Использование технологии «Говорящая среда» в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
проект по логопедии (подготовительная группа)
«Говорящий дом» дает возможность ребенку ощутить
и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность,
инициативность, автономность, понят собственную значимость
Книга «Говорящий дом», автор Ю.В. Илюхина
Предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии детей, а особенно в развитии детей с ОВЗ. Она должна быть безопасной, интересной и стимулирующей, предоставлять возможности для активной игры, творчества, обучения и социального взаимодействия.
Основная цель такой среды – обеспечить ребенку с ОВЗ возможность полноценного развития, обучения и социализации. При организации предметно-пространственной среды важно учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, а также его физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные особенности.
Для создания интересной и стимулирующей предметно-пространственной среды в ДОО, которая способствует развитию детей и делает обучение более увлекательным и интересным необходимо использовать как традиционные методы организации, так и новые технологии развития РППС.
Применение новых форм организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОО является актуальным по нескольким причинам:
1. Развитие детей с ОВЗ: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют создать более интересную и стимулирующую среду для детей. Это помогает детям лучше усваивать материал, развивать свои навыки и интересы, а также делает обучение более увлекательным.
2. Инновации в образовании: новые формы организации предметно-развивающей среды являются инновационными и позволяют привлекать новые технологии и методы обучения. Это помогает ДОО оставаться на передовой линии в области образования и соответствовать современным требованиям.
3. Улучшение качества образования: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет улучшить качество образования. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, развивают свои навыки и знания, а также получают более полное представление о мире вокруг них.
4. Удовлетворение потребностей детей: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют удовлетворить потребности детей в различных областях, таких как физическое развитие, творчество, социальные навыки. Это помогает детям развиваться в соответствии с их индивидуальными потребностями и интересами.
5. Повышение эффективности обучения: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет повысить эффективность обучения. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков.
Каждый день, при подготовке, к очередной встрече с детьми задумываешься: - «Чем удивить?», «Что придумать?», чтобы ребята с интересом и желанием бежали на очередную встречу. Важно заинтересовать, пригласить к доверительному диалогу или работе в подгруппе и при этом, оставался у всех участников образовательного процесса доброжелательный эмоциональный фон. Сейчас современный мир диктует нам другие критерии становления ребенка взрослым и рассматривается в призме таких личностных компетенций как: инициативный, самостоятельный, активный, творческий. Многие практики доказывают, что умение оценивать и анализировать ситуацию, находить выход из нестандартных ситуаций, все эти качества можно сформировать именно в дошкольном возрасте. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Возникла идея, если, создать такие условия, чтобы сама среда в группе и кабинете учителя-логопеда привлекала, развивала, манила детей к диалогу…?
Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда». В настоящее время практическим изучением и внедрением в дошкольное образовательное пространство данной технологии занимаются ученые: Л.В.Свирская, Н.Е.Вераксы, О.Шиян, Л.Логинова и другие. Делятся своими методическими наработками, практическим опытом по внедрению технологии и её теоретическими аспектами спикеры дошкольной педагогики: Ю.В.Илюхина, А.Н.Шлемко, А.В.Николаева, Л.Ю.Круглова, И.Е.Емельянова и другие. Меня заинтересовала данная технология и решила её апробировать в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
«Говорящая среда» –это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Она как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.
«Говорящая среда» для меня - педагогическая находка, это своего рода волшебная палочка-выручалочка в моей работе с детьми. Педагогический инструмент, с помощью которого можно развивать развивающую предметно-пространственную среду по современным требованиям и параллельно способствовать развитию речи у детей. Благодаря этому создаётся атмосфера эмоционального комфорта, проявляется познавательная и речевая активность ребёнка, возможность творческого самовыражения, инициативности и самостоятельности. Формируется и развивается желание узнавать, познавать новое, причем в некоторых моментах самостоятельно. В данной технологии используется прием «голос ребенка». Он помогает высказывать детям свои идеи, предложения, планировать, договариваться, устанавливать правила.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Сказка»
Педагогический проект
в комбинированной группе для детей 5-7 лет
«Использование технологии «Говорящая среда» в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Учитель-логопед I квалификационной категории:
Поспелова Ольга Геннадьевна
г.Шахунья
2025 г.
Содержание проекта
- Информационная карта ………………………………………………………… 2
- Актуальность и важность данной темы ……………………………………..… 5
- Сбор и анализ информации по теме …………………………………………… 7
- Реализация плана действий проекта …………………………………………… 8
- Ожидаемые результаты проекта ……………………………………………….. 10
- Фотографии, освещающие процесс реализации проекта ……………………... 12
Приложение
Список литературы
- Информационная карта
Наименование проекта | Использование технологии «Говорящая среда» в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ |
Автор проекта | Учитель-логопед I квалификационной категории: Поспелова Ольга Геннадьевна |
Обоснование актуальности и педагогической значимости | У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Использование в логопедической практике современных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям, методикам и формам коррекционной работы. Современные формы, методы работы позволяют более результативно и эффективно выстраивать коррекционно-образовательный процесс. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже стены. И это доказывает актуальности применения в детском саду образовательной технологии «Говорящая среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.
|
Цели и задачи проекта | Цель проекта: создание в комбинированной группе условий для речевого развития детей с ОВЗ, через использование технологии «Говорящая среда». Задачи проекта:
6) воспитывать любовь и интерес к художественному слову. |
Краткая аннотация содержания проекта | Педагогический проект направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития пространственной среды для дошкольников с ОВЗ. Технология «Говорящая среда» — одна из новых форм организации пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Технология позволяет расширить рамки образовательного пространства. Она достаточно универсальна и может быть использована как на занятиях, так и в других режимных моментах в ДОУ. Новизна педагогического опыта заключается в адаптации технологии «Говорящая среда» под психо-физиологические особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ (речевые нарушения) в предметно-развивающем пространстве ДОУ. Внедряемая технология позволила обогатить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую всестороннему развитию дошкольников и социальной адаптации в обществе; Участники реализации технологии «Говорящая стена» – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители). |
Сроки выполнения проекта | 02.12.2024 – 30.05.2025 г. |
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта | Компьютер, цветной принтер, ламинатор, фотоаппарат, интерактивная доска, методический инструментарий, наглядный материал. Примерная стоимость – 3000 рублей. |
- Актуальность и важность данной темы
«Говорящий дом» дает возможность ребенку ощутить
и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность,
инициативность, автономность, понят собственную значимость
Книга «Говорящий дом», автор Ю.В. Илюхина
Предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии детей, а особенно в развитии детей с ОВЗ. Она должна быть безопасной, интересной и стимулирующей, предоставлять возможности для активной игры, творчества, обучения и социального взаимодействия.
Основная цель такой среды – обеспечить ребенку с ОВЗ возможность полноценного развития, обучения и социализации. При организации предметно-пространственной среды важно учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, а также его физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные особенности.
Для создания интересной и стимулирующей предметно-пространственной среды в ДОО, которая способствует развитию детей и делает обучение более увлекательным и интересным необходимо использовать как традиционные методы организации, так и новые технологии развития РППС.
Применение новых форм организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОО является актуальным по нескольким причинам:
1. Развитие детей с ОВЗ: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют создать более интересную и стимулирующую среду для детей. Это помогает детям лучше усваивать материал, развивать свои навыки и интересы, а также делает обучение более увлекательным.
2. Инновации в образовании: новые формы организации предметно-развивающей среды являются инновационными и позволяют привлекать новые технологии и методы обучения. Это помогает ДОО оставаться на передовой линии в области образования и соответствовать современным требованиям.
3. Улучшение качества образования: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет улучшить качество образования. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, развивают свои навыки и знания, а также получают более полное представление о мире вокруг них.
4. Удовлетворение потребностей детей: новые формы организации предметно-развивающей среды позволяют удовлетворить потребности детей в различных областях, таких как физическое развитие, творчество, социальные навыки. Это помогает детям развиваться в соответствии с их индивидуальными потребностями и интересами.
5. Повышение эффективности обучения: привлечение новых форм организации предметно-развивающей среды позволяет повысить эффективность обучения. Дети получают больше возможностей для активного участия в процессе обучения, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков.
Каждый день, при подготовке, к очередной встрече с детьми задумываешься: - «Чем удивить?», «Что придумать?», чтобы ребята с интересом и желанием бежали на очередную встречу. Важно заинтересовать, пригласить к доверительному диалогу или работе в подгруппе и при этом, оставался у всех участников образовательного процесса доброжелательный эмоциональный фон. Сейчас современный мир диктует нам другие критерии становления ребенка взрослым и рассматривается в призме таких личностных компетенций как: инициативный, самостоятельный, активный, творческий. Многие практики доказывают, что умение оценивать и анализировать ситуацию, находить выход из нестандартных ситуаций, все эти качества можно сформировать именно в дошкольном возрасте. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Возникла идея, если, создать такие условия, чтобы сама среда в группе и кабинете учителя-логопеда привлекала, развивала, манила детей к диалогу…?
Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда». В настоящее время практическим изучением и внедрением в дошкольное образовательное пространство данной технологии занимаются ученые: Л.В.Свирская, Н.Е.Вераксы, О.Шиян, Л.Логинова и другие. Делятся своими методическими наработками, практическим опытом по внедрению технологии и её теоретическими аспектами спикеры дошкольной педагогики: Ю.В.Илюхина, А.Н.Шлемко, А.В.Николаева, Л.Ю.Круглова, И.Е.Емельянова и другие. Меня заинтересовала данная технология и решила её апробировать в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
«Говорящая среда» –это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Она как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.
«Говорящая среда» для меня - педагогическая находка, это своего рода волшебная палочка-выручалочка в моей работе с детьми. Педагогический инструмент, с помощью которого можно развивать развивающую предметно-пространственную среду по современным требованиям и параллельно способствовать развитию речи у детей. Благодаря этому создаётся атмосфера эмоционального комфорта, проявляется познавательная и речевая активность ребёнка, возможность творческого самовыражения, инициативности и самостоятельности. Формируется и развивается желание узнавать, познавать новое, причем в некоторых моментах самостоятельно. В данной технологии используется прием «голос ребенка». Он помогает высказывать детям свои идеи, предложения, планировать, договариваться, устанавливать правила.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
По продолжительности: среднесрочный.
Срок реализации проекта: 02.12.2024 – 30.05.2025 г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели комбинированной группы, дети и родители.
Цель проекта: создание в комбинированной группе условий для речевого развития детей с ОВЗ, через использование технологии «Говорящая среда».
Задачи проекта:
- формировать у детей с речевыми нарушениями элементарное осознание явлений языка и речи, творческий характер речи ;
- формировать грамматический строй речи у дошкольников с ОВЗ;
- развивать словарный запас детей для освоения значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;
- развивать диалогическую (разговорную) и монологическую (рассказывание) речи у дошкольников;
- воспитывать звуковую культуру с помощью развития восприятия звуков родной речи и произношения;
- воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
- Сбор и анализ информации по теме
В ходе подготовки к работе над проектом ознакомилась с законодательными и нормативными актами:
- Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"
- Государственная программа Российской Федерации"Охрана окружающей среды"
- Закон «Об образовании» РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Минпросвещения РФ от 25.12.2024г. № 1057_Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по капитальному ремонту, строительству и оснащению зданий указанных организаций
Методическая литература:
- Бережная Р.Х. «Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020.- №10
- Илюхина Ю.В. «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада. Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов
- Лазуренко Т.С. «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в развивающей предметно – пространственной среде ДОО // Образовательный альманах. - 2023.
- Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. — М., 2022.
- Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2021.
Дальнейшая работа по сбору и анализу информации заключалась в следующем:
- Проведено анкетирование родителей и диагностика детей с целью выявления уровня речевого и познавательного развития.
- Получено согласия родителей на участие их и детей в проекте.
- Определены интересы, представления детей и родителей, через индивидуальные беседы.
- Проведена консультация с целью обсуждения целей и задач проекта с воспитателями комбинированной группы.
- По результатам анализа разработан план работы.
- Определение необходимых ресурсов.
- Пополнена предметно – пространственная развивающая среда в группе.
- Подготовлены и проведены беседы с детьми по правилам использования «Говорящих стен», проведены индивидуальные беседы и онлайн мастер-классы с родителями.
- Составлены информационные буклеты и памятки для родителей
- Реализация плана действий проекта
Этапы реализации проекта | Сроки | Цель этапа | Задачи этапов |
Первый этап – Подготови-тельный. | С 02.12.24–09.12.24 г. | Определение целей и форм взаимодействия между родителями и педагогом. |
Приложение 1. Анкетирование родителей Приложение 2. Диагностика речевого развития детей с ТНР |
Второй этап–практический | С 10.12.24–18.05.25. г. | Разработка содержания и реализация проекта. |
|
Третий этап –заключительный | С 19.05.25–30.05.25 г. | Подведение итогов проектной деятельности. | 1. Анализ проделанной работы. 2. Обобщение собранного материала 3. Публикации материалов в интернет-источниках (приложение 3) 5. Диагностика речевого развития детей по итогам проекта (приложение 4) 6. Итоговое анкетирование родителей |
- Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
- Формирование познавательного интереса
- Развитие и коррекция психических процессов и всей личности в целом
- Развитие элементов самостоятельности и творчества
Для педагогов:
- Новая форма организации пространства, несущая образовательную нагрузку
- Решение задач по познавательному, речевому, социально коммуникативному, художественно- эстетическому развитию
- Основа для педагогических наблюдений и мониторинга
Для родителей:
- Непосредственное участие в образовательном процессе
- Вовлеченность в интересы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников
Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование технологии "Песочный дворик" в работе учителя - логопеда.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности ребенка....

статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».
Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием....
«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным пр...

Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда
Использование технологии песочной терапиив работе учителя-логопеда «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &ndash...

«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...

Использование технологии QR-кодирования в работе учителя-логопеда
Как учитель- логопед может использовать данную технологию в своей работе...
