Особенности речи у детей с РАС
консультация по логопедии
Особенности речи у детей с РАС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Особенности речи у детей с РАС
Причины отсутствия речи:
1. Нарушение коммуникативной функции
- проявления дискомфорта при любых контактах со средой
- отсутствие комплекса оживления во взаимодействии с матерью
- отсутствие зрительного контакта с окружающими
- симбиотическая связь с матерью
2. Нет мотивации к подражанию речевых способностей.
Условия, необходимые для развития речи
1. Речь формируется в процессе общения, которое осуществляется любыми доступными средствами, в том числе и неречевыми
2. Речь и общение развиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого: игра повседневная жизнь
Сенсорные игры
Цель проведения специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя. Сенсорные игры – это игры с движениями и тактильными ощущениями, это игры с водой, песком, пластилином, крупами, мыльными пузырями…
Речевые игры.
Игры, сопровождаемые движениями Можно использовать музыкально - развивающие игры по методике Железновых "Ква-ква"
Игры с ритмами:
• хлопки в ладоши, топанье ножками
• прыжки в определенном ритме
• раскачивание на качелях в одном ритме
• использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком, например, «Мишка косолапый по лесу идет…»
Правила игровых действий.
• игры должны быть интересны и доступны ребенку, вызывать у него яркие эмоции
• игры должны включать социальное взаимодействие
• игры концентрируют внимание ребенка, учат его слышать, запоминать, подражать
• игры (игровые действия) сопровождаются эмоциональными (простейшими) речевыми комментариями (звуки, звукоподражания, междометия, слова)
• во время игры добиваемся внимания ребенка, чтобы он повторил действие и непроизвольно или произвольно выдал звуковую или словесную реакцию
• во время игры желательно, чтобы ребенок смотрел на лицо взрослого
Взаимодействие в повседневной жизни
При взаимодействии в быту важно
• использование жестов
• комментирование действий
Использование жестов
Использование жестов, сопровождающих речь, помогает:
• привлечь внимание ребенка
• понять ребенку то, что мы ему говорим
Использование комментирования
1. Проговаривание взрослым всех действий и ситуаций вокруг ребенка
2. Комментирование действий ребенка от первого лица (иду, мою, я рисую…)
3. Комментирование окружающих действий (бежит, летит, едет….)
4. Комментирование, используя в начале одно слово – глагол (спит, пьет…), позже простую фразу (я читаю, собака бежит, мама идет…)
Глагольный словарь.
1. Начинать эту работу надо в предречевой период
Сначала надо отработать понимание слова – действия, затем проговаривание
Для работы над глаголами можно использовать видеосъемки действий, фотографии близких, игрушки, иллюстрации, комментирование действий
Для работы над глаголами можно использовать книги Т. Н. Новиковой - Иванцовой «От слова к фразе»
Фразы - штампы
1. Фразы – штампы легче запоминаются и их не приходится составлять каждый раз
2. В фразе - штампе нужно менять только одно - два ключевых слова: Дай мне воды. Дай мне сок. Дай мне мяч…
3. Фразы – штампы должны быть везде
4. Фразы – штампы необходимо отрабатывать в игре и в реальной жизни
5. Давать ребенку необходимо каждый раз правильную модель Я мою руки (лицо, ноги…..) Я ем суп (кашу, яблоко…..). Я пришел в магазин (в детский сад, в парк…. ).
Глобальное чтение
Глобальное чтение хорошо стимулирует устную речь, улучшает произношение, расширяет понимание, активизирует внимание и память.
От глобального чтения легче перейти к послоговому и аналитико-синтетическому.
Общие правила.
1. Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени
2. При общении с ребенком необходимо смотреть в глаза, чтобы он понял, что речь обращена к нему
3. Надо учить ребенка использовать указательный жест для выражения своего желания
4. Ребенку нужна физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д.
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов
6. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Покажи», «Иди» и т.д.
7. Все, что происходит во время общения с ребенком должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации
8. Чаще пойте, рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Используйте книги с яркими картинками. Лучше не менять часто репертуар
9. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией
10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один -много),формировать пространственные представления
11. Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.
Через положительные эмоции, через приятные ребенку впечатления в игре, через комментирование в бытовых ситуациях, используя жестовое и музыкально-ритмическое обуславливание (обыгрывание) звука, можно вызвать первые звуки, звукоподражания, междометия и слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....

Статья из опыта работы «Особенности речи у детей с ОНР III уровня»
Статья из опыта работы «Особенности речи у детей с ОНР III уровня»...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
Статья "Особенности речи у детей 2-3 лет"
Особенности развития речи у детей 2-3 летПериод от двух до трёх лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и ра...

Особенности речи у детей с нарушением зрения
Особенности речи у детей с нарушением зрения Что нужно для работы над звукопроизношением детям с ОВЗ .Рекомендации родителям....

Особенности речи у детей с ЗПР
Дети с ЗПР отличаются недоразвитием всех психических функций – задержка речи или различные нарушения являются практически постоянным «спутником» детей. Развитие связной речи является...

Консультация учителя-логопеда "Особенности речи у детей с ЗПР"
Дети с ЗПР часто сталкиваются с комплексом речевых трудностей, которые влияют на обучение и общение.· Нарушение звукопроизношения: Искажение, замена или отсутствие звуков.· Ограниче...
