Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Чудесный праздник - Новый год!» для детей (5-6 лет) с общим недоразвитием речи /подгрупповая форма работы/.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Южанина София Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /

                              Выполнила: учитель-логопед

 Южанина София Анатольевна

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по теме «Чудесный праздник - Новый год!» для детей  (5-6 лет)

с общим недоразвитием речи /подгрупповая форма работы/.

 

Цель: Закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране. Развивать диалогическую речь, обогащать активный словарь, учить использовать в речи образные слова и выражения, развивать воображение, фантазию, самостоятельность. Учить создавать радостное настроение и дарить радость другим.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года.

Развивающие:

- Развивать грамматический строй речи. Словообразование.

- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова.

- Развивать фонематические процессы.

- Развивать связную речь используя наглядный материал.

- Развивать артикуляционную моторику, мелкую и общую.

- Развивать образное мышление, воображение.

 Воспитательные

- воспитывать уважение к своим товарищам и умение создавать радостное настроение и дарить радость другим.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.

Оборудование и материалы: искусственная новогодняя елочка; презентация; пазлы, иллюстрации зимних игр, бумажные снежинки, тарелочки с хвоей.

Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы, ИКТ.

 

 

1.Организационный момент

Логопед: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима). Правильно. Зима – чудесное время года. В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, догонялки). А что можно еще делать зимой? (кататься на санках, с горки, на лыжах, на коньках).

(перед детьми иллюстрации с подсказками зимних игр)

 

Кто назовет первый звук в словах, может сесть за стол: иней, улица, облако, ангел, игры…

 

Вьюга по двору гуляет,

В доме ёлочка сверкает.

Дети водят хоровод,

Что за праздник?... (Новый год)

 

2. Актуализация знаний

Правильно ребята. Приближается новогодний праздник. Сегодня мы будем говорить о нем. А что вы знаете об этом празднике?

Беседа о Новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций. Работа с презентацией по теме.

    Чудесный праздник - Новый год! Загораются разноцветные огоньки елок, приходят с подарками Дед Мороз и Снегурочка. Обычай наряжать елку ро­дился давным-давно. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали костры, пели, плясали, веселились.

Раньше в магазинах не продавались ёлочные игрушки. Ёлку украшали: конфетами, орехами, мандаринами, яблоками, яркими цветными лентами. А ещё их делали сами взрослые и дети из бумаги, дерева, ваты и многого другого. 

Рассказ с показом презентации.

- Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг (с помощью слайдов показать красоту русской зимней природы, старинный город Великий Устюг, хоромы деда Мороза, познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года, обратить внимание на костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенье, стихи, песни, где главный Дед Мороз).

 

3. Основная часть

А как вы думаете, чем пахнет праздник Новый год?Правильно, елкой и мандаринами. А чтобы очутиться в новогодней сказке, давайте мы с вами понюхаем мандарины.

Логопед берёт в руки тарелочку с хвоей и подносит её к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимай плечи, на выдохе произносит фразу: «Ах как вкусно пахнет!»

Итак ребята, вот мы и почувствовали запах Нового года .

Новый год приходит к нам зимой, значит это праздник?

Логопед: Какой?

Дети: Зимний!

Занятие у нас сегодня необычное, утром к нам в детский центр пришло письмо, вам интересно, что там написано.

"Здравствуйте, дорогие друзья! Уже скоро наступит весёлый и радостный праздник - Новый год. Но чтобы праздник состоялся, вы должны нам помочь украсить Новогоднюю ёлочку и расколдовать елочные шары.Я приготовил для вас интересные задания. А поможет их выполнить мой друг- снеговик. За каждое правильно выполненное задание вы получите 1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку. Удачи." Дед Мороз

Ой, ребята, а как же нам быть без снеговика, без его помощи нам не обойтись…А давайте мы его соберем (на столе лежат части снеговика, дети прикрепляют их к доске)

Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог ответить.

Артикуляционная гимнастика

Логопед: Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу снег с двери, с крыши убирает. (упражнение "Маляр", "Вкусное варенье") Захотел язычок из снега слепить снеговика. (упражнение "Часики") Слепил и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») и лёг отдыхать.

Упражнение «Закончи предложение!»

- На улице выпал белый… (снег);
- Наступила холодная … (зима);
- На окнах мороз рисует… (узоры);
- Мы катаемся с горы на… (санках);
- Мы нарядили новогоднюю … (ёлку);
- Под ёлкой мы нашли много… (подарков);
- На ёлке загораются разноцветные… (фонарики);
- Новый год чудесный… (праздник).

Игра «Что висит на ёлке?»

Шишки да иголки? (Да)

Бусы и фонарики? (Да)

И цветные шарики? (Да)

Книжки и тетрадки? (Нет)

Булки, виноградинки? (Нет)

Туфли и сапожки? (Нет)

Вилочки и ложки? (Нет)

Может крокодилы? (Нет)

Панды и гориллы? (Нет)

Звёздочки, конфеты? (Да)

Пироги, омлеты? (Нет)

Мишура, хлопушки? (Да)

Яркие игрушки? (Да)

Вот, какая ёлочка

Колкая иголочка.

 

Физкультминутка

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Посмотрите – кто идёт? (правая рука над бровями – посмотреть вдаль).

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху).

Посмотри! (хлопнуть 3 раза).

Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза).

С бородой пушистой (руками показать бороду).

У него (хлопнуть 3 раза).

На бровях (хлопнуть 3 раза).

Иней серебриться (руками показать фонарики).

 

«Назови ласково» - игра с мячом в кругу

Слова: снег-снежок; мороз; снегурка; подарок; ёлка; снеговик; игрушка; снежинка; звезда.

Логопед: Ребята, а сейчас давайте представим, что мы очутились в зимнем лесу. Здесь не слышно уже пения птиц. Почему? ( Птицы улетели в теплые края). Вдруг послышался стук. Это дятел. Закройте глаза и покажите столько пальцев, сколько раз постучит дятел. А каких животных мы можем встретить в лесу?

 Загадки!

Белое покрывало,
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло… (снег)

 

Покружились звездочки,
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке… (снежинки)

 

На морозе не дрожу, 
Нос морковкою держу, 
Но не жалуюсь, привык. 
Как зовусь я? ... (снеговик)

 

Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья… (мороз)

  

Всюду в этот праздник грохот!

Взрыв, за ним веселый хохот!

Очень шумная игрушка –

Новогодняя… (хлопушка.)

 

Дед мороз пришел к нам в гости

С хрупкой, белоснежной гостьей.

Он назвал ее дочуркой.

Эта девочка… (Снегурочка).

 

Игра «Волшебные палочки»

Выкладывание ёлочки из счетных палочек по образцу.

Украшение ёлки

Логопед диктует звуки, если звук гласный - дети рисуют красный шар, твердый- синий, мягкий-зеленый.

Упражнение «Игрушка спряталась»

- Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало.

4.Итог занятия

Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей). Какие задания выполняли? (Ответы детей).  Что понравилось больше всего? (Ответы детей). Как вы будете готовиться к этому празднику? (Ответы детей).
Вы сегодня были очень умные, веселые, дружные, находчивые. Ребята, под нашей елочкой лежат красивые снежинки из бумаги, ею можно украсить дома вашу новогоднюю елочку!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chudesnyy_prazdnik_-novyy_god.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /

                              Выполнила: учитель-логопед

 Южанина София Анатольевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по теме «Чудесный праздник - Новый год!» для детей  (5-6 лет)

с общим недоразвитием речи /подгрупповая форма работы/.

Цель: Закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране. Развивать диалогическую речь, обогащать активный словарь, учить использовать в речи образные слова и выражения, развивать воображение, фантазию, самостоятельность. Учить создавать радостное настроение и дарить радость другим.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года.

Развивающие: 

- Развивать грамматический строй речи. Словообразование.

- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова.

- Развивать фонематические процессы.

- Развивать связную речь используя наглядный материал.

- Развивать артикуляционную моторику, мелкую и общую.

- Развивать образное мышление, воображение.

 Воспитательные: 

- воспитывать уважение к своим товарищам и умение создавать радостное настроение и дарить радость другим.

Виды деятельностиигровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.

Оборудование и материалы: искусственная новогодняя елочка; презентация; пазлы, иллюстрации зимних игр, бумажные снежинки, тарелочки с хвоей. 

Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы, ИКТ. 

 

1.Организационный момент

Логопед: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима). Правильно. Зима – чудесное время года. В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, догонялки). А что можно еще делать зимой? (кататься на санках, с горки, на лыжах, на коньках).

(перед детьми иллюстрации с подсказками зимних игр)

Кто назовет первый звук в словах, может сесть за стол: иней, улица, облако, ангел, игры…

Вьюга по двору гуляет,

В доме ёлочка сверкает.

Дети водят хоровод,

Что за праздник?... (Новый год)

2. Актуализация знаний

Правильно ребята. Приближается новогодний праздник. Сегодня мы будем говорить о нем. А что вы знаете об этом празднике?

Беседа о Новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций. Работа с презентацией по теме.

    Чудесный праздник - Новый год! Загораются разноцветные огоньки елок, приходят с подарками Дед Мороз и Снегурочка. Обычай наряжать елку родился давным-давно. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали костры, пели, плясали, веселились.

Раньше в магазинах не продавались ёлочные игрушки. Ёлку украшали: конфетами, орехами, мандаринами, яблоками, яркими цветными лентами. А ещё их делали сами взрослые и дети из бумаги, дерева, ваты и многого другого. 

Рассказ с показом презентации.

- Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг (с помощью слайдов показать красоту русской зимней природы, старинный город Великий Устюг, хоромы деда Мороза, познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года, обратить внимание на костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенье, стихи, песни, где главный Дед Мороз).

 

3. Основная часть

А как вы думаете, чем пахнет праздник Новый год?Правильно, елкой и мандаринами. А чтобы очутиться в новогодней сказке, давайте мы с вами понюхаем мандарины.

Логопед берёт в руки тарелочку с хвоей и подносит её к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимай плечи, на выдохе произносит фразу: «Ах как вкусно пахнет!»

Итак ребята, вот мы и почувствовали запах Нового года .

Новый год приходит к нам зимой, значит это праздник?

Логопед: Какой?

Дети: Зимний!

Занятие у нас сегодня необычное, утром к нам в детский центр пришло письмо, вам интересно, что там написано.

"Здравствуйте, дорогие друзья! Уже скоро наступит весёлый и радостный праздник - Новый год. Но чтобы праздник состоялся, вы должны нам помочь украсить Новогоднюю ёлочку и расколдовать елочные шары.Я приготовил для вас интересные задания. А поможет их выполнить мой друг- снеговик. За каждое правильно выполненное задание вы получите 1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку. Удачи." Дед Мороз

Ой, ребята, а как же нам быть без снеговика, без его помощи нам не обойтись…А давайте мы его соберем (на столе лежат части снеговика, дети прикрепляют их к доске)

Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог ответить.

Артикуляционная гимнастика

Логопед: Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу снег с двери, с крыши убирает. (упражнение "Маляр", "Вкусное варенье") Захотел язычок из снега слепить снеговика. (упражнение "Часики") Слепил и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») и лёг отдыхать.

Упражнение «Закончи предложение!»

- На улице выпал белый… (снег);
- Наступила холодная … (зима);
- На окнах мороз рисует… (узоры);
- Мы катаемся с горы на… (санках);
- Мы нарядили новогоднюю … (ёлку);
- Под ёлкой мы нашли много… (подарков);
- На ёлке загораются разноцветные… (фонарики);
- Новый год чудесный… (праздник).

Игра «Что висит на ёлке?»

Шишки да иголки? (Да)

Бусы и фонарики? (Да)

И цветные шарики? (Да)

Книжки и тетрадки? (Нет)

Булки, виноградинки? (Нет)

Туфли и сапожки? (Нет)

Вилочки и ложки? (Нет)

Может крокодилы? (Нет)

Панды и гориллы? (Нет)

Звёздочки, конфеты? (Да)

Пироги, омлеты? (Нет)

Мишура, хлопушки? (Да)

Яркие игрушки? (Да)

Вот, какая ёлочка

Колкая иголочка.

Физкультминутка

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Посмотрите – кто идёт? (правая рука над бровями – посмотреть вдаль).

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху).

Посмотри! (хлопнуть 3 раза).

Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза).

С бородой пушистой (руками показать бороду).

У него (хлопнуть 3 раза).

На бровях (хлопнуть 3 раза).

Иней серебриться (руками показать фонарики).

«Назови ласково» - игра с мячом в кругу

Слова: снег-снежок; мороз; снегурка; подарок; ёлка; снеговик; игрушка; снежинка; звезда.

Логопед: Ребята, а сейчас давайте представим, что мы очутились в зимнем лесу. Здесь не слышно уже пения птиц. Почему? ( Птицы улетели в теплые края). Вдруг послышался стук. Это дятел. Закройте глаза и покажите столько пальцев, сколько раз постучит дятел. А каких животных мы можем встретить в лесу?

 Загадки!

Белое покрывало,
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло… (снег)

Покружились звездочки,
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке… (снежинки)

 

На морозе не дрожу, 
Нос морковкою держу, 
Но не жалуюсь, привык. 
Как зовусь я? ... (снеговик)

 

Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья… (мороз)

  

Всюду в этот праздник грохот!

Взрыв, за ним веселый хохот!

Очень шумная игрушка –

Новогодняя… (хлопушка.)

 

Дед мороз пришел к нам в гости

С хрупкой, белоснежной гостьей.

Он назвал ее дочуркой.

Эта девочка… (Снегурочка).

 

Игра «Волшебные палочки» 

Выкладывание ёлочки из счетных палочек по образцу.

Украшение ёлки

Логопед диктует звуки, если звук гласный - дети рисуют красный шар, твердый- синий, мягкий-зеленый.

Упражнение «Игрушка спряталась»

- Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало.

4.Итог занятия

Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей). Какие задания выполняли? (Ответы детей).  Что понравилось больше всего? (Ответы детей). Как вы будете готовиться к этому празднику? (Ответы детей).
Вы сегодня были очень умные, веселые, дружные, находчивые.
 Ребята, под нашей елочкой лежат красивые снежинки из бумаги, ею можно украсить дома вашу новогоднюю елочку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Консультация на тему: ""Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи."

Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно...

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме: "Домашние животные и их детёныши"

Конспект подгруппового занятия, напрвленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР по теме:"Домашние животные и их детёныши"Подго...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Ярмарка осени» для детей старшей/подготовительной группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи /подгрупповая форма работы/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /...