Фонематическое восприятие - это важно
консультация по логопедии (подготовительная группа)

В статье описывается важность фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.86 КБ

Предварительный просмотр:

                     Фонематическое восприятие - это важно.

Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию речи, фонем. Если у ребёнка не развит фонематический слух, может возникнуть много проблем:

 - нарушение звукопроизношения. Ребёнок может неправильно произносить звуки

- проблемы с развитием связной речи. Ребёнку трудно излагать свои мысли, ещё труднее произносить сложные слова, управлять громкостью голоса

- ошибки при чтении и письме. Ребёнок может переставлять буквы на письме, заменять буквы, обозначающие звуки в словах, сходные по артикуляции и звучанию

Для предотвращения и коррекции данной проблемы, необходимо целенаправленно развивать этот навык.

Очень важно научить ребёнка внимательно слушать и слышать. Можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха.

- различение с закрытыми глазами, когда бумагу рвут, мнут, режут ножницами, когда стучим карандашом по столу, по коробке, по книге

- положите в непрозрачные баночки маленькие мячики, фасоль, гречневую крупу, потряхивая ёмкости, просим ребёнка определить, из какой банки определённый звук

- игра «Чей голосок?», когда водящий с завязанными глазами определяет, кто из детей его позвал

- вместе вспомните сказку «Маша и медведь». Предложите ребёнку изобразить голосом как говорит медведь, как Маша.

Следующий важный этап – развитие фонематического восприятия.

1 Игра «Хлопни – топни». На слоги со звуком «с» дети хлопают, со звуком «з» топают (СА-за-су-сэ-зу). Или другие пары звуков б-п, ж-ш.

2 Игра «Слушай, не зевай». Приготовьте красные, синие, зелёные фишки. Взрослый называет слова, ребёнок слушает первый звук слова. На согласный звук поднимает синюю фишку, на гласный – красную, на мягкий согласный – зелёную.

3 «Игрушки для Миши и Светы». Игрушки, в названии которых слышим звук «с» дарим Свете, если «ш» – дарим Мише.

4 Упражнение «Определи место звука в слове». Где спрятался звук «с» в начале, середине или конце слова? (сок, суп, фокус, носок) «Ш» - шапка, шина, машина, бабушка, мышь, малыш. «Ч» - чай, качай, калач.

5 «Сколько слогов в слове». Учить считать слоги в словах.

6 «Порядок слогов в слове». Назови первый слог в слове весна, машина, день.

7 «Найди слова, которые отличаются одним звуком». Дочка – бочка, врач – грач, крыша – крыса, лук – жук.

8 Учить называть слова с противоположным значением (пришёл – ушёл, улетел – прилетел, уплыл – приплыл).

9 Ребёнок старшего дошкольного возраста должен подбирать описательные слова к существительным (лимон какой? – жёлтый, кислый, маленький, яблоко – красное, наливное, румяное) Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать его.

Если вовремя не обратить к внимание на данную проблему, она будет усугубляться. В школе ребёнок начнёт испытывать трудности в русском и иностранном языках, не будет усваивать информацию на уроках, что приведёт к отставанию от одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно  имеет важное значение в формировании произносительной стороны реч...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Родительское собрание на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых з...

Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении грамоте

Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении  грамоте...