Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква Э"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Прохорова Наталья Павловна

Занятие по обучению грамтоте направлено на развитие у детей дошкольного возраста в игровой форме фонематического восприятия, закрепление навыков звуко-слогового анализа и сиетеза, развитие навыков чтения слогов, слов, коротких текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_sayta_e.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

подгруппового занятия по обучению чтению

 (в рамках проекта  дополнительного образования)

обучающихся подготовительной к школе группы МАДОУ «Д/С № 26»

(на основе пособия «Волшебный мир звуков и слов» Пожиленко Е. А.)

Составила: Прохорова Н. П. , учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26» г. Сатка, 2025 г.

Тема: «Звук и буква [Э]» «Экскурсия».

Цель: ознакомление с буквой Э, развитие навыков чтения.

Задачи:

1. Ознакомить обучающихся с новой буквой как графическим образом гласного звука [Э].

2. Развивать навыки складового чтения слогов, слов, коротких текстов.

3. Закреплять навык определения акустико-артикуляционной характеристики звуков.

4. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слова.

5. Развивать фонематическое восприятие.

6. Упражнять в образовании и проговаривании слов сложной слоговой структуры.

7. Расширять кругозор и активизировать представления об окружающем мире.

8. Развивать познавательный интерес, любознательность, навыки коллективной работы.

Материалы и оборудование:

Демонстрационное: слайдовая презентация, мультимедиапроектор, экран, ноутбук, наборное полотно, схемы акустико-артикуляционной характеристики звуков, «Звуковичок» - символ звука [Э], мяч, схематичное изображение домов с 1, 2, 3 и 4-мя этажами формата А-4, картинки электрического транспорта,

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки, картинки с изображением предметов со звуком [Э], буквы Э, М, У из набора ТИКО-грамматика (азбука) по количеству детей, Буквари Н. С. Жуковой по количеству детей.

Ход занятия.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Педагог приглашает обучающихся в кабинет. Дети рассаживаются за столы.

Слайд 3

- Отгадайте загадку:

В горах, в ущелье и в лесу

Его услышать можем.

Там волка дразнит и лису,

Детей и взрослых тоже.

Оно и воет, и поёт,

Смеётся и хохочет,

Свистит, аукает, орёт,

Как сильный гром грохочет.

А вот увидеть нам его,

Пожалуй, не придётся.

Загадка эта про кого?

И как оно зовётся?     (- Эхо)

- Правильно, ребята, это «Эхо».

2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА.

 - С какого звука начинается слово «Эхо»? (- Со звука [Э]).

- Как этот звук образуется?

(по акустической схеме и с помощью индивидуальных зеркал дети определяют параметры звука).

- Этот звук гласный, поэтому обозначать будем красной фишкой. (педагог выставляет символ – красный Звуковичок).

- Давайте придумаем нашей гостье имя со звуком [Э]: (Эмма, Элла, Элина, Эльвира, Эвелина, …).

- Послушайте сказку про звук [Э]:

Слайд 4

3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

- Эмма предлагает вам поиграть с ней в игру «Эхо»: она будет громко называть слова, а вы откликаться тихо:

(игра с мячом). Дети встают в круг. Педагог бросает ребёнку мяч и громко называет слово, а ребёнок тихо повторяет слово и бросает мяч обратно взрослому.

Словарь: Экран,                 Эклер,

                Эскалатор,          Эскимос,

                Этажерка,           Элеватор,

                Экипаж,              Эльф.

                Эскимо,              

- Какие слова запомнили? (Чтобы сесть на своё место, ребёнок должен припомнить слово). Дети садятся за столы.

4. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ  РЕЧИ.

Образование сложных слов.

- Эмма предлагает отправиться на экскурсию, чтобы познакомиться со словами со звуком [Э].

Слайд 5

- Отправляемся.

Экскурсию буду вести я. Значит, я … кто? – Экскурсовод, а вы - …экскурсанты.

- Выходим на улицу и видим вокруг много домов. Все они разные по высоте. Как определить их высоту? (- посчитать этажи).

Слайд 6

- Вот и встретилось слово со звуком [Э] – «ЭТАЖ».

- Как назвать дом, в котором 4, 5, 3, 8, 11, 2, 9, 1, много этажей? (дети образуют и проговаривают слова «одноэтажный дом», «трёхэтажный дом» и т.п.)

5. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

- Чтобы построить дом, сначала нужно вырыть яму, котлован для фундамента. С помощью какой техники это сделать?

( - с помощью экскаватора).

- Кто управляет экскаватором?  (- экскаваторщик).

- Дом построили, нужно заселять жильцов. Но жильцы в нашем доме будут необычные. Это будут слова со звуком [Э]:

- В одноэтажном доме будут жить слова с одним слогом, в двухэтажном – из двух слогов, в трёхэтажном поселятся слова из трёх слогов, в четырёхэтажный дом заселятся слова, состоящие из 4-х слогов. Расселите жильцов. Берите картинку, определяйте количество слогов и прикрепляйте картинку к изображению дома. (Дети с помощью метода «Рука под подбородком» определяют количество слогов (при произношении гласных звуков  подбородок опускается вниз) и выполняют задание).

6. ПРОГОВАРИВАНИЕ ЗВУКА ВО ФРАЗЕ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

- К каждому дому привязаны какие-то нити. На высоких столбах. Что это? Для чего нужны эти нити? (- Это электрические провода. Они нужны, чтобы в доме было электричество). Вот и ещё одно слово нашли – «Электричество»!

- Что бывает электрическим? (Дети по очереди образуют и проговаривают фразу типа: «электрический утюг, электрический пылесос» и т.п.).

- Посмотрите на картинки и скажите, какой предмет лишний и почему? (игра «Четвёртый – лишний»)

Слайд 7

7. ПРОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. (Транспорт).

- А дальше мы поедем на электрическом транспорте. Какой электротранспорт вы знаете? Что выберем? Почему?

- А попасть нам нужно в то место, где «живут» самолёты. Как оно называется?

Слайд 8

- Да, это аэропорт. А большой пассажирский самолёт ещё  называют аэробусом.

Слайд 9

- А за словами со звуком [Э] полетим в Африку.

Слайд 10

8. ФИЗМИНУТКА. РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ.

- Вот мы и в Африке. Здесь много разных животных.

Вот на водопой идёт

Толстокожий бегемот.

А за ним, не зная лени,

Скачут быстрые олени.

Хоть вода с песком и глиной -

Пьёт жирафа с шеей длинной.

А в реке, зарывшись в ил,

Дремлет грозный крокодил!

(Дети выполняют имитационные движения по тексту стихотворения).

9. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С БУКВОЙ Э. ЧТЕНИЕ СЛОГОВ.

- Слов со звуком [Э] в Африке не нашли, но я нашла букву Э.  

Слайд 11

(Педагог демонстрирует букву, спрашивает, на что она похожа. Можно предложить детям задания на определение правильно и неправильно изображённых букв, печатание буквы, составление из элементов и т.п.).

- Отправляемся дальше на юг, в Австралию.

Слайд 12

- Чтобы не было скучно в полёте, почитаем:

Слайды 13, 14

(дети читают «по цепочке слоги и слоговые ряды).

10. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВА.

Слайд 15

- Пока мы с вами читали, оказались в южном полушарии, пересекли воображаемую линию, называется она – «Экватор».

- В Австралии живут необычные животные. И живёт самый большой страус. А как он называется, вы узнаете, если составите слово из первых звуков этих слов.

Слайд 16

 (Дети выполняют задание, составляют слово из букв ТИКО-конструктора).

Слайд 17

- Да, страус называется «Эму». Ещё одно слово со звуком [Э] нашли в далёкой Австралии.

11. ЧТЕНИЕ ПО БУКВАРЮ Н. С. ЖУКОВОЙ. С. 84.

- Наша экскурсия завершается. Нам пора возвращаться. Пока летим обратно, почитаем. Откройте Букварь на странице 84,

- слова, выделенные жирным шрифтом – хоровое чтение.

- текст – по очереди. Один ребёнок читает одно предложение.

- Загадки – читает взрослый, либо хорошо читающие дети. Остальные – отгадывают и читают подписи под картинками.

12. ИТОГ.

- Вам понравилась экскурсия?

- Что запомнилось?

- С какой буквой познакомились?

- Что узнали о звуке [Э]? Какие слова запомнили?

Слайд 18

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по  теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...