Методический материал инклюзивного обучения для родителей в формате «Дня открытых дверей», организованного для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
методическая разработка по логопедии
Пояснительная записка
Методический материал по инклюзивному обучению для родителей представлен в формате «Дня открытых дверей», который будет организован специально для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мероприятие предполагает участие родителей с детьми с ОВЗ, детей, педагогов, специалистов разных уровней и направлений деятельности.
В ходе мероприятия планируется:
1. Информировать родителей о принципах инклюзивного обучения, его преимуществах и возможностях для их детей.
2. Предоставить практические рекомендации по взаимодействию с образовательными учреждениями, а также по созданию поддерживающей среды для детей с ОВЗ.
3. Организовать мастер-классы и открытые занятия, где родители смогут увидеть, как проходит обучение в инклюзивных классах, и задать вопросы педагогам.
4. Создать пространство для общения между родителями, где они смогут поделиться опытом, обсудить возникающие трудности и найти поддержку в сообществе.
Подобный формат мероприятия поможет родителям лучше понять особенности инклюзивного обучения и наладить более тесное сотрудничество с педагогами, что в свою очередь положительно скажется на развитии их детей.
Актуальность и новизна:
В современном обществе все большее значение приобретает идея инклюзивного образования, направленная на создание равных возможностей для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей. Наш методический материал призван поддержать родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, в этом непростом, но важном пути. Актуальность заключается в необходимости предоставления родителям действенных инструментов и знаний для успешной интеграции их детей в образовательный процесс. Новизна нашего подхода заключается в формате проведения "Дня открытых дверей", который станет не просто информационным мероприятием, а площадкой для живого общения, обмена опытом и формирования сообщества родителей, готовых к совместным действиям. Мы предлагаем не просто информацию, а практические рекомендации и поддержку, основанные на принципах инклюзии.
Отличительные особенности:
Данный методический материал выделяется своей практической направленностью и ориентацией на родителей. Мы не ограничиваемся теоретическими выкладками, а предлагаем конкретные стратегии и техники, которые родители смогут применять в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с образовательными учреждениями. Особое внимание уделяется формированию позитивного отношения к инклюзии и развитию партнерских отношений между семьей и школой. Мы стремимся создать атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый родитель почувствует себя услышанным и поддержанным.
Адресат и возрастные особенности:
Основной адресат нашего материала – родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями. Это могут быть родители детей дошкольного и школьного возраста, сталкивающиеся с различными видами нарушений развития. Мы учитываем, что родители могут иметь разный уровень осведомленности об инклюзивном образовании и разные ожидания. Поэтому материал будет представлен в доступной форме, с использованием понятной терминологии и примеров из реальной жизни.
Психолого-педагогические аспекты:
Обеспечить атмосферу доверия и безопасности: Родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, могут сталкиваться с эмоциональным напряжением и сомнениями. Поэтому первостепенной задачей является формирование пространства принятия и поддержки, где родители чувствуют себя комфортно, делясь своими переживаниями и получая ответы на волнующие вопросы.
Повысить уровень родительской осведомленности и навыков: Предоставляются знания и практические умения, необходимые для продуктивного взаимодействия с ребенком, педагогическим коллективом и профильными специалистами. Это включает в себя углубленное понимание индивидуальных особенностей развития ребенка, освоение коррекционно-развивающих методик и поиск путей адаптации образовательной среды.
Способствовать формированию адекватной самооценки у ребенка: Особое внимание уделяется выявлению и развитию сильных сторон каждого ребенка, созданию условий для его успешной самореализации. Такой подход помогает родителям увидеть и поверить в потенциал своего ребенка.
Содействовать развитию навыков эффективного общения: Родители получают рекомендации по выстраиванию конструктивного диалога с ребенком, педагогами и другими участниками образовательного процесса. Это способствует налаживанию взаимопонимания и разрешению возникающих трудностей.
Оказать поддержку эмоциональному состоянию всей семьи: Понимая, что процесс воспитания ребенка с особыми потребностями требует значительных эмоциональных ресурсов, предлагаются стратегии саморегуляции и взаимоподдержки для родителей, а также возможности для обмена опытом с другими семьями, находящимися в схожей ситуации.
Объем и содержание обучения:
Методический материал для родителей детей с ОВЗ содержит информацию об организации мероприятия "День открытых дверей", цель которого – ознакомить их с особенностями инклюзивного обучения. Программа включает в себя знакомство со школой через экскурсию "Школьная мозаика", а также интерактивные мероприятия, такие как конкурс "Всезнаек", защиту проектов и педагогический ринг. Особое внимание уделено взаимодействию родителей и детей: запланирован семейный конкурс "Отцы и дети" с разнообразными заданиями, оцениваемыми мамами. Кроме того, будет работать консультативный пункт "Скорая педагогическая помощь" и организованы фотовыставки, отражающие школьную жизнь.
Планируемые результаты: Наша цель – помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, достичь максимальных успехов в обучении и подготовиться к самостоятельной жизни. Мы ориентируемся на индивидуальный прогресс каждого ученика.
Включение в Учебный план и Календарный график:
В рамках раздела, посвященного работе с родителями и обеспечению инклюзивной среды, необходимо предусмотреть следующее:
- Методическое обеспечение: Разработать и включить в пакет методических материалов для родителей детей с особыми образовательными потребностями подробную информацию о предстоящем мероприятии "День открытых дверей". Данный материал должен четко разъяснять цели и задачи события, а именно – предоставление родителям полного представления об особенностях и преимуществах инклюзивного обучения в нашем учреждении.
- Календарный график мероприятий: Внести "День открытых дверей" в общий календарный план учебного года, указав конкретную дату и время проведения.
Содержание программы "Дня открытых дверей":
Программа мероприятия должна быть насыщенной и ориентированной на всестороннее знакомство родителей с жизнью школы и особенностями инклюзивного подхода. Она может включать:
- Экскурсионная часть: Организовать познавательную экскурсию под названием "Школьная мозаика", в ходе которой родители смогут увидеть учебные классы, специализированные кабинеты, спортивные и игровые зоны, а также познакомиться с материально-технической базой, способствующей инклюзивному образованию.
- Интерактивные блоки: Предусмотреть проведение ряда активных мероприятий, стимулирующих вовлеченность родителей и детей:
- Интеллектуальный конкурс "Всезнаек" для демонстрации знаний и умений.
- Защита совместных проектов, позволяющая родителям и детям представить свои достижения.
- Педагогический ринг – формат дискуссии или викторины, направленный на обсуждение актуальных вопросов образования.
- Семейное взаимодействие: Особое внимание уделить укреплению семейных связей и совместной деятельности. Для этого запланировать проведение семейного конкурса "Отцы и дети", включающего разнообразные задания, которые будут оцениваться мамами. Это позволит создать атмосферу сотрудничества и взаимной поддержки.
- Консультационная поддержка: Обеспечить работу консультативного пункта "Скорая педагогическая помощь", где специалисты (педагоги, психологи, дефектологи) смогут ответить на все интересующие родителей вопросы, касающиеся образовательного процесса, развития и адаптации детей с ОВЗ.
- Визуальное представление школьной жизни: Организовать фотовыставки, демонстрирующие яркие моменты из жизни школы, успехи учеников, творческие проекты и атмосферу доброжелательности и принятия, царящую в коллективе. Это поможет создать позитивное и доверительное отношение к образовательному учреждению.
Воспитательный компонент:
- Календарный план воспитательной работы: Мы уделяем большое внимание не только учебе, но и развитию личности ребенка. В нашем плане отражены мероприятия, направленные на формирование дружелюбной атмосферы, развитие социальных навыков и поддержку каждого ученика.
Как мы оцениваем успехи:
- Формы аттестации: Мы используем различные формы оценки, которые позволяют объективно оценить достижения каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. Это могут быть как традиционные формы, так и адаптированные варианты.
Ваш ребенок в динамике:
- Динамика результативности: Мы постоянно отслеживаем прогресс каждого ученика, чтобы своевременно корректировать образовательный процесс и оказывать необходимую поддержку. Мы видим, как дети растут и развиваются, и гордимся их успехами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» с.Сары
456701 Челябинская область Кунашакский район с.Сары ул.Свердлова, д.14
Методический материал
инклюзивного обучения для родителей
в формате «Дня открытых дверей», организованного для родителей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
ТЕХНОЛОГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В С СОВМЕСТНУЮ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННУЮ И ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ»
Подготовила:
учитель логопед, педагог-психолог Каримова Е.А.
МКДОУ «Д/с «Родничок» с. Сары
Тел. 89514376201 elekarimo@yandex.ru
Пояснительная записка
Методический материал по инклюзивному обучению для родителей представлен в формате «Дня открытых дверей», который будет организован специально для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мероприятие предполагает участие родителей с детьми с ОВЗ, детей, педагогов, специалистов разных уровней и направлений деятельности.
В ходе мероприятия планируется:
1. Информировать родителей о принципах инклюзивного обучения, его преимуществах и возможностях для их детей.
2. Предоставить практические рекомендации по взаимодействию с образовательными учреждениями, а также по созданию поддерживающей среды для детей с ОВЗ.
3. Организовать мастер-классы и открытые занятия, где родители смогут увидеть, как проходит обучение в инклюзивных классах, и задать вопросы педагогам.
4. Создать пространство для общения между родителями, где они смогут поделиться опытом, обсудить возникающие трудности и найти поддержку в сообществе.
Подобный формат мероприятия поможет родителям лучше понять особенности инклюзивного обучения и наладить более тесное сотрудничество с педагогами, что в свою очередь положительно скажется на развитии их детей.
Актуальность и новизна:
В современном обществе все большее значение приобретает идея инклюзивного образования, направленная на создание равных возможностей для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей. Наш методический материал призван поддержать родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, в этом непростом, но важном пути. Актуальность заключается в необходимости предоставления родителям действенных инструментов и знаний для успешной интеграции их детей в образовательный процесс. Новизна нашего подхода заключается в формате проведения "Дня открытых дверей", который станет не просто информационным мероприятием, а площадкой для живого общения, обмена опытом и формирования сообщества родителей, готовых к совместным действиям. Мы предлагаем не просто информацию, а практические рекомендации и поддержку, основанные на принципах инклюзии.
Отличительные особенности:
Данный методический материал выделяется своей практической направленностью и ориентацией на родителей. Мы не ограничиваемся теоретическими выкладками, а предлагаем конкретные стратегии и техники, которые родители смогут применять в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с образовательными учреждениями. Особое внимание уделяется формированию позитивного отношения к инклюзии и развитию партнерских отношений между семьей и школой. Мы стремимся создать атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый родитель почувствует себя услышанным и поддержанным.
Адресат и возрастные особенности:
Основной адресат нашего материала – родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями. Это могут быть родители детей дошкольного и школьного возраста, сталкивающиеся с различными видами нарушений развития. Мы учитываем, что родители могут иметь разный уровень осведомленности об инклюзивном образовании и разные ожидания. Поэтому материал будет представлен в доступной форме, с использованием понятной терминологии и примеров из реальной жизни.
Психолого-педагогические аспекты:
Обеспечить атмосферу доверия и безопасности: Родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, могут сталкиваться с эмоциональным напряжением и сомнениями. Поэтому первостепенной задачей является формирование пространства принятия и поддержки, где родители чувствуют себя комфортно, делясь своими переживаниями и получая ответы на волнующие вопросы.
Повысить уровень родительской осведомленности и навыков: Предоставляются знания и практические умения, необходимые для продуктивного взаимодействия с ребенком, педагогическим коллективом и профильными специалистами. Это включает в себя углубленное понимание индивидуальных особенностей развития ребенка, освоение коррекционно-развивающих методик и поиск путей адаптации образовательной среды.
Способствовать формированию адекватной самооценки у ребенка: Особое внимание уделяется выявлению и развитию сильных сторон каждого ребенка, созданию условий для его успешной самореализации. Такой подход помогает родителям увидеть и поверить в потенциал своего ребенка.
Содействовать развитию навыков эффективного общения: Родители получают рекомендации по выстраиванию конструктивного диалога с ребенком, педагогами и другими участниками образовательного процесса. Это способствует налаживанию взаимопонимания и разрешению возникающих трудностей.
Оказать поддержку эмоциональному состоянию всей семьи: Понимая, что процесс воспитания ребенка с особыми потребностями требует значительных эмоциональных ресурсов, предлагаются стратегии саморегуляции и взаимоподдержки для родителей, а также возможности для обмена опытом с другими семьями, находящимися в схожей ситуации.
Объем и содержание обучения:
Методический материал для родителей детей с ОВЗ содержит информацию об организации мероприятия "День открытых дверей", цель которого – ознакомить их с особенностями инклюзивного обучения. Программа включает в себя знакомство со школой через экскурсию "Школьная мозаика", а также интерактивные мероприятия, такие как конкурс "Всезнаек", защиту проектов и педагогический ринг. Особое внимание уделено взаимодействию родителей и детей: запланирован семейный конкурс "Отцы и дети" с разнообразными заданиями, оцениваемыми мамами. Кроме того, будет работать консультативный пункт "Скорая педагогическая помощь" и организованы фотовыставки, отражающие школьную жизнь.
Планируемые результаты: Наша цель – помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, достичь максимальных успехов в обучении и подготовиться к самостоятельной жизни. Мы ориентируемся на индивидуальный прогресс каждого ученика.
Включение в Учебный план и Календарный график:
В рамках раздела, посвященного работе с родителями и обеспечению инклюзивной среды, необходимо предусмотреть следующее:
- Методическое обеспечение: Разработать и включить в пакет методических материалов для родителей детей с особыми образовательными потребностями подробную информацию о предстоящем мероприятии "День открытых дверей". Данный материал должен четко разъяснять цели и задачи события, а именно – предоставление родителям полного представления об особенностях и преимуществах инклюзивного обучения в нашем учреждении.
- Календарный график мероприятий: Внести "День открытых дверей" в общий календарный план учебного года, указав конкретную дату и время проведения.
Содержание программы "Дня открытых дверей":
Программа мероприятия должна быть насыщенной и ориентированной на всестороннее знакомство родителей с жизнью школы и особенностями инклюзивного подхода. Она может включать:
- Экскурсионная часть: Организовать познавательную экскурсию под названием "Школьная мозаика", в ходе которой родители смогут увидеть учебные классы, специализированные кабинеты, спортивные и игровые зоны, а также познакомиться с материально-технической базой, способствующей инклюзивному образованию.
- Интерактивные блоки: Предусмотреть проведение ряда активных мероприятий, стимулирующих вовлеченность родителей и детей:
- Интеллектуальный конкурс "Всезнаек" для демонстрации знаний и умений.
- Защита совместных проектов, позволяющая родителям и детям представить свои достижения.
- Педагогический ринг – формат дискуссии или викторины, направленный на обсуждение актуальных вопросов образования.
- Семейное взаимодействие: Особое внимание уделить укреплению семейных связей и совместной деятельности. Для этого запланировать проведение семейного конкурса "Отцы и дети", включающего разнообразные задания, которые будут оцениваться мамами. Это позволит создать атмосферу сотрудничества и взаимной поддержки.
- Консультационная поддержка: Обеспечить работу консультативного пункта "Скорая педагогическая помощь", где специалисты (педагоги, психологи, дефектологи) смогут ответить на все интересующие родителей вопросы, касающиеся образовательного процесса, развития и адаптации детей с ОВЗ.
- Визуальное представление школьной жизни: Организовать фотовыставки, демонстрирующие яркие моменты из жизни школы, успехи учеников, творческие проекты и атмосферу доброжелательности и принятия, царящую в коллективе. Это поможет создать позитивное и доверительное отношение к образовательному учреждению.
Воспитательный компонент:
- Календарный план воспитательной работы: Мы уделяем большое внимание не только учебе, но и развитию личности ребенка. В нашем плане отражены мероприятия, направленные на формирование дружелюбной атмосферы, развитие социальных навыков и поддержку каждого ученика.
Как мы оцениваем успехи:
- Формы аттестации: Мы используем различные формы оценки, которые позволяют объективно оценить достижения каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. Это могут быть как традиционные формы, так и адаптированные варианты.
Ваш ребенок в динамике:
- Динамика результативности: Мы постоянно отслеживаем прогресс каждого ученика, чтобы своевременно корректировать образовательный процесс и оказывать необходимую поддержку. Мы видим, как дети растут и развиваются, и гордимся их успехами.
Введение
Современная система образования нашей страны претерпевает изменения. Они направлены на реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников образовательных учреждений, с ориентацией на индивидуальный и личностный подходы в учебно - воспитательном процессе детского сада, школы, колледжа, вуза, на реализацию инклюзивного образования. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых подходов в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, в организации комплексного подхода в сопровождении детей с ОВЗ и подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Общеобразовательная школа, также как и дошкольное образовательное учреждение, сегодня должны осуществлять функции, которые осуществляла только специальная школа. Это гарантия физической и социально-психологической безопасности, обеспечение специальными дидактическими средствами, создание для всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, условия, необходимые для личностного роста и реализации своих возможностей.
Вопросы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ рассматривали такие ученые, как А.Д. Вильшанская, А.А. Галлямова, Е.А. Екжанова, Т.Н. Князева, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Г.В. Парамонова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Л.М., Хилько, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и другие. Сегодня существует ряд сложностей в организации инклюзивного образования в школе в ситуации отсутствия квалифицированного психолого-медико-педагогического сопровождения. Среди них выделяют: несвоевременность проведения диагностических и коррекционных мероприятий для учеников с ОВЗ из-за нехватки необходимого штата квалифицированных специалистов; отсутствие специальных педагогических знаний у учителей общеобразовательных классов об особенностях школьников с ограниченными возможностями здоровья; низкий уровень заинтересованности родителей детей с ОВЗ в организации необходимой своевременной медицинской и специальной педагогической помощи.
Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности, не составляют исключение и семьи, имеющие детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Среда жизни и развития ребёнка с ОВЗ зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Однако, как и в обычных семьях, усиливаются расслоение данной категории семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна – не только материально, но и духовно. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем.
Семья – малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Воспитательный потенциал зависит от многих обстоятельств:
Социокультурного статуса семьи;
Освоения родителями новых социальных ролей;
Условий и образа жизни семьи;
Состава семьи; стиля отношений в семье;
Отношения к ребенку;
Общей духовной атмосферы;
Ценностных ориентации родителей;
Ценностей семьи.
Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье, их следует рассматривать только в совокупности. Специалистам ОУ системы инклюзивного образования необходимо помнить, что полное раскрытие воспитательного потенциала семьи невозможно без характеристики целей, задач, принципов, методов и условий семейного воспитания.
Таким образом, решение вопросов инклюзивного образования и реализации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, - это актуальная проблема в системе общего и специального образования.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности.
Мы можем отметить взаимосвязь технологии включения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в совместную социально-ориентированную и досуговую деятельность, а именно через наше мероприятии: «День открытых дверей для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, и детей» с программой воспитания Совместная социально-ориентированная и досуговая деятельность детей с ОВЗ и членов их семей в условиях ОУ системы инклюзивного образования должны также выступать как ведущее средство их воспитания, социализации, социальной адаптации, коррекции и реабилитации.
Без внедрения в образовательную деятельность ОУ комплексного сопровождения детей с ОВЗ невозможно на практике осуществить инклюзивные подходы к их образованию, реализовывать ФГОС.
Одной из важнейших функций современной семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является функция организации досуга, которая имеет своей целью восстановление и поддержание его здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
Под досугом понимается свободное время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие.
Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволяет выделить такие характеристики, как, коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи.
Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в образовательных учреждениях системы инклюзивного образования детей с ОВЗ педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению всех родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досуговой деятельности в семье. Это может быть:
Участие родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в органах самоуправления: совете школы, совете содействия семьи и школе, совете отцов, общешкольном и классных родительских комитетах, совете микрорайона;
Дежурство родителей, воспитывающих детей с ОВЗ по школе, по столовой, в микрорайоне школы;
Участие или руководство мини кружками, мини секциями, студиями непосредственно в образовательном учреждении, или по месту жительства.
Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности.
Участие в профориентационной работе школы: встречи, экскурсии на предприятия, проведение профконсультаций, оборудование уголков и кабинетов профориентации.
Организация силами родителей встреч с интересными людьми: поэтами, писателями, художниками, изобретателями, с выдающимися спортсменами, защитниками Родины и т. д.
Организация экскурсий и походов.
Проведение силами родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, тематических бесед для учащихся, связанных с их профессиональной деятельностью или увлечениями.
Организация поисковой работы по различным направлениям.
Организация трудовых десантов по благоустройству, ремонту, оказанию помощи нуждающимся людям.
При наличии возможности, оказание материальной помощи в реализации школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами, банками и т. д.
Привлечение родителей к организации в летний период по месту жительства разновозрастных детских объединений по интересам.
Организация и проведение совместных творческих дел: фестивалей, спартакиад, парадов, слётов, смотров, карнавалов, вечеров, ярмарок, заочных путешествий, конкурсов, аукционов, викторин, чемпионатов и т. д. Также необходимо предпринимать усилия по использованию потенциала различных социально-культурных институтов и учреждений дополнительного образования для организации полноценной социально-ориентированной и досуговой деятельности детей с ОВЗ и членов их семей.
Более подробно остановимся на технологии включения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в совместную социально-ориентированную и досуговую деятельность, а именно на мероприятии: «День открытых дверей для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, и детей».
ТЕХНОЛОГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В С СОВМЕСТНУЮ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННУЮ И ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«День открытых дверей для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, и детей».
Для того, чтобы еще больше активизировать роль семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в воспитании детей, можно пригласить родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, учителей, друзей школы на «День открытых дверей».
Мероприятие "«День открытых дверей", можно начать с изучения различных уголков школы. Провести экскурсию по школе: «Школьная мозаика». Далее организовать конкурс «Всезнаек», защиту фантастических проектов, педагогический ринг под девизом: «Эрудиты, вперёд!», конкурс семейного фольклора и многое, многое другое. Интересным на «Дне открытых дверей» может стать семейный конкурс «Отцы и дети». Создание команды из пап и детей, а в жюри, будут выступать только мамы. Мамы будут оценивать конкурс семейных умельцев, таких как, «Умелые руки – не знают скуки», участие команд в молодецких забавах под девизом: «Наша семья дружбой сильна», подводить итоги мини-конкурсов «Ай, да мы!» и «Кроха сын к отцу пришёл». Вместе с детьми родители могут принять участие в ярмарке семейных забав и развлечений, в концерте под девизом: «Мы артисты-активисты». Этот список может быть очень разнообразным и интересным.
Цель мероприятия:
Совершенствовать совместную деятельность семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и ОУ системы инклюзивного образования, развивать партнёрские отношения с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ;
внедрять в практику семейного воспитания формы и методы совместной деятельности родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ; способствующие развитию у данной категории детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных способностей, эстетического восприятия окружающего мира;
сформировать у родителей законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, организаторские способности, умение анализировать воспитательную деятельность.
Задачи:
1.Организация и проведение серии мероприятий, направленных на повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, по конкретной проблеме воспитания, тесно связанной с целью и содержанием проводимого совместного воспитательного дела;
2.Налаживание партнерских отношений между семьёй, воспитывающей детей с ОВЗ, и образовательным учреждением на принципах равноправия и инициативного партнёрства;
3.Налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в образовательной организации;
4.Формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
5.Построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
6.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, социальной компетентности. Повышение педагогической культуры родителей;
7.Удовлетворение запросов родителей детей с ОВЗ;
8.Создание неформальной среды для взаимодействия семьи и школы;
9.Выявление основных потребностей семей воспитывающих детей с ОВЗ;
10.Привлечение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, к процессу творческого поиска вариантов проведения воспитательного процесса;
11.Включение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, вместе с детьми в состав конкурсного жюри, совместная разработка критериев оценки конкретного воспитательного дела, к художественному оформлению, подготовке оборудования, изготовлению реквизита, пошиву костюмов и т. п А также вместе с детьми в подготовке призов, подарков, сувениров для участников и гостей воспитательного дела, а также в подведении итогов воспитательного дела;
12.Организация и проведение вместе с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ, педагогического анализа проведённого воспитательного мероприятия с целью поиска наиболее оптимальных форм и методов организации совместной досуговой деятельности.
Планируемые результаты:
Повышение воспитательного потенциала семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для ребёнка с ОВЗ;
Рост числа родителей, активно включённых в образовательный процесс;
Формирование компетентности у родителей в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ, представлений о педагогической деятельности: о педагогической деятельности в целом, о специфике работы с детьми с нарушениями в развитии, об особенностях образовательного процесса в разных возрастных группах;
Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с педагогами, образовательным учреждением;
Осознание родителями роли семьи и её влияния на формирование личности ребёнка с ОВЗ;
Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
Овладение родителями навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребёнка с ОВЗ;
В повышении компетентности родителей в вопросах о защите прав ребенка и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, реализуемых проектах, нормативных законодательных актов на уровне государства, региона и муниципальных районов.
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ.
На этапе подготовки включить родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, вместе с детьми в разработку сценарного плана «Дня открытых дверей для родителей». Привлечь родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, к изготовлению реквизита, костюмов, художественного оформления, призов, подарков, сувениров. Обеспечить участие родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, в подведении итогов воспитательного дела. В ходе педагогического анализа подвести итоги совместной деятельности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и ОУ системы инклюзивного образования, наметить план дальнейшего взаимодействия педагогов и родителей законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ в деле подрастающего поколения.
Примерная программа проведения
- Торжественная встреча гостей.
Можно использовать ритуал встречи хлебом-солью или предложить гостям вспомнить пословицы, поговорки о семье, о детях. Можно вручить красочно оформленную программу праздника; приколоть на грудь гостя яркую эмблему праздника или вручить каждому из членов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ связку нарядных воздушных шаров одинакового цвета. Цвет шаров может означать принадлежность к определённой семье, классу, команде.
- Экскурсия по школе: «Школьная мозаика».
Экскурсия – форма досуговой деятельности познавательного характера, предполагающая групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью.
Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции, позволяющей проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и т.д.
Родители воспитанников могут выступать в роли, как организаторов экскурсии, так и активных её участников
Для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробной план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для воспитанников.
Организаторы так определяют функции участников экскурсии: с одной стороны – организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой – самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки, магнитофонных записей.
Для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, силами учителей и старшеклассников может быть организована увлекательная экскурсия по образовательному учреждению системы инклюзивного образования, «Школьная мозаика», которая может включать следующие модули:
«Учебные детали».
Осмотр учебных кабинетов, рассказ о том, какие учебные дисциплины изучаются в этом кабинете, какие условия созданы в учебных кабинетах для детей с ОВЗ, какие наглядные пособия и технические средства обучения будут способствовать лучшему усвоению ими знаний, умений и навыков и формированию соответствующих компетенций. Рассказ о возможностях образовательного учреждения по обучению учащихся информационно-коммуникативным технологиям, при необходимости, демонстрация оборудования для дистанционного обучения детей с ОВЗ. Может быть организована выставка тетрадей и творческих работ учащихся; проведена демонстрация учебно-наглядных пособий и дидактического материала, изготовленного силами учащихся и их родителей.
Для участников «Школьной мозаики» может быть проведён конкурс Всезнаек, когда все желающие могут ответить на вопросы мини-викторины по учебному предмету и заработать баллы. Победители конкурса Всезнаек, набравшие наибольшее количество баллов в результате путешествия по всем учебным кабинетам, награждаются призами.
«Спортивный фрагмент».
Осмотр спортивного зала и спортивного комплекса на территории образовательного учреждения. Рассказ о спортивных кружках и секциях, которые работают при образовательном учреждении и в микрорайоне, о правилах записи в них и режиме работы, возможности заниматься в спортивных кружках и секциях для детей с ОВЗ. Рассказ о возможностях проведения на базе спортивного комплекса ОУ системы инклюзивного образования коррекционно-реабилитационных мероприятий для детей с ОВЗ. Показательные выступления лучших спортсменов школы: по акробатике, аэробике, гимнастике, борьбе, мини-футболу и т. п. Проведение для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей: «Чемпионата весёлого мяча», «Забав с воздушными шарами», «Зооэстафеты», «Эстафеты фантазёров» и т. п.
«Библиотечная композиция».
Знакомство с библиотекарем, осмотр книжных выставок: «Что читают наши дети?», «Прочтите эти книги вместе с детьми», «Педагогика наших дней в помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ», «Подпишитесь на эти издания». Рассказ о возможностях школьной библиотеки в сфере обеспечения детей с ОВЗ соответствующими учебниками, книгами для внеклассного чтения. Для участников школьной кругосветки может быть проведён библиографический аукцион, победителем которого может стать тот, кто быстро и правильно сможет назвать произведения конкретного писателя или перечислить книги, относящиеся к определённому жанру: детективы, фантастика, поэзия и т. п. Желающие могут записаться в библиотеку сами или записать своих детей.
«В гостях у Самоделкина».
Осмотр школьных мастерских, рассказ о возможностях школьных мастерских в использовании методов трудотерапии для детей с ОВЗ. Знакомство с выставкой технического творчества под девизом: «Умелые руки не знают скуки». Запись в кружки и студии. Проведение конкурсов мастерства под девизами: «Что нам стоит дом обустроить», «Из отходов – в доходы».
3. Организация консультативного пункта «Скорая педагогическая помощь»
Свою работу консультационный пункт может построить по следующим направлениям:
«Знаете ли вы законы» – подборка юридических, законодательных документов, можно пригласить юристов.
«Вам поможет психолог» – школьный психолог.
«Советы семейного доктора» – врач.
«Как помочь ребёнку с ОВЗ в учёбе» – консультации учителей различных учебных предметов.
«Спорт и семья» – учитель физвоспитания и тренеры спортивных секций.
«Проблемы с речью? Поможем» – логопед.
«Чтение – вот лучшее учение» – библиотекарь.
«Домашние животные – друзья дома» – ветеринар.
«Семейный досуг: проблемы, поиски, находки» – руководители кружков, творческих студий. К проведению консультаций можно привлекать специалистов, а также самих родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, имеющих соответствующие специальности и профессии.
4. Фотовыставки: «Зоркий глаз», «Фото для Вас», «Яркие моменты».
Дети с ОВЗ и их родители могут принять участие в выставке-конкурсе на лучшую фотографию, фотомонтаж или фотоочерк на следующие темы:
«Один день из жизни ... школы, класса, семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, конкретного человека».
«Ими гордится школа» – о родителях, детях, учителях, добившихся успехов в какой-то сфере: учёбе, труде, спорте, художественной самодеятельности.
«Репортаж с урока» – фотомонтаж об интересных моментах урока.
«Мы в гостях у семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ …» – фотомонтаж или фотогазета с рассказом о конкретной семье, увлечениях её членов, трудовой деятельности, воспитании детей и т. п.
«Знакомьтесь – лучший ... учитель, родитель, ученик» – фотоочерк. «Года и судьбы» – фотогазета о бывших выпускниках школы, дети которых являются учениками этой же школы.
Для проведения фотоконкурса «Кто есть кто?» нужно собрать фотографии учителей, родителей, в том числе и воспитывающих детей с ОВЗ, старшеклассников, на которых они изображены в детском возрасте. Участники конкурса должны как можно быстрее отгадать, кто изображён на фотографии.
Среди участников фотовыставки можно провести мини-конкурс на лучшую подпись к фотографии с юмористическим сюжетом под девизом: «Чтобы это значило?», а также мини-конкурс «Остановись, мгновенье!», на лучшую фотографию, выполненную экспресс-методом, непосредственно на празднике.
- Выставка семейных коллекций
Для участия в выставке можно пригласить семьи, в т. ч. и воспитывающие детей с ОВЗ, где есть интересные коллекции: монет, значков, марок, аудио-видеокассет, открыток, спичечных этикеток и т. п. Коллекционеры могут провести для посетителей экскурсию и рассказать о самых интересных экспонатах.
- Выставка семейных альбомов под девизом: «Загляните в семейный альбом»
Фотоальбом может быть совмещён с летописью семьи, в том числе и воспитывающей ребенка с ОВЗ.
- Выставка семейных реликвий
Здесь могут быть представлены различные семейные реликвии, и члены семьи, в том числе и воспитывающей ребенка с ОВЗ, могут рассказать, почему та или иная вещь бережно хранится в семье, с какими эпизодами жизни предков она связана.
- Выставка прикладного искусства и творчества родителей, детей, учителей под девизом: «Рукам работа, душе- праздник»
На выставке могут быть представлены работы, в том числе детей с ОВЗ и их родителей (законных представителей), выполненные в технике вышивания, вязания, плетения, макраме, выпиливания, выжигания, инкрустации, лепки, резьбы по дереву, чеканки по металлу и т. п. Может быть организована выставка самодеятельных художников.
- Выставка-конкурс на лучший педагогический бюллетень под девизом: «Жемчужина семейной педагогики»
Педагогический бюллетень может быть подготовлен родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, самостоятельно. Может быть также создана творческая микрогруппа из числа родителей, которой учитель окажет методическую помощь в процессе подготовки педагогического бюллетеня.
- Выставка конкурс: «История семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в письмах и дневниках»
На выставке могут быть представлены ксерокопии личных писем и фрагменты дневниковых записей, касающиеся наиболее знаменательных событий в жизни той или иной семьи, в том числе, и воспитывающей ребенка с ОВЗ.
- Домашний зоопарк под девизом: «Наши меньшие друзья нуждаются в большой заботе»
На выставке могут быть представлены кошки, собаки, аквариумные рыбки, певчие и декоративные птицы, хомяки и т. п. У каждого экспоната табличка: как зовут, в каком доме проживает, за что его любят в семье, как ухаживают, чем кормят, что умеет...
- Конференция по обмену опытом семейного воспитания под девизом: «Коль видят нас и слышат дети, мы за мысли и дела свои в ответе»
На конференции могут выступить педагоги с обобщением опыта семейного воспитания; родители, в том числе и добившиеся хороших результатов в области семейного воспитания детей с ОВЗ. На конференции может быть сделан обзор новинок психолого-педагогической и методической литературы по вопросам семейного воспитания, в том числе и детей с ОВЗ, проведена их презентация. Можно организовать выставку-продажу книг для семейного чтения. Конференция должна обязательно выработать рекомендации по организации совместной деятельности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и образовательного учреждения системы инклюзивного образования.
- Конкурс на лучшего знатока семейной педагогики под девизом: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Команды из числа родителей, в том числе и воспитывающих детей с ОВЗ, могут принять участие в следующих мини-конкурсах:
педагогическая викторина «Азбука семейной педагогики»;
мини-конкурс на лучшее составление «Кодекса поведения в семье»;
конкурс на лучший выход из конфликтной семейной ситуации под девизом: «На что и клад, коли в семье лад»;
библиографический аукцион «Книги о семье и детях».
14. ЗАЩИТА ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
В защите участвуют команды, состоящие из родителей, в том числе и воспитывающих детей с ОВЗ, детей и учителей. Командам предлагается защитить проекты на следующие темы:
«Школа нашей мечты».
«Учитель будущего. Каким ему быть?»
«Школьная мода 3000 года».
Для защиты проекта могут быть представлены макеты, чертежи, схемы, видеофильмы, рисунки, аудиокассеты и т. п. Команды должны найти несколько вариантов выхода из предложенной педагогической ситуации и отстоять оптимальный, по их мнению, вариант решения.
16. КОНКУРС СЕМЕЙНОГО ФОЛЬКЛОРА
Участникам предлагается:
Вспомнить или сочинить пословицы, поговорки, загадки, анекдоты о семье, о детях и проинсценировать их;
Сочинить частушки, отражающие характер взаимоотношений между родителями и учителями, и исполнить их;
Мини-конкурс на самое интересное высказывание «Устами младенца».
- КОНКУРС «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Включает серию мини-конкурсов интеллектуального, спортивного, художественного характера, в которых участвуют семейные команды.
- ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ
Творческий отчет может включать:
серию открытых уроков для родителей законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ;
общественный смотр знаний учащихся;
презентацию детских творческих объединений, студий, кружков, клубов по интересам.
19. Заключительная часть мероприятия открытых для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей
Можно включить парад семейных династий, семейные посиделки под девизом: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Анализ и самоанализ проведенного мероприятия, участие в нем. Выявить, что понравилось, что хотелось бы изменить или внести свои рекомендации. Рефлексия.
Заключение
Подводя итоги нашего мероприятия, мы можем сказать, что в нашей работе особое внимание уделено специфическим особенностям семейного воспитания детей с ОВЗ. Что наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. Когда рождается ребенок с ОВЗ, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям
Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения. Специалист не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью, в этической форме он сам должен выйти на контакт с проблемной семьей. Вот некоторые рекомендации, которые будут полезны для специалистов:
Родителям нужно научиться хорошо знать позитивные стороны личности ребёнка с ОВЗ и опираться на них, пытаясь разрешить сложную воспитательную ситуацию;
Родителям важно уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку с ОВЗ, проявлять веру в него и эмпатию к нему, нужно научиться понимать и принимать индивидуальность ребёнка с ОВЗ и взаимодействовать с ним на основе взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки; решать проблемы не за ребёнка с ОВЗ, а вместе с ребёнком, помогая ему выбрать оптимальный вариант разрешения сложной жизненной ситуации;
Родителям важно прощать промахи и проступки ребёнка с ОВЗ, помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
Родителям нужно постараться овладеть методикой создания ситуации успеха и активно её использовать в процессе воспитания;
Критика должны носить конструктивный характер, критиковать следует не ребёнка с ОВЗ, а его проступки, подсказывая ему варианты социально-одобряемой деятельности;
Родители должны помнить, что изменение поведения требует и от них, и от ребёнка с ОВЗ терпения и мужества, если какой-то подход, по мнению родителей (законных представителей), окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует проанализировать переживания и поступки, как ребёнка с ОВЗ, так и свои;
Важно поддерживать ребенка с ОВЗ, не противопоставлять себя ему, а для этого, возможно, им придётся изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним; поддержка должна быть основана на вере в способности ребёнка с ОВЗ преодолевать жизненные трудности, при активной помощи значимых для него взрослых;
Родителям нужно постараться испытывать уверенность в своих силах, иметь адекватную самооценку, стремиться к овладению оптимальными моделями семейного воспитания.
Итак, уважаемые коллеги, в заключении надеемся, что изложенный материал будет полезен в работе педагогам, специалистам различных образовательных учреждений. Ниже в приложении предлагаем «Азбуку семейного воспитания для родителей», которая содержит памятки, правила, мудрые советы от разных авторов.
С уважением, учитель-логопед, педагог-психолог Каримова Е.А. МКДОУ «Д/с «Родничок» с. Сары, Кунашакского района.
Источники:
А.М. Дохоян Технологии сопровождения детей с ОВЗ и их семей в условиях инклюзивного образования Учебно-методическое пособие
Е.В. Резникова, В.С. Васильева Роль психолого-педагогического консилиума в решении вопросов комплексного сопровождения детей с ОВЗ ORCID: № 0000-0002-4785-3559, к.п.н, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация, e-mail: elen2211@mail.ru
Приложение 1
Азбука семейного воспитания для родителей
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ РЕБЕНКА
Эта памятка написана от лица здорового ребенка, однако среди детей с ОВЗ, много тех, кто имеет сохранный интеллект, поэтому эти требования и пожелания вполне подходят для использования в процессе их воспитания.
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я ненавижу вас». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а, что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
- И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.
СЕМЬ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОТЦОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОВЗ
- Время решает все: уделяйте ребенку ежедневно хоть немного времени.
- Делитесь с ребенком своими успехами и проблемами. Вы союзник своего ребенка, а не противник.
- Не скупитесь на похвалу своему ребенку за его хорошие достижения и качества. Похвала – основная движущая сила развития человека.
Будьте вежливы со своим ребенком, не позволяйте ему грубить, научите его считаться с чувствами других людей.
- Учите и учитесь у своего ребенка. Постоянно всматривайтесь и вслушивайтесь.
Любите своего ребенка таким, какой он есть, это самый дорогой для Вас человек.
- Отцовство – это для Вас самое главное – это цель и смысл вашей жизни.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ
- Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.
- Будьте одновременно тверды и добры с ним. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роле судьи.
- Любите ребенка таким, каков он есть. Он ответит вам тем же.
- Воздействуйте доверием, оно окрыляет, располагает к хорошему отношению. Возвышайте ребенка с ОВЗ, своим доверием, и он отплатит чистой монетой верности.
- Давайте ребенку с ОВЗ простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы он имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
- Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
- Ищите свой неповторимый подход к ребенку с ОВЗ, свою интонацию обращения к ним, свою, основанную на доброте, уважении и требовательности.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить.
- Не делайте за ребенка с ОВЗ то, что он в состоянии сделать сам.
- Не поддавайтесь на его провокации.
- Не поправляйте ребенка с ОВЗ в присутствии посторонних лиц. Он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать поведение ребенка с ОВЗ в самый разгар конфликта.
- Не пытайтесь читать ребенку с ОВЗ наставления и нотации.
- Не требуйте от ребенка с ОВЗ большего, чем он может. Иначе он начинает ощущать, что ваша любовь зависит всецело от его достижений. Не торгуйте святым чувством.
- Поддерживайте ребенка с ОВЗ. Взрослые члены семьи могут поддерживать его, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо.
- Расширяйте круг общения ребенка с ОВЗ – это важный фактор его социализации и социальной адаптации.
- Укрепляйте у ребенка с ОВЗ, веру в собственные силы – это действенный метод поддержки. Не бойтесь даже искусственно организовать его успех в процессе социально-ориентированной или досуговой деятельности. Он его достоин.
ДЕСЯТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ …
- Воспитание ребенка с ОВЗ начните с воспитания себя. Дети как губки впитывают не ваши слова, а ваше поведение.
- Ребенка с ОВЗ, как и любого ребенка, следует любить, безусловно, а не за его достижения. От той дозы любви, которую человек получит в детстве, зависит вся его дальнейшая жизнь и его собственная способность любить себя и других.
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка. Уважайте его желания. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого.
- Придерживайтесь «золотой середины» – не заниматься попустительством, но и не быть слишком жесткими в своих требованиях.
- Если вам не нравится поведение вашего ребенка, критикуйте только определенные его действия, но никогда не выносите приговор его личности. Замените фразу «ты плохой» на «это не очень хорошо...». Помните: как корабль назовешь, так он и поплывет.
- Будьте с ребенком откровенны. Не скрывайте от него свои чувства и какие-то факты и события, которые имеют к нему отношение. Любые семейные тайны имеют не очень хорошие последствия.
- Позволяйте ребенку с ОВЗ, как и здоровому ребенку, ощутить отрицательные последствия своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
- Не запрещайте ребенку с ОВЗ искренне выражать свои чувства, какими бы они ни были. Не ругайте его за это, а попытайтесь разобраться, чем они вызваны.
Будьте последовательны в общении с ребенком, имеющим ОВЗ. Нет ничего хуже, чем выдвигать противоречивые требования или что-либо разрешать, всем своим видом показывая, что вас это «убивает».
Не считайте ребенка, имеющего отклонения в развитии своей собственностью. Это личность, которая не обязана жить в соответствии с вашими представлениями о том, как надо.
Не ругайте ребят утром – солнце покажется им тусклым,
Не ругайте ребят днем – небо покажется им хмурым,
Не ругайте ребят на ночь – звёзды померкнут для них.
Вообще не ругайте! Любите их, и они ответят вам взаимностью.
Помните! Добрый воспитатель не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен причинить детям зло.
ЕКС ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ
Единая комплексная система, объединяющая множество компонентов для обеспечения полноценного функционирования семьи — это список правил, которых придерживаются члены семьи для поддержания гармонии и благополучия внутри неё.
В семейной жизни, бесспорно, помогает применение правил, вобравших в себя вековую мудрость многих поколений.
Помните, конфликт семью не красит!
Запомните, чтобы испортить отношения в семье, достаточно начать их выяснять.
- Истина рождается в споре, но когда страсти кипят – истина испаряется.
- Спорь, но не ссорься, это разные вещи.
- В споре критикуй поступки человека, а не самого человека.
- В споре, отвергая – предлагай, предлагая – действуй.
- Чтобы найти общий язык с партнёром, свой следует немного прикусить.
- В споре не исповедуй принцип: «Есть две точки зрения – моя и неправильная».
- В семейном конфликте не ищи виноватого, виноваты оба, ищи выход из конфликта.
- Помни, выход из безвыходной ситуации, там же, где вход.
- Выиграв конфликт, не торжествуй.
- Азы общения супругов:
- Расспрашивай заинтересованно, но не бесцеремонно.
- Помни, категоричность суждений неприятна окружающим.
- Учись слушать и слышать собеседника.
- В общении отдавай предпочтение диалогу, а не монологу.
- Больше проси, чем приказывай, так как просьбу выполнять всегда приятнее.
- Не обвиняй, ты не прокурор.
- Не давай советов, если тебя о них не просят. Проси супруга дать совет – это знак уважения.
Азбука семейной дипломатии:
- Разделяй людей и проблемы, человека – уважай, проблемы – решай.
- Решай вместе с человеком, а не за человека.
- Чаще говори человеку о его достоинствах, о своих недостатках он уже слышал от других.
- Помни, наши недостатки – это продолжение наших достоинств.
- Неуважение к человеку – плохой способ самоутверждения.
- Самоутверждайся через творчество, а не через унижение другого.
- Помни, смеяться лучше вместе с человеком, а не над человеком.
- Щедро дари знаки уважения, будь терпим к слабостям.
- Помни, тебе никто и ничего не должен, будь благодарен и за малое.
- Учиться надо не на своих, а на чужих ошибках.
- Когда человека не могут изменить, ему начинают изменять.
- Помни, если долго скрывать свои тёплые чувства, они могут и остыть.
- Знайте, нет ничего проще, чем завоевать любовь, и нет ничего труднее, чем её удержать.
- Помните, что дороже всего люди расплачиваются за то, что в семейной жизни они пренебрегают банальными истинами.
Однако если вы соблюдаете «Кодекс поведения в семье», а счастье отвернулось от вас, и ваш семейный очаг остыл, то помолитесь:
Господи, дай мне силы справиться с тем,
С чем я могу справиться.
Дай мне мужество смириться тем,
Что я не могу изменить.
И дай мне мудрость отличить одно от другого!
Помните!
Три источника имеют влечения человека: душа, разум и тело.
Влечение души порождает дружбу,
Влечение ума порождает уважение,
Влечение тела порождает желание,
Соединение трёх влечений порождает любовь!
Любите, друг друга, любите своих детей, пусть мир, покой, и счастье будут вечно жить в вашем доме и в вашем сердце!
Помните! «Азбука семейного воспитания» гласит:
- Доброжелательность, любовь и счастье – вот формула успеха семейного воспитания.
- Родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и развивать в нём лучшее.
- Учёт возрастных, половых, индивидуальных особенностей и только потом воспитательное воздействие.
- Глубокое уважение к личности ребёнка в сочетании с высокой требовательностью – залог успеха. ✓ Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детям.
- Игры – важное средство воспитания. Оптимизм и юмор – основа стиля общения с детьми в семье.
- Не сердитесь на детей долго, это унижает вас и заставляет страдать ребёнка.
- Детей можно лечить от всех страхов эрудицией и лаской.
- Не доверяйте детей людям, которые разучились улыбаться.
- Несчастный человек никогда не воспитает ребёнка счастливым.
- Будьте с детьми вместе, рядом и чуть впереди.
- Помните, плоды воспитания сваливаются нам же на головы.
Помните! Дети учатся у жизни:
- если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть,
- если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности,
- если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым,
- если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,
- если ребёнка подбадривает, он учится верить в себя,
- если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным,
- если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым,
- если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей,
- если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя,
- если ребёнок растёт в понимании и дружелюбии он учится находить любовь в этом мире!
В мире мудрых мыслей
- В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. /В. Сухомлинский/.
- В дурно воспитанном человеке смелость приобретает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом; остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью. /Д. Локк/.
- Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела ... /Р. Ролан/.
- Великие составные части счастья: иметь, чем заняться, что любить, и, на что надеяться. /Чалмерс/.
- Видя чужие пороки, умный избавляется от своих. /Публий Сир/.
- Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. /Я. Райнис/.
- Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. /В. Ключевский/.
- Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. /В. Сухомлинский/.
- Для гнева суть не так важна, он ищет лишь причину. /Гете/.
- Лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни. (Т. Драйзер).
- Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать. /Неизвестный автор/.
- Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми. /О. Уайльд/.
- Мало кому нравятся советы, и меньше всего их любят те, кто больше в них нуждается. /Честерфилд/.
- Многие детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослых. /Я. Корчак/.
- Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями! /Б. Шоу/.
- Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. /П. Буаст/.
- Нет на Земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст. /В. Гюго/.
- Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. /Л. Бетховен/.
- Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. /А. Пушкин/.
- Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. /М. Эбнер-Эшенбах/.
- Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо. /В. Гёте/.
- Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед, чтобы уважали самого тебя на склоне лет. /Аттар/.
- Посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнёшь характер; посеешь характер – пожнёшь судьбу. /Народная мудрость/.
- Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь. /Ж.Ж. Руссо/.
- Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. /Д. Дидро/. Семья – один из шедевров природы. /Д. Сантаяна/. Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. /Ф. Адлер/.
- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/.
- Счастливый брак – это сооружение, которое надо перестраивать каждый день. /А. Моруа/.
- Чаще заглядывай в самого себя. /Цицерон/.
- Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, если бы он оставил им наследство. /Уэйтли/.
- Чтобы изменить людей, их надо любить. /И. Песталоцци/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....

Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рекомендую родителям как воспитывать детей с ОВЗ....

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Открытое занятие: «Формирование межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья в коммуникативных играх» «О дружбе и друзьях»
Одним из наиболее эффективных способов развития коммуникативных навыков у детей является игра. Она формирует умение сопереживать, дружить, выражать мысли и делиться эмоциями.В коммуникативных играх де...
