Конспект НОД "Полёт на Далёкую планету"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Полёт на Далёкую планету"34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Полёт на Далёкую планету.

Группа: подготовительная.

Цель: развитие связной монологической речи и лексико - грамматических категорий при обобщении и систематизации знаний дошкольников по лексической теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

-активизировать словарный запас по лексической теме «Космос»;

-совершенствовать умение составлять рассказ – описание по сюжетной картине;

-закрепить навык подбора родственных слов; антонимов; сложных слов;

-упражнять в словообразовании прилагательных и причастий;

-совершенствовать навык согласования существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числе;

-развивать навык употребления простого распространённого и сложного предложения.

Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать эстетические чувства; чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру, гордость за космические достижения нашей страны.

Форма: занятие-путешествие.

Оборудование: ноутбук, макет «Далёкой планеты», музыкальное сопровождение, макеты ключей, картина А. Леонова «Выход в открытый космос», сигналы, смайлики – настроение.

Ход занятия:

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Звучат тревожные позывные.

Воспитатель: Ребята, слышите тревожные позывные, это позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте, какое сообщение они нам прислали: «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромное горе! Налетел страшный смерч и уничтожил почти всё живое на ней. Помогите, пожалуйста, вернуть нашей родине первоначальный облик!!!»

Воспитатель: Как мы можем помочь жителям Далёкой планеты?

Отгадайте, у кого мы может ещё спросить совета:

Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом близко знаком,

Обнаруживает чёрные дыры,

Любуется созвездием Лиры?

Воспитатель: Нам поможет Гном-астроном.

(Появляется Гном-астроном.)

Воспитатель: Уважаемый Гном - астроном, вы очень много знаете о космосе, укажите нам, пожалуйста, путь к Далёкой планете. Нам необходимо туда попасть, так как от нас ждут помощи её жители.

Учитель-логопед Гном: Я вам, конечно, помогу, но вы должны знать, что путь вам предстоит трудный и далёкий. Хочу узнать, сообразительные ли вы и внимательные.

Отправиться на Далёкую планету и помочь её жителям.

Астроном.

Создание мотивации к совместной деятельности, положительного настроя.

Формулирование цели занятия детьми самостоятельно.

  1. Основной этап

Учитель - логопед Гном-астроном: 

На каком корабле мы отправимся в космос?

Откуда начнем свой путь?

Нам нужно надеть специальное снаряжение.

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Игра «Слова-родственники» 

Чтобы наш космический корабль смог подняться ввысь, нам необходимо подобрать ключи. Выбрать родственные слова:

Планета – план, планетарий, межпланетный, инопланетянин.

Космос - косматый, космонавт, космический.

Что такое планетарий?  

Итак, всё готово к полёту.

Воспитатель: 

Начинаем обратный отчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск. Полетели!

(Звучит космическая музыка.)

Игра «Подбери признак».

Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? 

Охарактеризуйте их, подобрав слова -признаки.

Созвездия очаровывают…

Ребята, вы узнали это созвездие?

Почему его так назвали?

Планеты  манят…

Кометы передвигаются стремительно..

Звёзды светят…

Звёзды тусклые, а другие наоборот…

Уважаемый Гном - астроном, ребята знают все планеты Солнечной системы.

Плутон учёные уже не относят к планетам из-за маленькой массы.

Почему мы называем эти планеты планетами Солнечной системы?

Какие изменения происходят, благодаря вращению нашей планеты Земля вокруг Солнца?

Учитель - логопед Гном-астроном: 

Игра «Посчитай»

Давайте посчитаем, сколько мы увидели созвездий, далёкие планеты.

Игра «Космические слова»

Проверим, а умеете ли вы образовывать сложные космические слова.

По луне ходит -…

Летает к звёздам-

Звёзды падают - ..

Космос, не имеет границ.

Если его необьять - …

Он без конца – …

Без дна – …

Космос нас манит – …

Космос для нас во многом ещё остаётся тайной – …

Космос для нас загадка – …

Воспитатель: 

Гном - астроном, наши ребята хорошо знают российских космонавтов, покоривших космос?  (на экране)

Алексей Леонов был не только знаменитым космонавтом, но и замечательным художником. Смотрите, какие прекрасные картины он написал. (на экране)

Рассматривание картины Алексея Леонова «Выход в открытый космос» и беседа по ней.

Давайте внимательно рассмотрим одну из его картин и покажем гному – астроному как мы умеем составлять рассказ – описания по картине.

Кого вы видите на переднем плане картины Алексея Леонова «Выход в открытый космос»?

Что делает космонавт?

Чем он занят?

Во что одет космонавт?

Как вы думаете, почему Алексей Леонов использовал именно эти цвета, изображая скафандр?

Для чего космонавты одевают скафандры?

Что изображено на втором плане картины?

Какие краски использовал художник, изображая Землю?

Почему?

Что вы видите на 3-ем плане картины?

Понравилась ли вам картина? Чем?

Воспитатель:

Подвижная игра «В открытом космосе» (музыка)

А теперь нам предстоит выйти в открытый космос. Вы уже знаете, что здесь невесомость. Что такое невесомость?

Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости, как они умываются, принимают пищу, передвигаются.

(музыка)

Игра «Договори предложение»

Договорите предложения.

Космонавт вышел в открытый космос из…

Он одет в…

Скафандр защищает космонавта в космосе от…

Белый, синий и красный цвет – это три цвета…

Космонавт монтирует…

Белый и голубой цвета – это символы ……

Вдалеке виден тёмный, необьятный, бездонный космос…

Космос нас всегда манил и будет манит …

Учитель - логопед Гном-астроном: 

Игра «Сложи предложение»

  • космонавт, открытый, вышел, в, космос
  • космонавт, оборудование, монтировать
  • скафандр, и, космонавт, холод, ветер, защищать, от

Воспитатель:

Игра «Хлопни, если предложение из нашего рассказа»

  • На картине Алексея Леонова «Выход в открытый космос» на переднем плане мы видим нашу родную планету Земля..
  • На картине Алексея Леонова «Выход в открытый космос» на переднем плане мы видим космонавта.
  • Он вышел в открытый космос из космического корабля.
  • Он сидит в космическом корабле.
  • Скафандр защищает космонавта в космосе от холода и ветра.
  • Скафандр защищает космонавта в космосе от жары.
  • Космонавт летит в космическом корабле.
  • Космонавт монтирует оборудование.
  • На заднем плане картины изображена наша родная, любимая планета Земля.
  • На заднем плане картины изображена Луна.
  • Вдалеке тёмный, необьятный, бездонный космос с множеством сверкающих ярких звёзд.
  • Вдалеке тёмный, необьятный, бездонный космос с множеством сверкающих ярких комет.

Составление рассказа - описания сюжетной картины с последующим его анализом. (по цепочке, индивидуально).

На космическом корабле.

С космодрома.

Дети надевают макеты скафандров.

Планетарий, межпланетный, инопланетянин.

Космонавт, космический, космодром.

Музей планет.

Кометы, планеты, звёзды, созвездия.

Очаровающие.

Большая медведица.

Созвездие похоже на медведя.

Манящие.

Стремительные.

Светящиеся.

Яркие.

Раз -…Меркурий

Два – Венера

Три – Земля

4 – Марс

5- Юпитер

6 – Сатурн

7-Уран

Восьмой -Нептун

Они вращаются вокруг Солнца.

Происходит смена времён года.

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.

Одна далёкая планета, две далёкие планеты, 3…4..5..6..7..8...

Луноход.

Звездолёт.

Звездопад.

Необьятный.

Бесконечный.

Бездонный.

Манящий.

Таинственный.

Загадочный.

Юрий Гагарин – 1 космонавт, Валентина Терешкова – 1 женщина  космонавт, Олег Кононенко – космонавт наш земляк из Самары, Алексей Леонов - 1 космонавт вышедший в открытый космос.

Дети рассматривают картины А. Леонова.

Мы видим космонавта.

Он вышел из космического корабля и работает в открытом космосе.

Он монтирует оборудование.

На нем белый скафандр с синими и красными полосками.

Это цвета нашего Российского флага.

Скафандры защищают космонавтов от холода, ветра.

Наша родная планета Земля.

Голубые и белые.

Это символы света, доброты, чистоты, совершенства, идеала.

Вдалеке мы видим тёмный космос с яркими звёздочками.

Ответы детей.

Безвоздушное пространство.

Дети выполняют движения.

Космического корабля.

Скафандр.

Холода и ветра.

Российского флага.

Оборудование.

Света, доброты, чистоты, совершенства.

С множеством сверкающих ярких звёзд.

Своей загадочностью, таинственностью.

Космонавт вышел в открытый космос.

Космонавт монтирует оборудование.

Скафандр защищает космонавта от холода и ветра.

Дети хлопают в ладоши, если предложение соответствует картине.

Дети составляют рассказ – описания картины по цепочке, индивидуально и проводят анализ индивидуальных рассказов. С помощью сигналов.

Активизация словаря по теме «Космос».

Сформированность умения подбирать родственные слова.

Толкование значений слов.

Владение обратным счётом.

Словообразование причастий от глаголов.

Подбор атонимов.

Актуализация знаний о планетах Солнечной системы.

Согласование существительных и прилагательных с числительными.

Словообразование сложных слов.

Словообразование причастий от существительных.

Актуализация знаний о российских космонавтах.

Развитие зрительного внимания, эстетических чувств.

Умение отвечать на вопросы с использованием простого распространённого предложения в ходе беседы.

Анализ картины.

Умение выражать собственное отношение к произведению искусства.

Развитие точности и плавности движений.

Толкование значений слов.

Умение пользоваться простым распространённым предложением.

Умение работать с деформированным предложением.

Развитие слухового внимания, зрительной памяти.

Умение составлять последовательный полный рассказ-описания картины с использованием картинного плана.

Анализ самостоятельных рассказов.

  1. Рефлексия

Воспитатель: Мы выполнили все задания Гнома-астронома и долетели до цели. Посмотрите, не радостная картина предстаёт перед нашими глазами. Давайте превратим Далёкую планету в цветущий сад, украсим её цветами-смайликами, которые расскажут нам о ваших чувствах, настроении.

Воспитатель: Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю.  Закончилось наше путешествие. Вы сделали очень доброе дело – спасли от гибели планету. Жители планеты Вас благодарят и дарят сладкие гостинцы, а нам пора возвращаться домой, на нашу родную планету, на Землю, в свой любимый детский сад.

(музыка)

Дети украшают Далёкую планету смайликами – настроением.

Дети получают сладкие призы.

Анализ своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Далёкую планету»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста  «Путешествие на Далёкую планету»Цель: развитие познавательного интереса у детей и включен...

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Спасение жителей далёкой планеты»

- закрепить знание цифр от 1 до 10; упражнять в порядковом и обратном счете от 1 до 10. - упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождении геометрических фигур по символам: форме,...

Конспект клубного часа НА ДАЛЁКИХ ПЛАНЕТАХ

Конспект клубного часа в старшей группе....

Конспект «Путешествие к далёкой планете»

Для детей старшего дошкольного возраста, посещающих кружок «МультИстории»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Полёт на Далёкую планету.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представленийТема: Полёт на Далёкую планету....