Особенности речи у детей с РАС
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Особенности речи у детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_osobennosti_rechi_u_detey_s_ras.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Особенности речи у детей с РАС

Причины отсутствия речи:

1. Нарушение коммуникативной функции

- проявления дискомфорта при любых контактах со средой

- отсутствие комплекса оживления во взаимодействии с матерью

- отсутствие зрительного контакта с окружающими

- симбиотическая связь с матерью

 2. Нет мотивации к подражанию речевых способностей.

Условия, необходимые  для развития речи

1. Речь формируется  в процессе общения,  которое осуществляется любыми доступными средствами, в том числе и неречевыми

2. Речь и общение развиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого:     игра повседневная жизнь

Сенсорные игры

Цель проведения специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя. Сенсорные игры – это игры с движениями и тактильными ощущениями, это игры с водой, песком, пластилином, крупами, мыльными пузырями…

Речевые игры.

Игры, сопровождаемые движениями Можно использовать музыкально - развивающие игры по методике Железновых "Ква-ква"

Игры с ритмами:

•        хлопки в ладоши, топанье ножками

•        прыжки в определенном ритме

•        раскачивание на качелях в одном ритме

•        использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком, например,  «Мишка косолапый по лесу идет…»

Правила игровых действий.

•        игры должны быть интересны и доступны ребенку, вызывать у него яркие эмоции

•        игры должны включать социальное взаимодействие

•        игры концентрируют внимание ребенка, учат его слышать, запоминать, подражать

•        игры (игровые действия) сопровождаются эмоциональными (простейшими) речевыми комментариями (звуки, звукоподражания, междометия, слова)

•        во время игры добиваемся внимания ребенка, чтобы он повторил действие и непроизвольно или произвольно выдал звуковую или словесную реакцию

•        во время игры желательно, чтобы ребенок смотрел на лицо взрослого

Взаимодействие в повседневной жизни

При взаимодействии в быту важно

•        использование жестов

•        комментирование действий

Использование жестов

Использование жестов, сопровождающих речь, помогает:

•         привлечь внимание ребенка

•         понять ребенку то, что мы ему говорим

Использование комментирования

1.        Проговаривание  взрослым всех действий и ситуаций вокруг ребенка

2.        Комментирование действий ребенка от первого лица (иду, мою, я рисую…)

3.        Комментирование окружающих действий (бежит, летит, едет….)

4.        Комментирование, используя в начале одно слово – глагол (спит, пьет…), позже простую фразу (я читаю, собака бежит, мама идет…)

Глагольный словарь.

1. Начинать эту работу надо в предречевой период

Сначала надо отработать понимание слова – действия, затем проговаривание

Для работы над глаголами можно использовать видеосъемки действий, фотографии близких, игрушки, иллюстрации,  комментирование действий

Для работы над глаголами можно использовать книги Т. Н. Новиковой - Иванцовой «От слова к фразе»

Фразы - штампы

1.        Фразы – штампы легче запоминаются и их не приходится составлять каждый раз

2.        В фразе - штампе нужно менять только одно - два ключевых слова: Дай мне воды. Дай мне сок. Дай мне мяч…

3.        Фразы – штампы должны быть везде

4.         Фразы – штампы необходимо отрабатывать в игре и в реальной жизни

5.        Давать ребенку необходимо каждый раз правильную модель  Я мою руки (лицо, ноги…..)    Я ем суп (кашу, яблоко…..).  Я пришел в магазин  (в детский сад, в парк….  ).  

Глобальное чтение

Глобальное чтение хорошо стимулирует устную речь, улучшает произношение, расширяет понимание, активизирует внимание и память.

От глобального чтения легче перейти к послоговому и аналитико-синтетическому.

Общие правила.

1.        Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени  

2.        При общении с ребенком необходимо  смотреть в глаза, чтобы он понял, что речь обращена к нему

3.        Надо учить ребенка использовать указательный жест для выражения своего желания

4.        Ребенку нужна физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д.

5.        Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов

6.        Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Покажи», «Иди» и т.д.

7.        Все, что происходит во время общения с ребенком должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации

8.        Чаще пойте, рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Используйте книги с яркими картинками. Лучше не менять часто репертуар

9.        Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией

10.        Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один -много),формировать пространственные представления

11.        Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.

        Через положительные эмоции, через приятные ребенку впечатления в игре, через комментирование в бытовых ситуациях, используя жестовое и музыкально-ритмическое  обуславливание  (обыгрывание) звука,  можно вызвать первые звуки, звукоподражания, междометия и слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Особенности речи у детей с ОНР III уровня»

Статья из опыта работы «Особенности речи у детей с ОНР III уровня»...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Статья "Особенности речи у детей 2-3 лет"

Особенности развития речи у детей 2-3 летПериод от двух до трёх лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и ра...

Особенности речи у детей с нарушением зрения

Особенности речи   у детей с нарушением зрения Что нужно для  работы над звукопроизношением  детям  с ОВЗ .Рекомендации родителям....

Особенности речи у детей с ЗПР

Дети с ЗПР отличаются недоразвитием всех психических функций – задержка речи или различные нарушения являются практически постоянным «спутником» детей. Развитие связной речи является...

Консультация учителя-логопеда "Особенности речи у детей с ЗПР"

Дети с ЗПР часто сталкиваются с комплексом речевых трудностей, которые влияют на обучение и общение.· Нарушение звукопроизношения: Искажение, замена или отсутствие звуков.· Ограниче...