Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [рь] для детей 5-7 лет

Тема: Осень

Цель: Автоматизация правильного произношения звуков [р] и [рь] в слогах, словах и предложениях на тему “Осень”.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Закреплять правильное произношение звуков [р] и [рь] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме “Осень”.
  • Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (лист клёна – кленовый лист).
  • Формировать умение составлять описательные рассказы по картинке с использованием слов со звуками [р] и [рь].
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать фонематический слух (умение различать звуки [р] и [рь] на слух).
  • Развивать артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляции).
  • Развивать речевое дыхание (умение правильно дышать во время речи).
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
  • Развивать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала для каждого ребенка.
  • Картинки с артикуляционными упражнениями для звука [р] (“Грибок”, “Лошадка”, “Барабан”, “Маляр”).
  • Предметные картинки со словами, содержащими звуки [р] и [рь] на тему “Осень” (например, рябина, гриб, трава, воробей, дерево, урожай, корень, роса, река, ветер, рыбка, ручей, зарядка, рожь, рот, рука, рак, радуга, рама).
  • Карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
  • Мяч.
  • Изображение осеннего пейзажа (картинка, презентация).
  • Настоящие или искусственные осенние листья разных цветов и размеров.
  • Корзинка или небольшое ведерко.
  • Игрушка – воробей.
  • Клубок ниток (красного или другого яркого цвета).

Ход занятия:

I. Организационный момент (3 минуты)

  • Логопед приветствует детей: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес и будем учиться правильно говорить звуки [р] и [рь], а поможет нам в этом маленький воробей!”.
  • Проверяет готовность к занятию.
  • Создает положительный эмоциональный настрой.

II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)

  • Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами:
  • “Улыбка – трубочка”.
  • “Грибок” (присасывание языка к нёбу).
  • “Лошадка” (цоканье языком).
  • “Барабан” (произнесение звука “Д” за верхними зубами).
  • “Маляр” (провести языком по нёбу вперед-назад).
  • Логопед следит за правильностью выполнения упражнений и корректирует ошибки.

III. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

  • “Ветерок”: Дети дуют на осенние листья, стараясь их сдуть со стола.
  • “Аромат осени”: Дети делают медленный вдох носом, представляя, что вдыхают аромат осенних листьев, а затем плавно выдыхают через рот.

IV. Автоматизация звуков в слогах (5 минут)

  • Логопед показывает карточки со слогами (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
  • Дети повторяют слоги за логопедом хором и индивидуально.
  • Игра “Эхо”: Логопед называет слог шепотом, а дети повторяют его громко.
  • Игра “Поймай слог”: Логопед называет разные слоги, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слог со звуком [р] или [рь].

V. Автоматизация звуков в словах (10 минут)

  • Логопед показывает картинки с предметами на тему “Осень”, содержащими звуки [р] и [рь].
  • Дети называют предметы, четко произнося звуки [р] и [рь].
  • Игра “Что собирает воробей?”: Логопед показывает картинку, а дети называют, что воробей собирает в осеннем лесу (например, грибы, ягоды рябины, зернышки).
  • Игра “Какой лист?”: Логопед показывает лист, а дети образуют притяжательное прилагательное (например, лист клёна – кленовый лист, лист березы – березовый лист).
  • Игра «Разложи по корзинкам»: Логопед раздает детям картинки и две корзинки. Дети должны разложить картинки по корзинкам: в одну – слова со звуком [р], а в другую – слова со звуком [рь].

VI. Физкультминутка (2 минуты)

  • “Ветер дует”: Дети имитируют движения деревьев на ветру (раскачиваются из стороны в сторону, поднимают руки вверх).
  • “Собираем урожай”: Дети приседают и делают вид, что собирают урожай в корзинки.

VII. Автоматизация звуков в предложениях (10 минут)

  • Логопед показывает изображение осеннего пейзажа.
  • Детям предлагается составить предложения по картинке, используя слова со звуками [р] и [рь]:
  • “На деревьях яркие осенние листья.”
  • “Воробей прыгает по траве.”
  • “В лесу растут разные грибы.”
  • “По небу плывут серые тучи.”
  • Игра “Закончи предложение”: Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:
  • Осенью часто идет … (дождь).
  • На рябине много красных … (ягод).
  • В лесу можно найти разные … (грибы).

VIII. Развитие мелкой моторики (5 минут)

  • “Клубочек для воробья”: Детям предлагается намотать нитку на клубок, тренируя мелкую моторику рук. Логопед напоминает детям о необходимости правильно произносить звуки [р] и [рь] во время выполнения задания.

IX. Итог занятия (3 минуты)

  • Логопед подводит итоги занятия: “Сегодня мы с вами замечательно поработали в осеннем лесу! Мы помогали воробью собирать припасы на зиму и правильно произносили звуки [р] и [рь]! Вы все молодцы!”
  • Логопед хвалит детей за активное участие и правильное произношение.
  • Вручает призы (наклейки, небольшие раскраски с картинками осени).
  • Задание на дом: повторять слова и предложения со звуками [р] и [рь], которые были на занятии, и понаблюдать за природой осенью, обращая внимание на предметы и явления, в названиях которых есть эти звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...