Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква Э"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по обучению грамтоте направлено на развитие у детей дошкольного возраста в игровой форме фонематического восприятия, закрепление навыков звуко-слогового анализа и сиетеза, развитие навыков чтения слогов, слов, коротких текстов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
подгруппового занятия по обучению чтению
(в рамках проекта дополнительного образования)
обучающихся подготовительной к школе группы МАДОУ «Д/С № 26»
(на основе пособия «Волшебный мир звуков и слов» Пожиленко Е. А.)
Составила: Прохорова Н. П. , учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26» г. Сатка, 2025 г.
Тема: «Звук и буква [Э]» «Экскурсия».
Цель: ознакомление с буквой Э, развитие навыков чтения.
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся с новой буквой как графическим образом гласного звука [Э].
2. Развивать навыки складового чтения слогов, слов, коротких текстов.
3. Закреплять навык определения акустико-артикуляционной характеристики звуков.
4. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слова.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Упражнять в образовании и проговаривании слов сложной слоговой структуры.
7. Расширять кругозор и активизировать представления об окружающем мире.
8. Развивать познавательный интерес, любознательность, навыки коллективной работы.
Материалы и оборудование:
Демонстрационное: слайдовая презентация, мультимедиапроектор, экран, ноутбук, наборное полотно, схемы акустико-артикуляционной характеристики звуков, «Звуковичок» - символ звука [Э], мяч, схематичное изображение домов с 1, 2, 3 и 4-мя этажами формата А-4, картинки электрического транспорта,
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки, картинки с изображением предметов со звуком [Э], буквы Э, М, У из набора ТИКО-грамматика (азбука) по количеству детей, Буквари Н. С. Жуковой по количеству детей.
Ход занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Педагог приглашает обучающихся в кабинет. Дети рассаживаются за столы.
Слайд 3
- Отгадайте загадку:
В горах, в ущелье и в лесу
Его услышать можем.
Там волка дразнит и лису,
Детей и взрослых тоже.
Оно и воет, и поёт,
Смеётся и хохочет,
Свистит, аукает, орёт,
Как сильный гром грохочет.
А вот увидеть нам его,
Пожалуй, не придётся.
Загадка эта про кого?
И как оно зовётся? (- Эхо)
- Правильно, ребята, это «Эхо».
2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА.
- С какого звука начинается слово «Эхо»? (- Со звука [Э]).
- Как этот звук образуется?
(по акустической схеме и с помощью индивидуальных зеркал дети определяют параметры звука).
- Этот звук гласный, поэтому обозначать будем красной фишкой. (педагог выставляет символ – красный Звуковичок).
- Давайте придумаем нашей гостье имя со звуком [Э]: (Эмма, Элла, Элина, Эльвира, Эвелина, …).
- Послушайте сказку про звук [Э]:
Слайд 4
3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
- Эмма предлагает вам поиграть с ней в игру «Эхо»: она будет громко называть слова, а вы откликаться тихо:
(игра с мячом). Дети встают в круг. Педагог бросает ребёнку мяч и громко называет слово, а ребёнок тихо повторяет слово и бросает мяч обратно взрослому.
Словарь: Экран, Эклер,
Эскалатор, Эскимос,
Этажерка, Элеватор,
Экипаж, Эльф.
Эскимо,
- Какие слова запомнили? (Чтобы сесть на своё место, ребёнок должен припомнить слово). Дети садятся за столы.
4. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Образование сложных слов.
- Эмма предлагает отправиться на экскурсию, чтобы познакомиться со словами со звуком [Э].
Слайд 5
- Отправляемся.
Экскурсию буду вести я. Значит, я … кто? – Экскурсовод, а вы - …экскурсанты.
- Выходим на улицу и видим вокруг много домов. Все они разные по высоте. Как определить их высоту? (- посчитать этажи).
Слайд 6
- Вот и встретилось слово со звуком [Э] – «ЭТАЖ».
- Как назвать дом, в котором 4, 5, 3, 8, 11, 2, 9, 1, много этажей? (дети образуют и проговаривают слова «одноэтажный дом», «трёхэтажный дом» и т.п.)
5. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
- Чтобы построить дом, сначала нужно вырыть яму, котлован для фундамента. С помощью какой техники это сделать?
( - с помощью экскаватора).
- Кто управляет экскаватором? (- экскаваторщик).
- Дом построили, нужно заселять жильцов. Но жильцы в нашем доме будут необычные. Это будут слова со звуком [Э]:
- В одноэтажном доме будут жить слова с одним слогом, в двухэтажном – из двух слогов, в трёхэтажном поселятся слова из трёх слогов, в четырёхэтажный дом заселятся слова, состоящие из 4-х слогов. Расселите жильцов. Берите картинку, определяйте количество слогов и прикрепляйте картинку к изображению дома. (Дети с помощью метода «Рука под подбородком» определяют количество слогов (при произношении гласных звуков подбородок опускается вниз) и выполняют задание).
6. ПРОГОВАРИВАНИЕ ЗВУКА ВО ФРАЗЕ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
- К каждому дому привязаны какие-то нити. На высоких столбах. Что это? Для чего нужны эти нити? (- Это электрические провода. Они нужны, чтобы в доме было электричество). Вот и ещё одно слово нашли – «Электричество»!
- Что бывает электрическим? (Дети по очереди образуют и проговаривают фразу типа: «электрический утюг, электрический пылесос» и т.п.).
- Посмотрите на картинки и скажите, какой предмет лишний и почему? (игра «Четвёртый – лишний»)
Слайд 7
7. ПРОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. (Транспорт).
- А дальше мы поедем на электрическом транспорте. Какой электротранспорт вы знаете? Что выберем? Почему?
- А попасть нам нужно в то место, где «живут» самолёты. Как оно называется?
Слайд 8
- Да, это аэропорт. А большой пассажирский самолёт ещё называют аэробусом.
Слайд 9
- А за словами со звуком [Э] полетим в Африку.
Слайд 10
8. ФИЗМИНУТКА. РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ.
- Вот мы и в Африке. Здесь много разных животных.
Вот на водопой идёт
Толстокожий бегемот.
А за ним, не зная лени,
Скачут быстрые олени.
Хоть вода с песком и глиной -
Пьёт жирафа с шеей длинной.
А в реке, зарывшись в ил,
Дремлет грозный крокодил!
(Дети выполняют имитационные движения по тексту стихотворения).
9. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С БУКВОЙ Э. ЧТЕНИЕ СЛОГОВ.
- Слов со звуком [Э] в Африке не нашли, но я нашла букву Э.
Слайд 11
(Педагог демонстрирует букву, спрашивает, на что она похожа. Можно предложить детям задания на определение правильно и неправильно изображённых букв, печатание буквы, составление из элементов и т.п.).
- Отправляемся дальше на юг, в Австралию.
Слайд 12
- Чтобы не было скучно в полёте, почитаем:
Слайды 13, 14
(дети читают «по цепочке слоги и слоговые ряды).
10. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВА.
Слайд 15
- Пока мы с вами читали, оказались в южном полушарии, пересекли воображаемую линию, называется она – «Экватор».
- В Австралии живут необычные животные. И живёт самый большой страус. А как он называется, вы узнаете, если составите слово из первых звуков этих слов.
Слайд 16
(Дети выполняют задание, составляют слово из букв ТИКО-конструктора).
Слайд 17
- Да, страус называется «Эму». Ещё одно слово со звуком [Э] нашли в далёкой Австралии.
11. ЧТЕНИЕ ПО БУКВАРЮ Н. С. ЖУКОВОЙ. С. 84.
- Наша экскурсия завершается. Нам пора возвращаться. Пока летим обратно, почитаем. Откройте Букварь на странице 84,
- слова, выделенные жирным шрифтом – хоровое чтение.
- текст – по очереди. Один ребёнок читает одно предложение.
- Загадки – читает взрослый, либо хорошо читающие дети. Остальные – отгадывают и читают подписи под картинками.
12. ИТОГ.
- Вам понравилась экскурсия?
- Что запомнилось?
- С какой буквой познакомились?
- Что узнали о звуке [Э]? Какие слова запомнили?
Слайд 18
Слайд 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"
Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:· познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...
