План-конспект "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Журавлёва Юлия Сергеевна

В документе представлен конспект логопедического занятия для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Звук и буква Ш»

Подготовительная к школе группа

Журавлёва Юлия Сергеевна, учитель-логопед

Челябинск, 2025

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая, учебная.

Тема образовательной деятельности: «Звук и буква Ш».

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Ш».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить правильный акустико-артикуляционный образ звука Ш;

- сформировать зрительный образ буквы;

- научить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;

- научить детей определять место звука в слове;

- закрепить навык звукового анализа слова.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и слух посредством выделения необходимого звука;

- развивать целенаправленный выдох;

- развивать восприятие, внимание, мышление посредством игр;

- развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- развивать личностные качества (любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности).

Основная образовательная область: речевое развитие.

Оборудование: шкатулка, фигурки (шапка, шоколад, шарф, кошка), «домик» звука Ш, раздаточный материл (игровое поле «Крестики-нолики», шахматная доска с предметами), тарелки с крупой, трубочки, раскраска буквы Ш, наклейки.

Ход образовательной деятельности:

Этапы

Содержание деятельности учителя-логопеда

Содержание деятельности детей

Примечания

Организационный момент

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Здравствуйте, ребята!

Сядет тот, кто ближе всех стоит ко мне.

Сядет тот, кто стоит справа от доски.

Сядет тот, кто родился весной.

Сядет тот, кто любит учиться.

Сядет тот, кто осенью пойдет в школу.

Молодцы! Все сели.

Приветствуют

Садятся

Проблематизация содержания через угадывание звука

- Дети, у меня для вас сюрприз-шкатулка! Хотите узнать, что там?

- Верно!

       - Давайте подумаем, какой звук выделяется в каждом слове?

        - Молодцы! Эта волшебная шкатулка нам еще пригодится.

Называют фигурки (шапка, шарф, шоколад, кошка)

Звук Ш

Достаю из шкатулки различные фигурки со звуком Ш

Актуализация ранее полученных знаний

Перед тем, как познакомиться поближе с буквой Ш, давайте вспомним про наш мир «Звуковички».

- Из чего состоят слова?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Как произносятся гласные звуки?

- При произнесении согласных. Что нам может мешать?

- Какие бывают согласные звуки?

У нас есть звуки, а есть…? 

В чем их отличия?

Отлично!

Ответы детей

Из звуков

Гласные звуки и согласные

Поются, тянутся

Губы, зубы

Мягкие и твердые, глухие и звонкие

Буквы

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Задаю наводящие вопросы по необходимости

Основная часть

Характеристика звука

- Когда мы произносим звук Ш, то губы округляем и немного вытягиваем вперед, а широкий язычок наверху образует «чашечку».

- Поднесите ладонь к губам, произнесите этот звук. Струя воздуха теплая или холодная?

- Ребята, в какой домик мы заселим звук «Ш»?

- В домик гласных или согласных звуков?

- В какой подъезд, глухих или звонких звуков?

- Каким цветом квартира у звука «Ш»?

- У этого звука есть пара?

- Дети, звук Ш очень любит свою квартиру. Она всегда синего цвета, так как звук всегда твердый.

- Кто назовет всю характеристику звука Ш?

Ответы детей

Теплая

В домик согласных

В подъезд глухих звуков

У него синяя квартира

Есть, звук Ж

Звук Ш – согласный, глухой и всегда твердый.

Прикрепляю на доску схему

Буква Ш

- Ребята, давайте порадуем букву «Ш» и напишем её портреты.

 - Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш?

У расчески зубьев много,

А у буквы Ш лишь три.

Только буква не расческа,

На картинку посмотри.

- Верно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу.

- Напишем целую строчку красивой буквы Ш.   Каким цветом мы будем её писать?

- Конечно, буква Ш согласная и всегда твердая, поэтому пишем синим карандашом.

Высказывание собственных мыслей

Четыре палочки

Пишут букву

Синим

Показываю на доске, как правильно писать букву Ш

Развитие фонематических процессов

Игра «Крестики-нолики»

- Сейчас будем играть в игру «Крестики-нолики». Знаете такую? Игра будет необычной.

- Произношу слово со звуком Ш – ставите у себя в квадрате в первой клеточке знак Х.

- Произношу слово, где нет звука Ш – ставите у себя в квадрате О (то есть ноль, пусто).

- В конце игры я покажу образец игрового поля, чтобы вы сравнили.

Слова: кошка, шампунь, сумка, сушка, шуба, мишка, сок, штанга, роза.

Играют в игру.

У каждого обучающегося в тетради расчерчен квадрат, как для игры «Крестики-нолики».

Показываю на доске, какие обозначения необходимо писать в квадратах.

В конце игры показываю образец заполненного игрового поля.

Физкультминутка

Ребята, отдохнем немного! Отвечайте на вопросы.

- Как живешь?

- Как идешь?

- Как бежишь?

- Ночью спишь?

- Как шалишь?

- Как грозишь?

Вы справились!

Вот так! (показывают большие пальцы обеих рук вверх)

Вот так! (маршируют)

Вот так! (бег на месте)

Вот так! (ладошки соединяют вместе и кладут под щечку)

Вот так! (надувают щечки и кулачками лопают их)

Вот так! (грозят пальцем вперед)

Чтение слогов и слов

Работа в парах

Игра «Подуй и получи слово»

- Дети, мы познакомились с вами со звуком Ш, научились писать букву Ш. Давайте научимся читать слоги и слова с этим звуком.

- Я пишу на доске слоги, а вы по очереди читаете.

- А теперь сложная задача! Я пишу слог, а вы говорите его наоборот.

АШ

ОШ

ШУ

ИШ

А теперь самое интересное – работа в парах! У каждого из вас на столе стоят тарелочки с крупой, а рядом лежит трубочка. Возьмите трубочку и аккуратно начните сдувать крупу. На тарелке лежат слоги, из них вы сможете составить слова.

- Время пошло… Кто же быстрее?

- Какие слова получились?

- Замечательно! Давайте подчеркнем гласные звуки. Каким цветом?

- Рядом с каждым словом напишите цифру. Она будет означать, сколько слогов в этом слове.

- Как мы определяем количество слогов?

Отлично!

Дети читают слоги

Называют слог наоборот

ША

ШО

УШ

ШИ

УШИ, ШКОЛА, МЫШКА, МАШИНА, ШКАФ

Красным

Сколько гласных звуков, столько и слогов

Пишу на доске прямые и обратные слоги

Раздаю тарелки с крупой и трубочки

Местонахождение звука в слове

Звуковой анализ слова

Игра «Логошахматы»

- Ребята, вы умеете играть в шахматы?

- А они у нас сегодня сказочные, с картинками.

- Перед вами лист бумаги, на нем нарисована шахматная доска с предметами. Я называю вам ход, а вы ищете нужный предмет.

- Затем называете его и определяете, где находится звук Ш – в начале, в середине или в конце. Не забудьте обвести букву Ш в каждом слове.

- Готовы?

- Давайте выберем любое слово из нашей игры «Логошахматы».

- Сделаем звуковой анализ слова. Слово КОШКА.

- Сколько гласных в этом слове у вас получилось?

- Сколько твердых согласных?

- Есть ли мягкие согласные?

Ответы детей

Ищут слова и определяют место звука в слове

Работа детей

Две гласные

Три

Нет

Раздаю листы бумаги, где нарисована шахматная доска

Называю ходы

Вызываю одного ребенка к доске, остальные делают на листочках.

Развитие фонематических представлений

- Ребята, помните нашу волшебную шкатулку?

-Чтобы в конце занятия она нас порадовала, необходимо написать ей любое слово со звуком Ш. Сможем?

- Перед тем как бросить листочек в шкатулку, обратитесь к ней вежливо, сделайте комплимент.

- Например, красивая шкатулка, я придумала слово шоколадка.

- Замечательно! Собраны все слова, а теперь шкатулка благодарит нас. Держите призы.

Дети пишут на листочках слова

Высказывания детей

Дети бросают листочки с написанными словами в шкатулку

Раздаю листочки

Каждый ребенок достает из шкатулки листочек (раскраска буквы Ш и наклейка)

Заключительная часть

Рефлексия

- Дети, возьмите свою раскраску. Каким цветом мы раскрасим букву Ш? Давайте напишем ее в воздухе.

- Кто расскажет, о каком новом для нас «Звуковичке» мы говорили?

- Кто сможет самостоятельно рассказать характеристику звука Ш?

- Какая игра вам больше запомнилась и почему?

Ребята, спасибо вам за работу!

Синим

Ответы детей

Высказывание собственного мнения

Стимулирую детей к индивидуальным высказываниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...