«Формирование навыка самоконтроля изолированных звуков у старших дошкольников».
консультация по логопедии (старшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Причинами нарушения произношения могут быть:

1. Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

2. Нарушение речи иногда может возникнуть из-за подражания неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников.

3. Недостаточное развитие фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыка самоконтроля изолированных звуков у старших дошкольников».

Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Причинами нарушения произношения могут быть:

1. Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

2. Нарушение речи иногда может возникнуть из-за подражания неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников.

3. Недостаточное развитие фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка.

Как отмечает Л.Н. Смирнова, самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны родителей.

В силу того, что вновь поставленный звук еще очень хрупок, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях у логопеда. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью.

Что же такое самоконтроль? Самоконтроль – это способность контролировать свои действия в процессе любой деятельности. Он не появляется сам по себе. Формирование этого навыка происходит только в процессе обучения. Л.С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребенка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимость в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Все это он может научиться делать только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности.

Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься, а это бывает тогда, когда занятие взрослый превращает в интересную и увлекательную игру. Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:

1.  Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

2. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

3. Повысить познавательную активность и работоспособность детей;

4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

5. Плавно регулировать поведенческие трудности детей.

Результаты наблюдений за выполнением речевых заданий показали, что лишь 23 % детей владеют навыками самоконтроля, а 77 % детей присуща «шаблонная речь» - механическое повторение за логопедом. При этом процесс автоматизации поставленного звука затягивается на длительное время, несмотря на помощь родителей.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

В дошкольном возрасте на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации поставленных звуков помогут игровые приемы и упражнения, поскольку дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Поэтому логопедическая работа по формированию навыков самоконтроля изолированных звуков ведется по нескольким направлениям:

- введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.);

- включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

Поэтому игровые упражнения должны занимать большое место при автоматизации звуков, и должны быть разнообразными. Занимательно-игровой характер речевых упражнений повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку.  

Таким образом, процесс формирования самоконтроля за речью происходит постепенно. Игровые приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете – формируется привычка самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников

Основными направлениями в работе по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников являются:1. Привитие стойких культурно- гигиенических навыков:культура едыуход за вещами и игрушкам...

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО...

«Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников»

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОЙ  НЕПОСРЕДСТВЕННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ для детей старшего возраста и их родителей. НОД была проведена в рамках акции "С...

Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.

     Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мыш...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»

Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования  навыков связной описательной речи у  старших дошкольников с ОНР....