируют движения деревьев на ветру (раскачиваются из стороны в сторону, поднимают руки вверх).
- “Собираем урожай”: Дети приседают и делают вид, что собирают урожай в корзинки.
VII. Автоматизация звуков в предложениях (10 минут)
- Логопед показывает изображение осеннего пейзажа.
- Детям предлагается составить предложения по картинке, используя слова со звуками [р] и [рь]:
- “На деревьях яркие осенние листья.”
- “Воробей прыгает по траве.”
- “В лесу растут разные грибы.”
- “По небу плывут серые тучи.”
- Игра “Закончи предложение”: Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:
- Осенью часто идет … (дождь).
- На рябине много красных … (ягод).
- В лесу можно найти разные … (грибы).
VIII. Развитие мелкой моторики (5 минут)
- “Клубочек для воробья”: Детям предлагается намотать нитку на клубок, тренируя мелкую моторику рук. Логопед напоминает детям о необходимости правильно произносить звуки [р] и [рь] во время выполнения задания.
IX. Итог занятия (3 минуты)
- Логопед подводит итоги занятия: “Сегодня мы с вами замечательно поработали в осеннем лесу! Мы помогали воробью собирать припасы на зиму и правильно произносили звуки [р] и [рь]! Вы все молодцы!”
- Логопед хвалит детей за активное участие и правильное произношение.
- Вручает призы (наклейки, небольшие раскраски с картинками осени).
- Задание на дом: повторять слова и предложения со звуками [р] и [рь], которые были на занятии, и понаблюдать за природой осенью, обращая внимание на предметы и явления, в названиях которых есть эти звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
