Развитие речевого дыхания у дошкольников
статья по логопедии (старшая группа)

Данная статья поможет разобраться специалистам и родителям в особенностях и важности развития речевого дыхания для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_doshkolnikov.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дыхание- энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность.  Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

  • Недостаточное развитие дыхательного аппарата.
  • Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха.
  • Неумение распределить дыхание по словам.
  • Из-за неправильного выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания ребенка.

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе

2-3 года

2-3 слова

3-4 года

3-5 слов

4-6 лет

4-6 слов

6-7 лет

5-7 слов

КАК ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ?

Нужно обращать внимание на то, как ребенок дышит во время разговора. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

  • Короткий вдох через нос;
  • Плавный выдох, воздух выходит через рот;
  • Выдох осуществляется до конца;
  • После каждого выдоха должна быть небольшая пауза ( 2-3 секунды)

Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание

Непроизвольное

Произвольное

Вдох - выдох-пауза

Вдох - пауза - выдох

Вдох и выдох осуществляется одним импульсом

Вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими ( в зависимости от содержания высказывания)

Только научившись правильно дышать ( глубокий короткий вдох и плавный длительный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:

  • Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
  • Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе;
  • Сформировать внятную связную речь;
  • Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И ДЛИТЕЛЬНОСТИ ВЫДОХА.

Для развития правильного речевого дыхания  не  обязательно приобретать специальные приспособления. Каждый родитель может помочь развитию речевого дыхании, используя окружающие предметы.

Далее представлены игры , которые не требуют  специальных затрат

  • « ПЕРЫШКО, ЛЕТИ»  Подбросить перышко вверх и дуть на него снизу вверх, не давая ему упасть
  • «СОРЕВНОВАНИЯ»  На столе лежат два карандаша. Взрослый вместе с ребенком дуют каждый на свой карандаш. Победит тот, чей карандаш быстрее упадет со стола.
  • « КОРАБЛИКИ»  Бумажные кораблики запускаем в таз с водой или в ванне. Дуем на кораблики «запуская их в плавание»
  • «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ»  предлагаем ребенку задуть в ваших руках свечи , загадав желание.

Для формирования правильного выдоха отлично подходят  игрушки- вертушки, свистульки, с различными звукам, мыльные пузыри, надувание небольших воздушных шаров.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ И СЛОГОВ

Чтобы научить ребенка правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать  их произнесение на одном выдохе.

Для этого можно использовать простейшие звукоподражания:

  • « А-ааа» - укачиваем малыша;
  • « У-ууу» - летит самолет;
  • «О-ооо» - удивляется малыш;
  • « Ы-ыыы» - гудит пароход;
  • «Ш-шшш»- шумит лес;
  • « З-ззз» - летит оса;
  • « Би-би» - едет машина;
  • «Топ-топ - топ» - идет мишка;
  • « Ту-ту» - едет паровоз;
  • «Кап- кап- кап» - идет дождик.

Формирование речевого дыхания - важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов  и  предотвратит различные речевые нарушения в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Развитие речевого дыхания. Упражнения и стихи по теме «Осень».Развитие речевого дыхания очень важно для дошкольников в любое время года. Я постаралась подобрать для вас игры, упражнения и стихи, спосо...

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...