"Диагностические методики интонационной выразительности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Диагностические методики направленные на выявление развития интонационной выразительности детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики, направленные на выявление развития интонационной выразительности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Учитель-логопед: Кудашова А.C.
1. Методика №1 «Умение изменять темп речи».
Цель: определить умение ребёнка изменять и использовать нужный темп речи в отработанном ряду слов и стихотворном тексте.
Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.
Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.
Ходит кот по лавке - Очень медленны движенья, С горки мчится паровоз
Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье, Без трубы и без колес.
Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха, С паровозом – три вагона:
Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха. Михаил и два Антона.
В. Талызин О. и К. Соловьевы
2. Методика №2 «Умение изменять ритм речи».
Цель: выявить возможности детей, узнавать чувствовать, подбирать ритмоинтонационный по ритму и смыслу на слух.
Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.
Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).
Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.
Много снега – много хлеба.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?
Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,
Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:
Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,
Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»
Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.
Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.
Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.
Задание 4. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.
Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше В самых разных морях они водятся
Гнезда вьет он, где повыше, И опасны, коль рядом находятся.
Ест лягушек, что попались, Может съесть даже ножку от стула,
С клювом длинным белый…. Если пахнет съедобным, -…
(попугай, аист, лебедь) (рыба, кит, акула)
Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина -….
(птичка, бабочка, стрекоза) В. Талызин
3. Методика №3 «Умение изменять высоту голоса».
Цель: определить возможности ребёнка в умении использовать разную высоту голоса при рассказывании сказок.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.
Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.
Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.
Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.
Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.
4. Методика №4 «Умение изменять силу голоса».
Цель: определить возможности ребёнка изменять силу голоса и произвольно менять её.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.
Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 – 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
Задание 2. Прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту.
Цель: определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.
Инструкция: послушай стихотворение, подумай, как надо изменить силу голоса. Расскажи стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.
Баю-бай, баю-бай, - Ой! - Божья коровка,
Ты, собачка, не лай, Воскликнул Окунек, - Полети на небо,
Белолапа, не скули, Я попался на крючок. Принеси нам хлеба:
Мою Таню не буди. Черного и белого,
В. Бобылёв Только не горелого.
- Мышка, мышка, что не спишь, Андрей-воробей!
Что соломкою шуршишь? Не гоняй голубей,
- Я боюсь уснуть, сестрица, Гоняй галочек
Кот усатый мне приснится. Из-под палочек.
Н. Красильников
5. Методика №5 «Умение выделять ударный слог в слове».
Цель: выявить умение детей выделять со слуха ударный слог в слове.
Задание 1. Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.
Цель: выявить умение ребенка со слуха выделять ударный слог в слове.
Инструкция: послушай слова и нарисуй их схему, выделяя ударный слог.
Замок – замок полки – полки мою – мою село – село хлопок – хлопок
6. Методика №6 «Умение пользоваться логическим ударением».
Цель: выявить умение детей выбирать нужное слово по смыслу и умение объяснять свой выбор.
Задание 1. Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.
Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.
Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.
Девочка играет в саду с куклой.
(Играет девочка, а ни мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
(Не просто унесла ее туда)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

"Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода "Синквейна"
Публикация в сборнике "Образование сегодня: векторы развития. Проблемы когнетивной лингвистики, речи и речевой деятельности: сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференци...

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...
