Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста группах компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Халевина Оксана Михайловна

Очень важно, чтобы при поступлении в школу ребенок освоил правильное написание знаков. Особое внимание надо уделять детям с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

               Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

С каждым годом растет число детей страдающих нарушением письменной речи.

Дисграфия (от греч. dis - приставка, означающая расстройство и рrаdо­ пишу) частичное специфическое расстройство  процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв и искажением звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим звуковым составом слова.

Дисграфия создает существенные препятствия в овладении грамотой и приводит к трудностям обучения. О предупреждении дисграфии говорят не только в наши дни. Большое внимание ей уделялось многими учеными еще 19-20 в. В 30-х годах 20-ого столетия нарушение письма начинает изучать, такие психологи и педагоги как Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина. Традиционно в логопедической практике нарушение письменной речи рассматриваются как следствия патологии устной речи (Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева). Исследования последних лет указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у детей с нарушением речи с несформированностью невербальных форм психических процессов (А.Н. Корнев, О.Б. Иншакова). Поэтому можно сказать, что проблема нарушения письменной речи одна из самых актуальных для обучения, поскольку письмо из цели обучения, превращается в средство дальнейшего получения знаний.

Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе сего дельнейшего обучения в результате рефлекторного   повторения,   образуется   динамический   стереотип   слова   в

единстве        акустических,        оптических,        кинестетических        раздражений        (Л.С. Выгодский, Б.А. Ананьев).

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом, слышимым (произносимым) и словом, видимым (записываемым). В процессе письма,  ребенок  должен  проделать  ряд операций:

  • определить последовательность звуков в слове;
  • уточнить звуки и превратить слышимые в речевые (фонемы);
  • перевести фонему в графему, то есть в рисунок буквы с учетом пространственного расположения всех ее элементов.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов:          речедвигательного,        речеслухового,        зрительного, двигательного. Как известно автоматизированное движение рук, является конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность,  подготавливающая  конечный этап. 

Проанализировав различные случаи дисграфии (дисграфия, связанная с нарушение  различных   форм  языкового  анализа  синтеза,  артикуляторно  - акустическая дисграфия,  акустическая дисграфия,  аграматическая  дисграфия и        оптическая                дисграфия).        Были        разработаны        некоторые        методические приемы,        которые        могут                        помочь                устранить,         предупредить        нарушение письменной        речи.                Методика                устранения        каждого        вида                дисграфии, представляет        собой        систему                методов                направленных                на        преодоление основного                дефекта.                На        создание                навыков        обеспечивающих        овладению письмом.   Использование                каждого                метода   определяется        целью,  задачами логопедической                работы        его        местом                в        общей        системе        коррекционного процесса.                Считаю,         что        основными        задачами        коррекционного                обучения является:

1.  Формирование, звукопроизношение, уточнение артикуляции звуков . 2 .  Развитие        фонематического        слуха,        фонематического        анализа        и

синтеза слов фонематических представлений.

  1. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  2. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  3. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному,  выборочному,  краткому),  составлению рассказа по серии картинок, по  одной  сюжетной  картинке,  по предложенному плану, по заданному началу или концу.
  4. Совершенствование пространственно временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию.
  5. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками,  обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

Для того, что бы реализовать все эти задачи, использую достаточный объем разнообразных упражнений, большая часть которых выполняется в устной форме, с четко организованной системой сигналов обратной связи (картинки, карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом, действия хлопками). Уделяю большое внимание жестовым и зрительным символам, моделированию предложений, использую элементы театральной деятельности, логоритмику, дермалексию.

Проводилась  работа не только с буквой, но и со слогом, словом  и  предложением.  Детям  предлагаю  задания  восстановить  сломанные

«слоги» и обязательно слоги записать в тетрадь.  Очень детям нравиться игра «буквенный мешочек». Буквы наклеиваются на картонной, шершавой бумаге, помещаются в  мешочек  и дети на ощупь, с помощью пальцев должны определить буквы и составить слово. В старшей группе использую «волшебный мешочек». На картон наклеиваются различные геометрические  фигуры, животные, домики, птицы и т.д.

Практикую хоровые упражнение произношение звуков, чтение слогов и слов, все это способствует  развитию речи и зрительной памяти детей. Такие упражнения активизируют пассивных детей. Играя в домино или лото, подбираем  картинки на отдельные звуки,  делим  на  слоги свои имени и имена товарищей. В старшей  группе  уделяю  большое внимание, на  расположение предметов в ряд в направлении с лева на право, выделению элементов ряда по определенному признаку (цвет, форма, величина). Вся эта работа проводится  для того, чтобы дети в дальнейшем при обучении письму, не делали ошибок, и им было бы легче овладеть письмом.

Уделяю большое внимание развитию буквенного гнозиса.

  1. Найти        букву        среди   ряда        других        букв,        после        длительного        или кратковременного предъявления.
  2. Сравнить одни и те же буквы.
  3. Назови        и        напиши        буквы,        перечеркнутые        дополнительными линями.
  4. Определи буквы в неправильном положении.
  5. Обведи контурные изображения букв.
  6. Допиши  букву.
  7. Выдели буквы наложенные друг на друга.
  8. Найди спрятавшиеся буквы.
  9. Конструирование печатной буквы из элементов. 1О. Реконструирование букв.

А) добавление элементов (Р-В), б) убавление элементов (Ж-К),

с) изменение пространственное положение элементов (Р-Ь). В        течении                первого        года        обучения  постоянно        использую упражнения для развития  мелкой  моторики.  В тетрадях дети пишут различные        элементы         букв  и  несложные        рисунки.                Вся  эта  работа         необходима,         что  бы  дети  в  дальнейшем        могли  приступить        к  письму  и предупредить         ошибки.  

В русском алфавите 33 буквы, и в написании 23-х из них, вызывает затруднение из-за свойств зеркальности, поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы  ее  зеркального  двойника проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, дети должны четко усвоить понятие «верх», «вниз», «вправо», «лево». Для осуществления этой цели провожу разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей.

Таким образом, систематически используя различные методические приемы в коррекционной работе, дети овладевают грамотной письменной речью, не испытывают трудностей в обучении в школе. На основе полученных результатов, разработаны методические рекомендации по использованию методических приемов в формировании письменной речи у детей с нарушениями речи для воспитателей компенсирующей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. Как достигну...

Сценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. ...

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности "Ушки на макушке"

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью внедрения здоровьесберегающих технологий....

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...

Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».

     Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения  (логиче...