Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ризванова Рафиля Рашидовна

Конспект  занятия  по лексической теме "Человек и его тело".

Детям в садик приходит письмо от  Умки. Детям озвучивается просьба помочь мишке  узнать о частях тела человека. Дети смотрят мультфильм про Умку и в ходе дальнейшего занятия демонстрируют свои знания о частях тела. В процессе занятия в игровой форме  закрепляется словарь, проводится работа над грамматикой и связной речью. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_tela.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Тема: «Умка узнает части тела человека».

Цели:

Образовательные:

1. Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.

2. Закрепить образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок, -ик, -к.

3. Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.

4. Закреплять знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции.

5. Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье, голеностоп.

Развивающие:

1. Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.

2. Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

2. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

Материал к занятию: мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета; «волшебная» шкатулка; простые карандаши.

Дидактический материал: индивидуальные листы по количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник? »; карточки с частями тела; картинки с изображением великана и гнома; 2 кружка (красный, зеленый) ; карточки с изображением валеологических ситуаций.

Ход занятия:

Ребята, у меня есть звуковое письмо. /На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса/. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать?

Давайте посмотрим.

(Просмотр фрагмента мультфильма «Умка»)

- Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. А зачем он нам его отправил? Как вы думаете?

(Он хочет узнать все о человеке).

- Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает ничего о частях тела человека. Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (Ответы детей)

- А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе. (Ответы детей)

- Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (Пауза)

- У меня есть волшебная шкатулка. Все, что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет себе все ваши высказывания. (Открываем шкатулку.) Ой, а в ней что – то лежит.

(Задание «Дорисуй часть тела»)

- Кто нарисован на этих картинках? (Человек)

- А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди. (дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)

- Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам (Части тела)

- Что же нам делать? Как мы отправим такие рисунки Умке? (Надо дорисовать)

- Пойдемте за наши столы и дорисуем недостающие части тела.

Дети выполняют задание и комментируют выполненное задание: «Я дорисовал человеку глаза», ……

Дети с логопедом  встают в круг.

- Давайте расскажем Умке, что у человека бывает по два? По одному? (Все слова «кладем» в волшебную шкатулку)

- Как много вы назвали слов - предметов, обозначающих части тела. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны все части тела?

/ Варианты ответов детей /

- А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.

Для чего нужны руки?

Повару – готовить.

Художнику – рисовать.

Швее – шить.

Бабушке – вязать.

Учителю – писать.

Ребенку – играть.

Обжоре – кушать.

Для чего нужны ноги?

Футболисту - мяч гонять.

Балерине – танцевать.

Бегуну – бегать.

Пешеходу – ходить.

Фигуристу – кататься.

Прыгуну – прыгать.

А для чего вам нужна голова? (Ответы детей)

Дети садятся  в круг  на коврик.

- Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать конец рассказа… .

А вы можете мне помочь?

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, зубы или язык, лоб или щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что… » И все…

Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть лица. Что бы вы сказали?

(Дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ)

-Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (Все части лица одинаково важны для человека)

-Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.(Выполняют массаж)

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

- Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой –- маленький - огромный».

- Хотите тоже поиграть в такую игру? (2 карточки: гномик и великан)

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик - ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка - ножище

Живот – животик - животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

-Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы дорожим своим организмом и бережем его.

Разложим эти картинки на два разных поля. На зеленом поле будут располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на красном поле – то, что вредно для здоровья.

- Как можно беречь уши?

(Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши.)

- Как можно беречь язык?

(Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу)

-Как нужно беречь нос?

(Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы, можно задохнуться.)

- А как будем беречь руки?

(Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже опасны – можно не только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду, поджечь дом.)

- Как будем беречь ноги? /обувь по погоде/

- Какие оригинальные и очень важные советы вы дали Умке! Молодцы, я думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто такие люди, как они заботятся и бережно относятся к частям тела.

- Теперь давайте плотно закроем нашу шкатулочку.

- Ребята, что Умка узнает о человеке, открыв это шкатулку на своем Северном полюсе? (Ответы детей)

- А вы гордитесь тем, что вы люди?

- Я очень довольна вами, дети. Вы необыкновенно добры, чутки и внимательны. Давайте на прощание подарим Умке и друг другу наши аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста Тема: «День Победы».

Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.

Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт"  разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...