Консультация для родителей «Рекомендации учителя-логопеда родителям по закреплению речевых навыков детей в летний период»
консультация по логопедии
Наступило лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 576.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наступило лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Огромное спасибо родителям, которые оказывали помощь логопеду, вникая в коррекционно-образовательный процесс и помогая своим детям справиться с их речевыми проблемами.
В этом году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. Почти у всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Также весь учебный год велась работа над звуковым анализом и синтезом слов, слоговым составом слова, формированием грамматически правильной речи. Практически все дети хорошо характеризуют согласные звуки, различают гласные звуки, делят слова на слоги и т. д. На протяжении всего года велась работа по расширению словарного запаса дошкольников, по развитию связной речи, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За год дети разучили много стихотворений, скороговорок, чистоговорок – всё это также помогает развивать и укреплять память.
Рекомендации родителям в каникулярный период: Следите за произношением детей. Не спешите оставлять в стороне домашнюю логопедическую тетрадь – в ней есть стихи, которые можно повторять летом. Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке заново. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры (например, « барелина » - балерина, « валосипед » - велосипед и т.п.). Также для автоматизации звуков в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку. Продолжаем знакомить детей с произведениями художественной литературы. Лето – время отдыха, но не стоит забывать о книгах. Почитайте ребёнку вслух рассказы или сказки, а он вам пусть не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается порассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, словарный запас вашего ребёнка станет шире, а воображение - богаче. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном за день.
Обогащайте словарный запас детей новыми словами, объясняйте их значение. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск – не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. (Например, попросите ребёнка подобрать слова о море, какое оно? –… синее, красивое, спокойное, огромное, холодное (тёплое), ласковое и др.) Чаще говорите с ребёнком не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п .), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных. Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет.
Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении. Например, «Шишка упала из ветки» — Шишка упала с ветки. «Дети играют в игры интересные» — Дети играют в интересные игры. «Я видел на ветке две птичек» — Я видел на ветке двух птичек. Дети и в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследования ученых)! Выполнение всех этих рекомендаций - большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в течение года.
Рекомендуемые игры: «Цап-царап» - твоя ладонь в моей руке. Повторяй за мной слова. Как только услышишь кодовое слово «цап-царап», быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл; «Шаг вперед» - делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мной слово (предложение, чистоговорку, скороговорку, стишок); «Барабанщик» - повторяй за мной слоги и отстукивай ритм; «Язык» - высовывай язычок, как только услышишь слово «язык». Будь внимательным и ты победишь; «Произнеси столько раз слово со звуком л , сколько цветов на кусте»; «Наоборот» - повторяй за мной. Когда я хлопну, ты топни и наоборот; «Наоборот-2» - я бросаю тебе мяч и говорю пару слогов/слов, ты возвращаешь мне мяч и произносишь слоги/слова наоборот. Например: ТА-ТЯ; ДЯ - ДА; МО – МЁ; ЛУ – ЛЮ; КИ – КЫ; БЭ – БЕ; «Ставим в вазу» - повторяй только то, что можно поставить в вазу; «Зеркало» - встань напротив меня и повторяй за мной слоги/слова/фразы и движения зеркально (хлопки, поднимание рук);
«Мода» - повторяй только то, что можно надеть; «Представь что ты кошка … – шипи» (синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.); «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно (с мячом). «Что у меня в кармане?» - предложить детям повторять только то, что может поместиться в кармане; «Почини строчки» - взрослый перепутывает слова в словосочетании, а ребенок должен их исправить. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп; ( Надо сказать так: Посолили суп – выгладили папин костюм) «Я знаю пять слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (Например, слова со звуком «л»; слова-названия овощей; слова из трех слогов и др.); «Если это бывает летом» (Если это бывает в лесу; на море; синего цвета; летает и др.), то хлопни. Слова повторяй;
Обязательно помните, что контролировать правильность речи ребенка нужно, но очень важно делать это корректно, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Излишняя настойчивость или неоправданная требовательность со стороны взрослого может вызвать речевой негативизм, нежелание исправлять речевые затруднения. Помните, что похвала для ребенка важнее тысячи замечаний. Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....
Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста....

Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период. 15.08.19
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Консультация "Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период.".
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Консультация для родителей "Рекомендации учителя-логопеда на летний период"
Консультация для родителей "Рекомендации учителя-логопеда на летний период"...
Консультация для педагогов «Рекомендации учителя-логопеда воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».
Консультация для педагогов «Рекомендации учителя-логопеда воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период»....
Консультация для воспитателей «Рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период».
Воспитателям рекомендуется в летний период уделять внимание закреплению речевых навыков, чтобы избежать потери поставленных звуков. Сформированные в течение учебного года навыки за лето могут как укре...
