Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР на тему: «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Возраст детей (возр. группа): 5-6 лет (старшая группа).
Тема занятия: "Перелётные птицы".
Образовательная цель: развитие связной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки:
Чикина Анна Александровна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 243»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР
на тему: «Перелетные птицы»
1 | Возраст детей (возр. группа): | 5-6 лет (старшая группа) |
2 | Тема занятия: | «Перелетные птицы» |
3 | Образовательная цель: | Развитие связной речи. |
4 | Задачи образовательной деятельности: | - Расширять представления детей о перелетных птицах, учить узнавать и называть перелетных птиц по внешнему виду, знать их отличительные признаки; - обогащать словарь детей; - развивать связную речь посредством составления загадок-описаний; - развивать слуховое внимание; - развивать логическое мышление; - воспитывать заботливое, бережное отношение к птицам, познавательный интерес к жизни птиц, к природе. |
5 | Образовательные области: | Речевое развитие. Познавательное развитие. |
6 | ДЕТСКАЯ цель: | Придумать загадки о перелетных птицах для ребят из другой группы (принять участие во флешмобе). |
7 | Виды ДЕТСКОЙ деятельности на занятии: | Коммуникативная. |
8 | Организация РППС: | Аудиозаписи с голосами перелетных птиц, на доске картинки с изображениями перелетных птиц, схема для составления описательного рассказа (Приложение 1), мольберт, ножницы, бумага, фломастеры, карандаши, клей. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводно-мотивационный этап:
Звучит аудиозапись щебета ласточки.
- Ребята, мне кажется, я слышу что-то необычное. Вы слышите? Что это?
(Дети предполагают, что это может быть.) Узнали, кто это поет? (Педагог слушает варианты ответов нескольких детей. В предварительную работу входило прослушивание аудиозаписей голосов перелетных птиц).
- Да, верно, это щебечет ласточка.
Далее звучат аудиозаписи голосов грача, лебедя, кукушки.
- Ребята, голоса каких птиц мы сейчас услышали? Какие это птицы? Что мы знаем о перелетных птицах? Почему они улетают в теплые края? Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Упражнение «Правда или нет?»
- Я буду вам говорить предложения о перелетных птицах. Если вы согласны, что будете делать? (дети предлагают движение). Если не согласны, то что будете делать? (предлагают движение) И исправлять меня.
- Перелетные птицы остаются с нами зимовать.
Перелетные птицы улетают в холодные страны.
Перелетные птицы прилетают к нам весной.
Перелетные птицы – это аист, журавль, голубь, лебедь.
Тело птиц покрыто шерстью.
У аиста журавленок.
Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка.
- Ребята, мы вспомнили о перелетных птицах не случайно. Дело в том, что между старшими группами нашего детского сада запущен флешмоб «Загадки о перелетных птицах». Можно сочинить свою загадку, записать ее на телефон и поделиться этой записью с ребятами из другого корпуса нашего детского сада. А они пришлют нам свои ответы и загадки. Скажите, пожалуйста, что вы думаете по этому поводу? Нам стоит принимать участие? Будет интересно? Здорово! Я вместе с вами приму в этом участие!
Основной / практический этап:
- Ребята, как вы понимаете, что такое загадка? Наши загадки будут о перелетных птицах. Значит, что можно рассказать в загадке? (Дети предлагают свои варианты) У меня есть вот такая схема. В ней зашифрован план рассказа. Посмотрите, о чем можно рассказать по этим картинкам?
- Как мы будем придумывать свои загадки? Для этого мы возьмем уже готовую схему или добавим в нее что-то? (Проводится голосование по поднятым рукам.)
Если большинство предлагает изменить схему:
- Что вы предлагаете добавить в схему? Как нам это сделать? (Дети видоизменяют схему – разрезают, делают дополнительные схематичные рисунки и т.д. Схему помещают на мольберт.)
- Нам стоит всем вместе рассказать об одной птице или каждый выберет свою? (Проводится голосование – дети поднимают руку)
Вариант 1. Каждый составляет свою загадку о любой из перелетных птиц по желанию.
- Я начну! На доске картинки. Сейчас я подумаю и выберу, о какой птице я хочу составить загадку. Птицу называть не буду!
Образец рассказа по схеме. Это крупная птица. Оперение у нее серое, на голове красная шапочка. У этой птицы длинные ноги и длинный желтый клюв, короткий черный хвост, большие крылья. Она летает, ходит, бродит, стоит на одной ноге. Питается лягушками, мелкой рыбой, ящерицами. Кто это? (цапля)
Образец свободного рассказа. Эта птица перелетная. Она крупная. Оперение у этой птицы серое, на голове красная шапочка. У нее длинные ноги и длинный желтый клюв, короткий черный хвост, большие крылья. Живет эта птица на болоте. Питается лягушками, мелкой рыбой, ящерицами. Гнездо строит на кочках. Кто это? (цапля)
- Кто хочет продолжить?
Желающие дети продолжают загадывать и отгадывать загадки.
Вариант 2. Одна загадка на всех.
- Ребята, как мы выберем, о какой птице будем рассказывать? (Среди предполагаемых ответов детей возможен вариант – по считалке.) Кто из вас будет считать? (Жеребьевка) Ребенок произносит считалку – «считает» картинки с изображением птиц на доске. Какая картинка выпадет, о той птице и составляют загадку.
(Каждый предлагает свою часть загадки. Далее желающие рассказывают загадку целиком.)
Рефлексивно-оценочный этап:
- Что нового сегодня узнали? Как вы думаете, мы справились с задачей флешмоба? Кто доволен тем, что получилось? Положите в нашу добрую корзинку по одному словечку о нашем занятии. Что бы вы хотели о нем сказать?
- Ребята, я записала все ваши загадки и обязательно отправлю их детям из другой старшей группы. Надеюсь, они пришлют нам свои ответы. А еще – тоже придумают загадки для вас.
Приложение 1.
Схема для составления загадок-описаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием проблемной ситуации на тему: «История двух друзей»
Занятие с использованием технологии проблемного обучения...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ по теме: "Зимующие птицы"
Развитие речи в рамках темы: "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»Программное содержание:1. Закрепить умение, составлять текст повествовани...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"
Представленный в методической разработке материал позволит обобщить знания детей по теме: "Раняя весна", обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР на тему «Профессии»
Цели:Знакомить детей с профессиями людей.Расширять сведения о профессияхОбогащать и систематизировать словарь по теме;Развивать умение употреблять падежные конструкции;Учить подбирать слова &nda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Обувь и головные уборы"
Кенспект занятия по теме: Обувь и головные уборы для детей с ОНР старшей группы....
