Использование технологии «Говорящая среда» в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
проект по логопедии (подготовительная группа)

Поспелова Ольга Геннадьевна

«Говорящий дом» дает возможность ребенку ощутить

и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность,

инициативность, автономность, понят собственную значимость

Книга «Говорящий дом», автор Ю.В. Илюхина

 

Предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии детей, а особенно в развитии детей с ОВЗ. Она должна быть безопасной, интересной и стимулирующей, предоставлять возможности для активной игры, творчества, обучения и социального взаимодействия.

Основная цель такой среды – обеспечить ребенку с ОВЗ возможность полноценного развития, обучения и социализации. При организации предметно-пространственной среды важно учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, а также его физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные особенности.

Для создания интересной и стимулирующей предметно-пространственной среды в ДОО, которая способствует развитию детей и делает обучение более увлекательным и интересным необходимо использовать как традиционные методы организации, так и новые технологии развития РППС.

Применение новых форм организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОО является актуальным по нескольким причинам:

1. Развитие детей с ОВЗ: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют создать более интересную и стимулирующую среду для детей. Это помогает детям лучше усваивать материал, развивать свои навыки и интересы, а также делает обучение более увлекательным.

2. Инновации в образовании: новые формы организации предметно-развивающей среды являются инновационными и позволяют привлекать новые технологии и методы обучения. Это помогает ДОО оставаться на передовой линии в области образования и соответствовать современным требованиям.

3. Улучшение качества образования: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет улучшить качество образования. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, развивают свои навыки и знания, а также получают более полное представление о мире вокруг них.

4. Удовлетворение потребностей детей: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют удовлетворить потребности детей в различных областях, таких как физическое развитие, творчество, социальные навыки. Это помогает детям развиваться в соответствии с их индивидуальными потребностями и интересами.

5. Повышение эффективности обучения: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет повысить эффективность обучения. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков.

Каждый день, при подготовке, к очередной встрече с детьми задумываешься: - «Чем удивить?», «Что придумать?», чтобы ребята с интересом и желанием бежали на очередную встречу. Важно заинтересовать, пригласить к доверительному диалогу или работе в подгруппе и при этом, оставался у всех участников образовательного процесса доброжелательный эмоциональный фон. Сейчас современный мир диктует нам другие критерии становления ребенка взрослым и рассматривается в призме таких личностных компетенций как: инициативный, самостоятельный, активный, творческий. Многие практики доказывают, что умение оценивать и анализировать ситуацию, находить выход из нестандартных ситуаций, все эти качества можно сформировать именно в дошкольном возрасте. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Возникла идея, если, создать такие условия, чтобы сама среда в группе и кабинете учителя-логопеда привлекала, развивала, манила детей к диалогу…?

Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда». В настоящее время практическим изучением и внедрением в дошкольное образовательное пространство данной технологии занимаются ученые: Л.В.Свирская, Н.Е.Вераксы, О.Шиян, Л.Логинова и другие. Делятся своими методическими наработками, практическим опытом по внедрению технологии и её теоретическими аспектами спикеры дошкольной педагогики: Ю.В.Илюхина, А.Н.Шлемко, А.В.Николаева, Л.Ю.Круглова, И.Е.Емельянова и другие. Меня заинтересовала данная технология и решила её апробировать в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
         «Говорящая среда» –это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Она как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.
        «Говорящая среда» для меня - педагогическая находка, это своего рода волшебная палочка-выручалочка в моей работе с детьми. Педагогический инструмент, с помощью которого можно развивать развивающую предметно-пространственную среду по современным требованиям и параллельно способствовать развитию речи у детей. Благодаря этому создаётся атмосфера эмоционального комфорта, проявляется познавательная и речевая активность ребёнка, возможность творческого самовыражения, инициативности и самостоятельности. Формируется и развивается желание узнавать, познавать новое, причем в некоторых моментах самостоятельно. В данной технологии используется прием «голос ребенка». Он помогает высказывать детям свои идеи, предложения, планировать, договариваться, устанавливать правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informats_karta.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Сказка»

Педагогический проект

в комбинированной группе для детей 5-7 лет

«Использование технологии «Говорящая среда» в работе учителя-логопеда с детьми  с ОВЗ»

Учитель-логопед I квалификационной категории:

Поспелова Ольга Геннадьевна

г.Шахунья

2025 г.

Содержание проекта

  1. Информационная карта …………………………………………………………   2
  2. Актуальность и важность данной темы  ……………………………………..… 5
  3. Сбор и анализ информации по теме ……………………………………………  7
  4. Реализация плана действий проекта ……………………………………………  8
  5. Ожидаемые результаты проекта ………………………………………………..  10
  6. Фотографии, освещающие процесс реализации проекта ……………………... 12

Приложение

Список литературы

  1. Информационная карта

Наименование проекта

Использование технологии «Говорящая среда» в работе учителя-логопеда с детьми  с ОВЗ

Автор проекта

Учитель-логопед I квалификационной категории: Поспелова Ольга Геннадьевна

Обоснование актуальности и  педагогической значимости

У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Использование в логопедической практике современных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям, методикам и формам коррекционной работы. Современные формы, методы работы позволяют более результативно и эффективно выстраивать коррекционно-образовательный процесс.

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже  стены. И  это  доказывает актуальности  применения   в  детском  саду   образовательной   технологии «Говорящая среда».

Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.

   

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание в комбинированной группе условий для речевого развития детей с ОВЗ,  через использование технологии «Говорящая среда».

Задачи проекта:

  1. формировать у детей с речевыми нарушениями элементарное осознание явлений языка и речи, творческий характер речи ;
  2. формировать грамматический строй речи у дошкольников с ОВЗ;
  3. развивать словарный запас детей для освоения значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;
  4. развивать диалогическую (разговорную) и монологическую (рассказывание) речи у дошкольников;
  5.  воспитывать звуковую культуру с помощью развития восприятия звуков родной речи и произношения;

      6)     воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Краткая аннотация содержания проекта

 Педагогический проект направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития пространственной среды для дошкольников с ОВЗ.

Технология «Говорящая среда» — одна из новых форм организации пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Технология позволяет расширить рамки образовательного пространства. Она достаточно универсальна и может быть использована как на занятиях, так и в других режимных моментах в ДОУ.

Новизна педагогического опыта заключается в адаптации технологии «Говорящая среда» под психо-физиологические особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ (речевые нарушения) в предметно-развивающем пространстве ДОУ.

Внедряемая технология позволила обогатить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую всестороннему развитию дошкольников и социальной адаптации в обществе;

Участники реализации технологии «Говорящая стена» – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).

Сроки выполнения проекта

02.12.2024 – 30.05.2025 г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Компьютер, цветной принтер, ламинатор, фотоаппарат, интерактивная доска, методический  инструментарий, наглядный материал.

Примерная стоимость – 3000 рублей.

  1. Актуальность и важность данной темы

«Говорящий дом» дает возможность ребенку ощутить

и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность,

инициативность, автономность, понят собственную значимость

Книга «Говорящий дом», автор Ю.В. Илюхина

Предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии детей, а особенно в развитии детей с ОВЗ. Она должна быть безопасной, интересной и стимулирующей, предоставлять возможности для активной игры, творчества, обучения и социального взаимодействия.

Основная цель такой среды – обеспечить ребенку с ОВЗ возможность полноценного развития, обучения и социализации. При организации предметно-пространственной среды важно учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, а также его физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные особенности.

Для создания интересной и стимулирующей предметно-пространственной среды в ДОО, которая способствует развитию детей и делает обучение более увлекательным и интересным необходимо использовать как традиционные методы организации, так и новые технологии развития РППС.

Применение новых форм организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОО является актуальным по нескольким причинам:

1. Развитие детей с ОВЗ: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют создать более интересную и стимулирующую среду для детей. Это помогает детям лучше усваивать материал, развивать свои навыки и интересы, а также делает обучение более увлекательным.

2. Инновации в образовании: новые формы организации предметно-развивающей среды являются инновационными и позволяют привлекать новые технологии и методы обучения. Это помогает ДОО оставаться на передовой линии в области образования и соответствовать современным требованиям.

3. Улучшение качества образования: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет улучшить качество образования. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, развивают свои навыки и знания, а также получают более полное представление о мире вокруг них.

4. Удовлетворение потребностей детей: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют удовлетворить потребности детей в различных областях, таких как физическое развитие, творчество, социальные навыки. Это помогает детям развиваться в соответствии с их индивидуальными потребностями и интересами.

5. Повышение эффективности обучения: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет повысить эффективность обучения. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков.

Каждый день, при подготовке, к очередной встрече с детьми задумываешься: - «Чем удивить?», «Что придумать?», чтобы ребята с интересом и желанием бежали на очередную встречу. Важно заинтересовать, пригласить к доверительному диалогу или работе в подгруппе и при этом, оставался у всех участников образовательного процесса доброжелательный эмоциональный фон. Сейчас современный мир диктует нам другие критерии становления ребенка взрослым и рассматривается в призме таких личностных компетенций как: инициативный, самостоятельный, активный, творческий. Многие практики доказывают, что умение оценивать и анализировать ситуацию, находить выход из нестандартных ситуаций, все эти качества можно сформировать именно в дошкольном возрасте. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Возникла идея, если, создать такие условия, чтобы сама среда в группе и кабинете учителя-логопеда привлекала, развивала, манила детей к диалогу…?

Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда». В настоящее время практическим изучением и внедрением в дошкольное образовательное пространство данной технологии занимаются ученые: Л.В.Свирская, Н.Е.Вераксы, О.Шиян, Л.Логинова и другие. Делятся своими методическими наработками, практическим опытом по внедрению технологии и её теоретическими аспектами спикеры дошкольной педагогики: Ю.В.Илюхина, А.Н.Шлемко, А.В.Николаева, Л.Ю.Круглова, И.Е.Емельянова и другие. Меня заинтересовала данная технология и решила её апробировать в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
         «Говорящая среда» –это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Она как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.
       «Говорящая среда» для меня - педагогическая находка, это своего рода волшебная палочка-выручалочка в моей работе с детьми. Педагогический инструмент, с помощью которого можно развивать развивающую предметно-пространственную среду по современным требованиям и параллельно способствовать развитию речи у детей. Благодаря этому создаётся атмосфера эмоционального комфорта, проявляется познавательная и речевая активность ребёнка, возможность творческого самовыражения, инициативности и самостоятельности. Формируется и развивается желание узнавать, познавать новое, причем в некоторых моментах самостоятельно. В данной технологии используется прием «голос ребенка». Он помогает высказывать детям свои идеи, предложения, планировать, договариваться, устанавливать правила.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

По продолжительности: среднесрочный.

     Срок реализации проекта: 02.12.2024 – 30.05.2025 г.

Участники проекта:  учитель-логопед, воспитатели комбинированной группы, дети и родители.

Цель проекта: создание в комбинированной группе условий для речевого развития детей с ОВЗ,  через использование технологии «Говорящая среда».

     Задачи проекта:

  1. формировать у детей с речевыми нарушениями элементарное осознание явлений языка и речи, творческий характер речи ;
  2. формировать грамматический строй речи у дошкольников с ОВЗ;
  3. развивать словарный запас детей для освоения значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;
  4. развивать диалогическую (разговорную) и монологическую (рассказывание) речи у дошкольников;
  5.  воспитывать звуковую культуру с помощью развития восприятия звуков родной речи и произношения;
  6. воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

  1. Сбор и анализ информации по теме

В ходе подготовки к работе над проектом ознакомилась с законодательными  и нормативными актами:

  • Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"
  • Государственная программа Российской Федерации"Охрана окружающей среды"
  • Закон «Об образовании» РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования
  • Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • Приказ Минпросвещения РФ от 25.12.2024г. № 1057_Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по капитальному ремонту, строительству и оснащению зданий указанных организаций

Методическая литература:

  1. Бережная Р.Х. «Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020.- №10
  2. Илюхина Ю.В. «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада. Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов
  3. Лазуренко Т.С. «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в развивающей предметно – пространственной среде ДОО // Образовательный альманах. - 2023.
  4. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. — М., 2022.
  5. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2021.

Дальнейшая работа по сбору и анализу информации  заключалась в следующем:

  • Проведено  анкетирование родителей и диагностика детей с целью выявления уровня речевого и познавательного развития.
  • Получено  согласия родителей на участие их и детей в проекте.
  • Определены  интересы, представления  детей  и родителей, через индивидуальные беседы.
  • Проведена консультация с целью обсуждения целей и задач проекта с воспитателями комбинированной группы.
  •  По результатам анализа разработан  план работы.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Пополнена  предметно – пространственная  развивающая  среда в группе.
  • Подготовлены и проведены беседы с детьми по правилам использования «Говорящих стен», проведены индивидуальные беседы и онлайн мастер-классы с родителями.
  • Составлены  информационные буклеты  и  памятки  для родителей

  1. Реализация плана действий проекта

Этапы реализации проекта

Сроки

Цель этапа

Задачи этапов

Первый этап –

Подготови-тельный.

С 02.12.24–09.12.24 г.

Определение целей и форм взаимодействия между родителями и педагогом.

  1. Изучить научно-методическую, психолого- педагогическую литературу по проблеме;
  2.  Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации;
  3. Определить недостающие компоненты, и составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости;
  4.  Изучить интересы, предпочтения и особенностей детей с ОВЗ;
  5.  Разработать концепцию внедрения технологии «Говорящая среда», определив пространственное размещение оборудования в помещениях детского сада;
  6. Вовлечь участников образовательного проекта в обновление развивающей среды ДОУ

Приложение 1. Анкетирование родителей

Приложение 2. Диагностика речевого развития детей с ТНР

Второй этап–практический

С 10.12.24–18.05.25. г.

Разработка содержания и реализация проекта.

  1. Реализовать запланированные мероприятия по развитию предметно-пространственной среды детского сада.
  2.  Создать и внедрить технологию «Говорящая стена».
  3.  Привлечь родителей к созданию развивающей среды ДОУ.

Третий этап –заключительный

С 19.05.25–30.05.25 г.

Подведение итогов проектной деятельности.

1. Анализ проделанной работы.

2. Обобщение собранного материала

3. Публикации материалов в интернет-источниках (приложение 3)

5. Диагностика речевого развития детей по итогам проекта (приложение 4)

6. Итоговое анкетирование  родителей  

  1. Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

  • Формирование познавательного интереса
  • Развитие и коррекция психических процессов и всей личности в целом
  • Развитие элементов самостоятельности и творчества

Для педагогов:

  • Новая форма организации пространства, несущая образовательную нагрузку
  • Решение задач по познавательному, речевому, социально коммуникативному, художественно- эстетическому развитию
  • Основа для педагогических наблюдений и мониторинга

Для родителей:

  • Непосредственное участие в образовательном процессе
  • Вовлеченность в интересы детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование технологии "Песочный дворик" в работе учителя - логопеда.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности ребенка....

статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».

Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием....

«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным пр...

Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда

Использование технологии песочной терапиив работе учителя-логопеда «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &ndash...

«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...

Использование технологии QR-кодирования в работе учителя-логопеда

Как учитель- логопед может использовать данную технологию в своей работе...