Развитие речевого дыхания у дошкольников.
картотека на тему

Головина Ольга Ивановна

Развитие речевого дыхания. Упражнения и стихи по теме «Осень».

Развитие речевого дыхания очень важно для дошкольников в любое время года. Я постаралась подобрать для вас игры, упражнения и стихи, способствующие развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста по теме “Осень”, которые  воспитатель может использовать в течении дня.

Осенний ветерок
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
Ветерок
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф…
И качает так листок — ф-ф-ф… (Дети делают спокойный выдох.)
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф…
И качает так листок — ф-ф-ф… (Делают активный выдох.)
 

. Эхо
И.п.: о.с. 1 — подносить руки ко рту рупором (вдох); 2 — на выдохе поизносить протяжно: «Ау-ау-ау!». Повторить 3—4 раза.
Гром гремит
И.п.: о.с. 1 — руки вверх (вдох); 2 — хлопок над головой, на выдохе произносить: «Бах! Бах!». Повторить 3—4 раза.
Дождик
И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап- кап!». Повторить 3—4 раза.

 

Ветер
И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох, втягивая живот и выпячивая грудную клетку; 2 — задержать дыхание на 1—2 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 2 раза.

Облака плывут
И.п.: о.с. 1 — выполнять плавные помахивания руками над го¬ловой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Плывем туда-туда- туда!». Повторить 2—3 раза.

Радуга, обними меня
И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох носом, развести руки в стороны; 2 — задержать дыхание на 3—4 с; 3 — улыбнуться, произносить «с-с-с», выдыхая воздух и втягивая живот. Руки вытянуть вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука под мышку, другая — на плечо. Повторить 3-4 раза.

Идем по лужам
И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох носом); 4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза.

 

.

 

Осенние листочки
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Березовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
М. Картушина
  ***
Мелкий дождик моросит:
Кап, кап, кап, кап.
В листьях сада шелестят,
Кап, кап, кап, кап.
Мокнет мяч у ворот,
Кап, кап, кап, кап.
Мокнет поле, огород,
Кап, кап, кап, кап.
А. Воронова
     ***
Что нам шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
«Осень!
Осень!
Осень!»
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут.
Все сильнее ветки Плачут,
Плачут,
Плачут…
И. Цекович

 

.
 

 

 


     ***
Кап-кап-кап! — тучка.
Кап-кап-кап! — плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
М. Картушина

Гром
Рах-трах-тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел под черной тучей,
Прорычал над черной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдем!
В. Голь
     ***
Гром, греми по горам,
Подними тарарам,
Бурдюки развяжи
Над полосками ржи,
Чтобы стебель был высок,
Золотился колосок!
Дагестанская песенка

Дождь
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Французская песенка

Дождик
Дождик, чаще!
Дождик, пуще!
Чтобы рос овес погуще!
Чтобы в ковшике у нас
Был всегда овсяный квас;
Чтобы в каждой чашке-плошке
Были вкусные лепешки,
А по праздникам блины
Во-о-от такой величины!
Удмуртская песенка

Дождь
Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Кап, кап, кап.
Кто там?
Кап, кап, кап.
Что там?
Ты ответь прямо.
Не стучи в раму!
Это я, дождик!
Кап, кап, кап — дождик!
Я гулять вышел По твоей крыше.
(Румынская песенка)
     ***
Ливень, ливень,
Водолей, лей, лей!
Ты водицы
Не жалей, лей, лей!
Для пшеницы,
Для полей, лей, лей!
Югославская песенка

Дождь
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет,
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет…
Я. Дягутите
     ***
Шлеп-шлеп-шлеп —
иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп — вода по спинке.
Буль-буль-буль —
упала шапка.
Ой-ой-ой —
кругом вода.
Да-да-да — себя не жалко.
Одевайся в дождь всегда.
Е. Алябьева
     ***
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка.
Дай нам ведрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Надо солнышко,
Колоколнышко!
(Детская потешка)
     ***
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-У-У, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
Е. Алябьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dykhaniya.docx158.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания. Упражнения и стихи по теме «Осень».

Блоги Клуб DNS сеть супермаркетов цифровой и бытовой техникиРазвитие речевого дыхания очень важно для дошкольников в любое время года. Я постаралась подобрать для вас игры, упражнения и стихи, способствующие развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста по теме “Осень”, которые  воспитатель может использовать в течении дня.

Фото осень девушкаОсенний ветерок
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=58c896343d86b307eeff861542d4778a-125-144&n=21Ветерок
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф…
И качает так листок — ф-ф-ф… (Дети делают спокойный выдох.)
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф…
И качает так листок — ф-ф-ф… (Делают активный выдох.)

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0175f0d70b646af58de46069e804ae5b-129-144&n=21. Эхо
И.п.: о.с. 1 — подносить руки ко рту рупором (вдох); 2 — на выдохе поизносить протяжно: «Ау-ау-ау!». Повторить 3—4 раза.
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=28b54018583a4fb09cf3c1810c2ff86e-24-144&n=21Гром гремит
И.п.: о.с. 1 — руки вверх (вдох); 2 — хлопок над головой, на выдохе произносить: «Бах! Бах!». Повторить 3—4 раза.
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b082aeb13e1ff655a872e467bcb96883-48-144&n=21Дождик
И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап- кап!». Повторить 3—4 раза.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1f2d5fff1393c987cb8398645cf6255f-131-144&n=21Ветер
И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох, втягивая живот и выпячивая грудную клетку; 2 — задержать дыхание на 1—2 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 2 раза.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7097afd128ac2737c9cad7104db67fd2-143-144&n=21Облака плывут
И.п.: о.с. 1 — выполнять плавные помахивания руками над го¬ловой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Плывем туда-туда- туда!». Повторить 2—3 раза.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=dea7c846b22c4bca758defbaab8f9432-114-144&n=21Радуга, обними меня
И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох носом, развести руки в стороны; 2 — задержать дыхание на 3—4 с; 3 — улыбнуться, произносить «с-с-с», выдыхая воздух и втягивая живот. Руки вытянуть вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука под мышку, другая — на плечо. Повторить 3-4 раза.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ee4211c8393fe5ed575a398516986bcc-121-144&n=21Идем по лужам
И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох носом); 4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза.

. 

Осенние листочки
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Березовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
М. Картушина
  ***
Мелкий дождик моросит:
Кап, кап, кап, кап.
В листьях сада шелестят,
Кап, кап, кап, кап.
Мокнет мяч у ворот,
Кап, кап, кап, кап.
Мокнет поле, огород,
Кап, кап, кап, кап.
А. Воронова
     ***
Что нам шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
«Осень!
Осень!
Осень!»
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут.
Все сильнее ветки Плачут,
Плачут,
Плачут…
И. Цекович

.


     ***
Кап-кап-кап! — тучка.
Кап-кап-кап! — плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
М. Картушина

Гром
Рах-трах-тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел под черной тучей,
Прорычал над черной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдем!
В. Голь
     ***
Гром, греми по горам,
Подними тарарам,
Бурдюки развяжи
Над полосками ржи,
Чтобы стебель был высок,
Золотился колосок!
Дагестанская песенка

Дождь
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Французская песенка

Дождик
Дождик, чаще!
Дождик, пуще!
Чтобы рос овес погуще!
Чтобы в ковшике у нас
Был всегда овсяный квас;
Чтобы в каждой чашке-плошке
Были вкусные лепешки,
А по праздникам блины
Во-о-от такой величины!

Удмуртская песенка

Дождь
Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Кап, кап, кап.
Кто там?
Кап, кап, кап.
Что там?
Ты ответь прямо.
Не стучи в раму!
Это я, дождик!
Кап, кап, кап — дождик!
Я гулять вышел По твоей крыше.
(Румынская песенка)
     ***
Ливень, ливень,
Водолей, лей, лей!
Ты водицы
Не жалей, лей, лей!
Для пшеницы,
Для полей, лей, лей!
Югославская песенка

Дождь
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет,
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет…
Я. Дягутите
     ***
Шлеп-шлеп-шлеп —
иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп — вода по спинке.
Буль-буль-буль —
упала шапка.
Ой-ой-ой —
кругом вода.
Да-да-да — себя не жалко.
Одевайся в дождь всегда.
Е. Алябьева
     ***
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка.
Дай нам ведрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Надо солнышко,
Колоколнышко!
(Детская потешка)
     ***
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-У-У, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
Е. Алябьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Игры на развитие речевого дыхания у дошкольников.

Статья содержит консультативный материал по использованию здоровьесберегающих технологий в играх и занятиях с детьми дошкольного возраста....