План-конспект "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В документе представлен конспект логопедического занятия для подготовительной группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звук и буква Ш»
Подготовительная к школе группа
Журавлёва Юлия Сергеевна, учитель-логопед
Челябинск, 2025
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая, учебная.
Тема образовательной деятельности: «Звук и буква Ш».
Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Ш».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильный акустико-артикуляционный образ звука Ш;
- сформировать зрительный образ буквы;
- научить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;
- научить детей определять место звука в слове;
- закрепить навык звукового анализа слова.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и слух посредством выделения необходимого звука;
- развивать целенаправленный выдох;
- развивать восприятие, внимание, мышление посредством игр;
- развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- развивать личностные качества (любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности).
Основная образовательная область: речевое развитие.
Оборудование: шкатулка, фигурки (шапка, шоколад, шарф, кошка), «домик» звука Ш, раздаточный материл (игровое поле «Крестики-нолики», шахматная доска с предметами), тарелки с крупой, трубочки, раскраска буквы Ш, наклейки.
Ход образовательной деятельности:
Этапы | Содержание деятельности учителя-логопеда | Содержание деятельности детей | Примечания |
Организационный момент | |||
Эмоциональный настрой на совместную деятельность | Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто ближе всех стоит ко мне. Сядет тот, кто стоит справа от доски. Сядет тот, кто родился весной. Сядет тот, кто любит учиться. Сядет тот, кто осенью пойдет в школу. Молодцы! Все сели. | Приветствуют Садятся | |
Проблематизация содержания через угадывание звука | - Дети, у меня для вас сюрприз-шкатулка! Хотите узнать, что там? - Верно! - Давайте подумаем, какой звук выделяется в каждом слове? - Молодцы! Эта волшебная шкатулка нам еще пригодится. | Называют фигурки (шапка, шарф, шоколад, кошка) Звук Ш | Достаю из шкатулки различные фигурки со звуком Ш |
Актуализация ранее полученных знаний | Перед тем, как познакомиться поближе с буквой Ш, давайте вспомним про наш мир «Звуковички». - Из чего состоят слова? - На какие две группы делятся все звуки? - Как произносятся гласные звуки? - При произнесении согласных. Что нам может мешать? - Какие бывают согласные звуки? У нас есть звуки, а есть…? В чем их отличия? Отлично! | Ответы детей Из звуков Гласные звуки и согласные Поются, тянутся Губы, зубы Мягкие и твердые, глухие и звонкие Буквы Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. | Задаю наводящие вопросы по необходимости |
Основная часть | |||
Характеристика звука | - Когда мы произносим звук Ш, то губы округляем и немного вытягиваем вперед, а широкий язычок наверху образует «чашечку». - Поднесите ладонь к губам, произнесите этот звук. Струя воздуха теплая или холодная? - Ребята, в какой домик мы заселим звук «Ш»? - В домик гласных или согласных звуков? - В какой подъезд, глухих или звонких звуков? - Каким цветом квартира у звука «Ш»? - У этого звука есть пара? - Дети, звук Ш очень любит свою квартиру. Она всегда синего цвета, так как звук всегда твердый. - Кто назовет всю характеристику звука Ш? | Ответы детей Теплая В домик согласных В подъезд глухих звуков У него синяя квартира Есть, звук Ж Звук Ш – согласный, глухой и всегда твердый. | Прикрепляю на доску схему |
Буква Ш | - Ребята, давайте порадуем букву «Ш» и напишем её портреты. - Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш? У расчески зубьев много, А у буквы Ш лишь три. Только буква не расческа, На картинку посмотри. - Верно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу. - Напишем целую строчку красивой буквы Ш. Каким цветом мы будем её писать? - Конечно, буква Ш согласная и всегда твердая, поэтому пишем синим карандашом. | Высказывание собственных мыслей Четыре палочки Пишут букву Синим | Показываю на доске, как правильно писать букву Ш |
Развитие фонематических процессов Игра «Крестики-нолики» | - Сейчас будем играть в игру «Крестики-нолики». Знаете такую? Игра будет необычной. - Произношу слово со звуком Ш – ставите у себя в квадрате в первой клеточке знак Х. - Произношу слово, где нет звука Ш – ставите у себя в квадрате О (то есть ноль, пусто). - В конце игры я покажу образец игрового поля, чтобы вы сравнили. Слова: кошка, шампунь, сумка, сушка, шуба, мишка, сок, штанга, роза. | Играют в игру. | У каждого обучающегося в тетради расчерчен квадрат, как для игры «Крестики-нолики». Показываю на доске, какие обозначения необходимо писать в квадратах. В конце игры показываю образец заполненного игрового поля. |
Физкультминутка | Ребята, отдохнем немного! Отвечайте на вопросы. - Как живешь? - Как идешь? - Как бежишь? - Ночью спишь? - Как шалишь? - Как грозишь? Вы справились! | Вот так! (показывают большие пальцы обеих рук вверх) Вот так! (маршируют) Вот так! (бег на месте) Вот так! (ладошки соединяют вместе и кладут под щечку) Вот так! (надувают щечки и кулачками лопают их) Вот так! (грозят пальцем вперед) | |
Чтение слогов и слов Работа в парах Игра «Подуй и получи слово» | - Дети, мы познакомились с вами со звуком Ш, научились писать букву Ш. Давайте научимся читать слоги и слова с этим звуком. - Я пишу на доске слоги, а вы по очереди читаете. - А теперь сложная задача! Я пишу слог, а вы говорите его наоборот. АШ ОШ ШУ ИШ А теперь самое интересное – работа в парах! У каждого из вас на столе стоят тарелочки с крупой, а рядом лежит трубочка. Возьмите трубочку и аккуратно начните сдувать крупу. На тарелке лежат слоги, из них вы сможете составить слова. - Время пошло… Кто же быстрее? - Какие слова получились? - Замечательно! Давайте подчеркнем гласные звуки. Каким цветом? - Рядом с каждым словом напишите цифру. Она будет означать, сколько слогов в этом слове. - Как мы определяем количество слогов? Отлично! | Дети читают слоги Называют слог наоборот ША ШО УШ ШИ УШИ, ШКОЛА, МЫШКА, МАШИНА, ШКАФ Красным Сколько гласных звуков, столько и слогов | Пишу на доске прямые и обратные слоги Раздаю тарелки с крупой и трубочки |
Местонахождение звука в слове Звуковой анализ слова Игра «Логошахматы» | - Ребята, вы умеете играть в шахматы? - А они у нас сегодня сказочные, с картинками. - Перед вами лист бумаги, на нем нарисована шахматная доска с предметами. Я называю вам ход, а вы ищете нужный предмет. - Затем называете его и определяете, где находится звук Ш – в начале, в середине или в конце. Не забудьте обвести букву Ш в каждом слове. - Готовы? - Давайте выберем любое слово из нашей игры «Логошахматы». - Сделаем звуковой анализ слова. Слово КОШКА. - Сколько гласных в этом слове у вас получилось? - Сколько твердых согласных? - Есть ли мягкие согласные? | Ответы детей Ищут слова и определяют место звука в слове Работа детей Две гласные Три Нет | Раздаю листы бумаги, где нарисована шахматная доска Называю ходы Вызываю одного ребенка к доске, остальные делают на листочках. |
Развитие фонематических представлений | - Ребята, помните нашу волшебную шкатулку? -Чтобы в конце занятия она нас порадовала, необходимо написать ей любое слово со звуком Ш. Сможем? - Перед тем как бросить листочек в шкатулку, обратитесь к ней вежливо, сделайте комплимент. - Например, красивая шкатулка, я придумала слово шоколадка. - Замечательно! Собраны все слова, а теперь шкатулка благодарит нас. Держите призы. | Дети пишут на листочках слова Высказывания детей Дети бросают листочки с написанными словами в шкатулку | Раздаю листочки Каждый ребенок достает из шкатулки листочек (раскраска буквы Ш и наклейка) |
Заключительная часть | |||
Рефлексия | - Дети, возьмите свою раскраску. Каким цветом мы раскрасим букву Ш? Давайте напишем ее в воздухе. - Кто расскажет, о каком новом для нас «Звуковичке» мы говорили? - Кто сможет самостоятельно рассказать характеристику звука Ш? - Какая игра вам больше запомнилась и почему? Ребята, спасибо вам за работу! | Синим Ответы детей Высказывание собственного мнения | Стимулирую детей к индивидуальным высказываниям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...
