Познавательно-речевой проект "Буквальный Санкт-Петербург"
проект по логопедии (старшая группа)
Цель данного проекта:изучение достопримечательностей Санкт-Петербурга с помощью алфавита,где на каждую букву подобран городской объект.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
Красносельского района Санкт–Петербурга
Познавательно-речевой проект
для детей старшей логопедической группы
«Буквальный Санкт-Петербург»
Подготовила и провела учитель-логопед:
Ботякова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург
2025г.
Паспорт проекта
Название проекта: «Буквальный Санкт-Петербург»
Вид проекта: речевой, коррекционно-развивающий, познавательный.
Продолжительность проекта: март-апрель 2025г.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №10 "Сказка", воспитатели, учитель-логопед, родители.
Актуальность темы: В ходе беседы с детьми о родном городе, выяснилось, что многие дети не знают достопримечательности Санкт-Петербурга, а, если и знают, то знания эти не точные и не систематизированные. Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. По этой причине возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о нашем городе, как заинтересовать их достопримечательностями города? Мы решили, что это надо сделать путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого развития, чтения художественной литературы, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование),а ,чтобы совместить логопедическую работу и изучение данной темы мы приняли решение совершить с детьми увлекательное путешествие от Арки Главного штаба до Янтарной комнаты, и узнать Северную столицу с её достопримечательностями и легендами от А до Я. Целесообразно знакомить дошкольников с городом, используя наглядный материал, отражающий знакомые объекты. Стоит привлечь их внимание к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают, или не обращают внимания. Целенаправленное развитие детского интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, формирования его творческой индивидуальности.
Изучение истории родного города необходимо начинать с самых азов. У города Санкт- Петербурга, как и у самого ребёнка есть имя, день рождения, ангел-хранитель, настроение и лицо. Учитывая склонность дошкольников к очеловечиванию города, и их незначительный жизненный опыт, возможна реализация данного подхода, позволяющая установить эмоциональную связь с городом и положительный настрой дошкольников на его изучение.
Цель: изучение достопримечательностей Санкт-Петербурга с помощью алфавита, где на каждую букву подобран городской объект.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование, закрепление, уточнение знаний о родном городе;
- закрепление знаний о звуке, букве, обозначении звука на письме;
- формирование умения составлять предложения и рассказы о родном городе;
- уточнение знаний о достопримечательностях родного города, умение использовать в связной речи глаголы, прилагательные.
- отработка навыков словообразования и словоизменения;
- определения последовательности, количества и местонахождения звуков в слове на базе речевого материала;
2. Коррекционная:
- развитие наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-действенного мышления;
- развитие операций мышления таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие внимания (концентрация, распределение);
- развитие механизмов памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- активизация словаря по теме
3. Воспитательная:
- воспитание самостоятельности, активности, умение слушать взрослого и ответы своих товарищей;
- формирование интереса и любви к Стране, родному городу, району;
Основные направления ,используемые в логопедической работе:
- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- развитие языкового анализа и синтеза
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.
Ожидаемые результаты:
- возрастает интерес к родному городу;
- дети чувствуют себя более успешными;
- с помощью достопримечательностей города быстрее происходит запоминание букв алфавита;
- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем.
- развивается гуманное отношение и патриотическое чувство к своему городу.
Формы реализации проекта:
- Занятия.
- Беседы.
- Наблюдения.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность детей.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Исследовательская деятельность
Продукты проекта
ЛЭПБУК «Санкт – Петербург», Книга «Петербург по алфавиту»
Работа с родителями:
Познакомить родителей с темой проекта
Папка-передвижка: «Учим с детьми чистоговорки о Санкт-Петербурге».
Индивидуальные консультации по запросам родителей.
ПЛАН ПРОЕКТА
Реализацию проекта осуществляла в три этапа.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Перспективное планирование проекта.
-Подбор необходимых материалов, игр и упражнений.
-Подбор литературы по теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Просветительская работа с родителями в форме консультаций, оформление информационного уголка для родителей.
II этап – основной (практический).
- Реализация проекта в соответствии с планом.
III этап – заключительный.
Анализ проведённой работы. Продукты проекта, сделанные совместно (воспитатели, дети, логопед) -Лэпбук «Санкт-Петербург» и книга «Петербург по Алфавиту»
Второй этап – основной. Реализация проекта
Содержание деятельности | Срок | Деятельность | результат | |
Детей | родителей | |||
Беседа с детьми о достопримечательностях города | Начало марта | Дети рассказывают о тех достопримеча-тельностях, которые им знакомы. Делятся друг с другом знаниями. | Предложить родителям сходить с детьми на любую экскурсию, чтобы потом рассказать ребятам. | Дети узнали о новых местах, развивали связную речь, рассказывая о своих впечатлениях. |
Работа по развитию мелкой моторики на индивидуальных занятиях («Заштрихуй кораблик», «Дорисуй невские волны», «Обведи по контуру», «Лабиринты», «Продолжи узор") | На протяжении всего проекта | Дети развивали мелкую моторику пальцев рук необычным для них способом и узнавали новые факты о Санкт-Петербурге» | Родителям было предложено на индивидуальных консультациях использовать данные задания дома.(Выдавались распечатанные задания) | Дети научились различным упражнениям по развитию мелкой моторики начали придумывать свои упражнения. |
Артикуляционная гимнастика по теме(«Дворцовая Площадь» (« Окошко ») «Казанский собор» («Заборчик»)«Стрелка Васильевского Острова» («Лопатка») «Развод Дворцового моста» («Качели»)«Факел Ростральной колонны» («Болтушка», «Фокус») « Медный всадник» («Лошадка») | На протяжении всего проекта | Дети выполняют артикул.гимнастику и одновременно запоминают названия достопримечатель-ностей. | Артикуляционная гимнастика выполняется с родителями. | Научились одновременно выполнять артикуляционную гимнастику и запомнили некоторые достопримечательности. |
Разучивание стихотворения Н.В.Нищевой «Санкт-Петербург» по мнемотаблице; | Середина марта | Дети научились использовать мнемотаблицу для быстрого запоминания стих-я. | Дома повторяли стих-е с родителями | Дети выучили стихотворение-считалку и рассказывают её друг другу. |
Автоматизация звуков(«Аврора» проходит под мостом» (изолированное произнесение звука Л), «Фонтан шумит» (изолированное произнесение звука Ш) «Львы рычат» - (изолированное произнесение звука Р) | На протяжении всего проекта с разными детьми. | Дети учились автоматизировать звуки, используя различные названия объектов СПБ | Автоматизация звуков дома. | Дети научились автоматизировать звуки в интересной игре. |
Разучивание скороговорок о Санкт-Петербурге на разные поставленные звуки. | Конец апреля | Дети разучивали скороговорки, тем самым автоматизировали поставленные звуки и формировали слоговую структуру сложных слов. | Родителям было предложено дома с детьми разучить несколько скороговорок. | Дети продолжали автоматизировать поставленные звуки в интересной форме. |
Обучение грамоте с использованием достопримечательностей города (Подбор букв к разным объектам города) | На протяжении всего проекта | Дети вместе с логопедом подбирают к каждой букве свою достопримечательность. Рассматривают картинки в книге. | Вместе с родителями подумать, какие ещё новые объекты можно назвать на определённую букву. | Дети проявили большой интерес к изучению букв. Узнали много новых достопримечательностей. |
Совершенствование лексико-грамматических категорий (Игры: «Скажи наоборот, «Назови ласково», «Один-много» «Сосчитай до 5») | На протяжении всего проекта | Дети продолжают осваивать лексико-грамматические категории по теме проекта) | Дома закрепляют полученные знания дома. | Лексико-грамматические категории совершенствуются у детей. |
Разгадывание ребусов. Разгадывание загадок и оформление их в книжку-самоделку. | Середина-конец апреля | Дети учатся разгадывать ребусы, загадки, размышлять | Подбор загадок о городе вместе с родителями | Обучение чтению с и печатанию букв с помощью ребусов. Изготовление книжки «Петербург по Алфавиту» |
Изготовление Лепбука «Санкт-Петербург» совместно с воспитателями и детьми. | Конец апреля | Дети принимают участие в изготовлении лэпбука, вместе обсуждаем и выбираем материал. | Родителям сделали фотоотчёт нашей совместной работы. | Дети с удовольствием играют в подготовленные игры из лэпбука, учатся играть дружно, обогащают свои знания. |
Третий этап - заключительный
Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
Продукты проекта: Лэпбук «Санкт-Петербург» и книга «Петербург по Алфавиту»
Оформление проекта и фотоотчет.
Результаты реализации проекта:
В процессе реализации проекта дети узнали, что Санкт-Петербург – город большого количества достопримечательностей Оказывается можно даже создать азбуку Санкт-Петербурга и почти на каждую букву подобрать какой-нибудь интересный объект. Дети активизировали словарь по теме проекта, узнали много новых слов, стихов, скороговорок, научились разгадывать загадки и ребусы.
Используемая литература:
1.Е.А.Никонова «Первые прогулки по Петербургу»
2. Е. Логунова, А.Голубев «Буквальный Петербург»
3.Н. Радченко «Азбука Петербурга в стихах и картинках. От Ангела до Якоря»,
4. Д. Арсеньева «Пешком по Невскому»
5. Н.В.Нищева «Люблю по городу гулять»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Конспект совместной деятельности "По музеям Санкт-Петербурга" в рамках проекта "Санкт-Петербург - мой город родной"
Дать представление о музеях Санкт-Петербурга....

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург
Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей речевой подготовительной к школе группы «Прогулка по Санкт-Петербургу»
Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группе «Теремок» (для детей с общим недоразвитием речи) художественно-эстетического и познавательно-речевого развития. "Экскурсия по Санкт-Петербургу".
Обобщить знания детей о достопримечательностях Санкт-петербурга....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Мой город Санкт – Петербург»
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательно – речевому развитию «Мой город Санкт – Петербург»...

Познавательно-речевое развитие "Экскурсия по Санкт-Петербургу"
Данный конспект предназначен для познавательно-речевого развития....
