Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя средней группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)
Предложенный материал может быть использован воспитателями для закрепления формируемых речевых умений у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа
№ | ФИО ребёнка | Задание | Примечание воспитателя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 |
Сентябрь 2 неделя (09.09.2024-13.09.2024)
Лексическая тема: Осень.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Туча небо кроет, Солнце не блестит (Взмахи руками над головой), Ветер в поле воет (изображают рупор), Дождик моросит (Взмахи руками перед собой). Воды зашумели быстрого ручья (Топают ногами на месте). Птички улетели в тёплые края (Изображают улетающих птичек). | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Кто там топает по крыше? (Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук) - Топ-топ-топ. (удары ладонями по столу). Чьи шаги всю ночь я слышу? - Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли... - Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? - Топ-топ-топ. (Ж. Давитьянц). | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Угадай звук»: различение неречевых звуков (звуки (ветер, дождь, шаги, шелест листьев, … ). | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | Упражнение «Скажи, что делает?» (подбор слов-действий к словам «лист», «дождь», «ветер», «туча», «трава», … . «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам «лист», «ветер», «туча»). | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) умения строить предложения. Предлоги. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).Туча – тучи, ветер, дождь, лист, зонт, гриб, ягода, … . Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лист, туча, зонт, ветер, дождь, куст, … ). В) Составление простых распространённых предложений с правильным порядком слов по картинкам (Листья падают на землю) | |
| Чтение произведений К.В. Лукашевич «Осень», русской народной сказки «Мужик и медведь», разучивание пальчиковой гимнастики. |
Сентябрь 3 неделя (16.09.2024-20.09.2024)
Лексическая тема: Пресноводные рыбы.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Пять маленьких рыбок плескались в реке. Лежало большое бревно на песке. Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. Вторая сказала: ведь здесь глубоко. Третья сказала: мне хочется спать. Четвертая стала чуть-чуть замерзать. Пятая крикнула: здесь крокодил, Плывите скорее, чтоб не проглотил. | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним (плавные движения сложенными ладонями, имитирующие движения плавников). Прилетали к ним две утки По четыре раза в сутки (скрещенными ладонями имитируют взмахи крыльев) И учили их считать: (сжимают и разжимают кулачки) «Раз, два, три, четыре, пять» (загибают пальчики, начиная с больших). | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Кто тебя позвал?»: развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса на одинаковом речевом материале. | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | Упражнение «Назови рыбу» (щука, сом, окунь, лещ, ёрш, налим) Упражнение «Назови части» (голова, туловище, хвост, плавники, чешуя) Упражнение «Скажи, что делает?» (подбор слов-действий: плывёт, ныряет, ест, дышит, ловит. | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) умения строить предложения. Предлоги. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).Рыба – рыбы, щука, окунь, плавник, хвост, глаз, … . Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (плавник – плавничок, хвост, глаз, чешуя, …). В) Игра «Куда уплыла рыба?» (употребление предлогов в, под, за): Сом уплыл под бревно. Игра «Кого поймал рыбак (рыбаки)?» (закрепление умения правильно употреблять существительные Родительного падежа единственного числа в предложениях): рыбак поймал щуку. | |
| Чтение рассказа Л. Берга «Рыбка», разучивание пальчиковой гимнастики "Жил да был один налим...". |
Сентябрь 4 неделя (23.09.2024-27.09.2024)
Лексическая тема: Профессии в детском саду.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Солнце скрылось за домами, «Солнышко» над головой. Покидаем детский сад. Шаги на месте. Я рассказываю маме Показывают на себя, а потом на воображаемую маму. Про себя и про ребят. Показывают на себя, а потом на других ребят. Как мы хором песни пели, Далее движения по тексту. Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Детишки ходят в сад, (указательный и средний пальцы «идут») Им воспитатель рад. (разводим руки в стороны). Им повар варит суп, Чтоб были сыты тут. (вращательные движения правой рукой кисть наклонена – «помешиваем суп»). А если скажешь «Пчи!» Придут лечить врачи (показываем стетоскоп: указательные и средние пальцы «идут» от ушей и руки соединяются на груди). | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Кто тебя позвал?»: развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса на одинаковом речевом материале, «Узнай по звуку». | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | Упражнение «Назови профессию» (заведующий, воспитатель, логопед, медсестра, повар, няня, дворник, прачка) Упражнение «Скажи, что делает?» (подбор слов-действий: учит, гуляет, лечит, варит, играет, подметает, стирает). | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.). Воспитатель – воспитатели, медсестра - …, … . Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (книга, колпак, кастрюля, нож, шприц, метла, … ). В) Игра «Кто чем пользуется?» (закрепление умения правильно употреблять существительные Творительного падежа единственного числа в предложениях): Медсестра пользуется… - шприцем. Логопед пользуется … - зеркалом. Воспитатель пользуется - … указкой. Повар пользуется … - ножом. Заведующий пользуется… - компьютером. Дворник пользуется… - метлой. | |
| Актуализировать в беседе знания детей о помещениях детского сада и сотрудниках. Еще раз напомнить о правилах поведения в детском саду. Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду». |
Октябрь: 1-я неделя – лексическая тема: Домашние животные (30.09.2024 – 04.10.2024)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз.(имитация мягкой, грациозной походки кошки) Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух.(повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху) Потянулась, улыбнулась(соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз. | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка, заборчик - хоботок); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «удержание языка на верхней губе», «вкусное варенье»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Добрая корова Молоко даёт. (руки перед собой, пальцы полусогнуты, поочерёдно поднимаем-опускаем кисти – «доим корову»). Мышку сьест и снова (хватательный жест правой рукой – «ловим мышь»). Кошка морду трёт. (умываемся как кошка) Пёс других смелее – Дом он стережёт. (локти прижаты, руки перед собой ладонями вниз, пальцы слегка согнуть и растопырить). Каждый – как умеет- Пользу принесёт. (две руки пожимают друг друга) | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Кто тебя позвал?»: развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса на одинаковом речевом материале, «Что звучит?». | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | Упражнение «Назови части» (копыта, когти, грива, рога, хвост, усы, грудка, лапы, ноги) Упражнение «Кто как голос подаёт?» (корова, собака, лошадь, кошка, свинья, коза).
| |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.). Кошка - кошки…, собака – собаки, … . «Кто как голос подаёт?: употребление множественного числа глаголов Я буду говорить про одно животное, а ты про много: собака лает, а собаки – лают; корова мычит, а коровы – мычат; лошадь ржёт, а лощади – ржут. Б) Упражнение «Назови детёныша»: У кошки – котёнок, у собаки - …, у лошади - …, у козы - … , у свиньи - …, у коровы - … ). В) Игра «Чем угостим?» (закрепление умения правильно употреблять существительные Творительного падежа единственного числа в предложениях): Кошку угостим молоком. Собаку угостим косточкой. Корову угостим сеном. И т. д. «У кого кто?» (закрепление умения детей использовать в речи простые предложения с предлогом У): У кошки котёнок. У собаки щенок. И. т. д. | |
| Чтение сказки К.И. Чуковского «Путаница, русской народной сказки «Волк и семеро козлят», «Смоляной бочок», С.Я. Маршака «Усатый-полосатый». |
Октябрьь 3 -4 неделя (14.10.2024-25.10.2024)
Лексическая тема: Профессии
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Доктор измерил температуру, А музыкант на флейте сыграл, Строитель кирпичную стену построил, Художник картину нарисовал. Повар сварил очень вкусные щи. Скорей пять профессий ты здесь отыщи (имитация действий по тексту). | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «часики», «качели»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Пекарь, пекарь из муки (Выполняем круговые движения ладонями) Испеки нам колобки (Имитируем скатывание колобка.) Да сушки — Ванюшке, (Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки»). Да баранки – Танюшке, Да бублики – Мишке, Да калачи – Маришке. | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Кто тебя позвал?»: развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса на одинаковом речевом материале, «Узнай по звуку». | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | «Кто что делает» (упражнять в подборе действий к существительным): продавец, швея, художник, парикмахер, строитель, врач, учитель, водитель, повар… . «Угадай по действию»: водит машину (водитель), учит детей - …, рисует картины - … , продаёт товары - … , … . | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) «Кому что нужно для работы?» (упражнять в употреблении падежных форм существительных): В.п. ед.ч.: повару – поварёшка, … ; Д.п. ед.ч.: указка – учителю, бинт – медсестре. + добиваться ответов полными предложениями (Поварёшка нужна повару). «Кто чем работает?» (упражнять в употреблении Творительного падежа существительных): художник рисует чем? … Врач измеряет температуру чем?... , … . Добиваться ответов полными предложениями (Художник рисует красками). Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.). Продавец – продавцы, строитель - …, … . Б) Образование названий профессий: учит детей – учитель; продаёт товары - прродавец; строит дома – строитель; водит машину – водитель. Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (книга, колпак, кастрюля, нож, … ). В, Г) НАД, ПОД (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками. Составление предложений «Кто где находится?». | |
| Чтение стихотворений В. Степанова «Строители». Составление описательных рассказов о профессиях по готовому предметному плану (3 предложения). |
Ноябрь 1 -2 неделя (27.10.2024-08.11.2024)
Лексическая тема: Наш дом.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Тук, тук, молоток (дети стучат кулачком правой руки по ладони левой) Строим, строим новый дом. Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянутся руками вверх) Окна ставим, крышу кроем (показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой). Дом с трубой и красной крышей (поднимают руки вверх и затем изображают крышу) Дом большой и видный вышел (разводят руки в стороны). | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «грибок», «часики», «качели»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Раз, два, три, четыре, (Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок) | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Поймай звук [У]» (А, О, У, И, А, М, У, … ; УМ, АМ, АС, ИС, УС, МУ, МА, БА, БУ). | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | «Для чего нужно» (упражнять в подборе действий к существительным): стол, стул, табурет, шкаф, кровать. «Угадай по действию» (скажи, на чём спят, на чём сидят, … ). | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) «Что без чего?» (упражнять в употреблении формы родительного падежа единственного числа): Стол без ножки, стул без спинки, кресло без подлокотника, … . «Скажи, какой по цвету» (упражнять в согласовании существительных с прилагательными): белый стол, жёлтая кровать, красное кресло , … . Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.). Стол – столы, шкаф – шкафы, стул – стулья, … . Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол, стул, шкаф, кровать, … ). В, Г) ПОД, НА, В Составление предложений «Где что находится?». Например, Книга лежит на столе. Мяч лежит под столом. | |
| Разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире» Составление описательных рассказов о мебели по готовому предметному плану (4 предложения). |
3 неделя – Лексическая тема: Зимующие птицы (11.11.2024 – 15.11.24)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири делают 4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой Распушили пёрышки, греются на солнышке часто потряхивают руками-«крылышками», опущенными вниз Головой вертят, улететь хотят. Делают 2 поворота головой с кивком – вправо, влево. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! Взмахивают руками, как крыльями. | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «грибок», «часики», «качели»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Сколько птиц в кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Прилетело? Мы расскажем (машут перекрёстно сложенными ладонями) Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках) Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках, Всем хватило зёрнышек! (трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку) | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Звуки [А] - [У] в начале слова»: подбери картинку. | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | «Части тела» (хвост, голова, крылья, туловище, грудка, спинка, клюв) Описание частей тела: Скажи, какая? (грудка, спинка, крылья, хвост) «Что делают?» прилетают, садятся, клюют, чистят пёрышки, улетают. | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) «Что делает? – Что делают?» (упражнять в употреблении формы единственного-множественного числа глаголов): Синица сидит – синицы сидят. Снегирь клюёт – снегири клюют. Сорока прыгает. – сороки прыгают. Ворона ходит – вороны ходят, … . Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.). Синица – синицы, ворона – вороны, голубь – голуби. Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: синица – синичка, воробей – воробышек, птица - птичка… . В, Г) ПОД, НА, В Составление предложений «Куда прилетела птица». Например, Синица сидит на ветке. Воробей сидит в кормушке. Голубь сидит под кормушкой. | |
| Разучивание пальчиковой гимнастики «Сколько птиц в кормушке нашей?» Составление описательных рассказов о зимующих птицах по готовому плану (название, части тела, описание частей тела по цвету). |
4-5 неделя – Лексическая тема: Домашние птицы (18.11.2024 – 29.11.24)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Утка Перепонки есть на лапках – Держа перед собой согнутые в локтях руки, дети ритмично одновременно разводят и сводят пальцы на правой и левой руках. Очень быстро я плыву. Быстро двигают опущенными и согнутыми в кистях руками с продвижением вперёд. Утке справа, Останавливаются. Поворачивают голову направо. Утке слева Поворачивают голову налево. Крякну: «Кря!», произносят текст, смотря перед собой. Потом нырну. Опускают голову и, имитируя движения лап ныряющей утки, присаживаются на корточки. | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «грибок», «часики», «качели»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Вот большой сердитый гусь, дети соединяют на правой руке все пальцы в щепотку, изображая голову и шею гуся Очень я его боюсь! Обхватывая себя руками, поднимают плечи, делают испуганное лицо. Защищая пять гусят, Показывают левую руку с расставленными пятью пальцами. Щиплет больно он ребят. Поочерёдно выставляют вперёд то правую, то левую руку. Большие пальцы обеих рук поочерёдно то прижимаются к остальным пальцам, то отодвигаются от них («гусь щиплет»). Громко гусь шипит, Гогочет, Защитить гусяток хочет. Ритмично соединяют на правой руке большой палец с остальными пальцами, произнося текст Гусь уже идёт на нас! Медленно двигают указательным и средним пальцами правой руки по столу («гусь идёт») Убегайте все сейчас! Быстро двигают указательным и средним пальцами обеих рук по столу («дети бегут») | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Звук [И]»: Игра «Охотники за звуками». Хлопни в ладошки, если услышишь звук [И]: - из обратных слогов: ух, ах, им, ом, ам, ис, их. - из слов: ирис, лук, иволга, лак, ива, сон, стол, иглы, изба, искры, кит, носки, краски. | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | «Части тела» (хвост, голова, крылья, туловище, грудка, клюв, гребень, лапы, перепонки) «Семейки»: курица-цыплёнок-петух; Утка-утёнок-селезень; Гусыня-гусёнок-гусь. Индюшка-индюшонок-индюк. «Кто как голос подаёт?» (курица – кудахчет, цыплёнок – пищит, петух – кукарекает, утка – крякает, гусь – гогочет). | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.). Курица – курицы, петух – петухи, утка – утки, гусь –гуси, индюк – индюки, цыплёнок – цыплята. Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: курица – курочка, петух – петушок, цыплёнок - цыплёночек, утка – уточка, … . В, Г) Сложносочинённые предложения с предлогом У и союзом А. П Пример: У курицы цыплёнок, А у утки утёнок. | |
| Разучивание пальчиковой гимнастики «Сердитый гусь» Чтение и беседа по сказкам В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Петух и краски». |
Декабрь: 1 неделя – Лексическая тема: Зима. Зимняя одежда. Зимние развлечения. (02.12.2024 – 06.11.24)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Раз, два, три, четыре, загибают пальчики, начиная с большого. Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. Раз – подбросим, смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок, Два – поймаем, приседают, ловят воображаемый снежок, Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок. И… сломаем. Топают. | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «грибок», «часики», «качели»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Звук [А], [У], [И]»: повторение Игра «Охотники за звуками». Хлопни в ладошки, если услышишь звук [А], ([У], [И]): (обратные слоги (ах, ус, им), прямые слоги (ха, су, ми), начало и конец слова (аист, арбуз, кошка; улица, какаду; иглы, носки). | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | Подбор слов-действий к словам «снег», «ветер». Подбор слов-признаков к словам «снег», «лёд». | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.). по теме «Зимняя одежда»: шарф – шарфы, шапка – шапки, шуба – шубы, … . Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: шарф – шарфик, руковица – руковичка, шапка – шапочка, … . В) Предлоги «НАД» - «ПОД»: упражнение размести одежду по обринструкции. Г) Составление простых распространённых предложений с правильным порядком слов, начинающихся со слова «Зимой» на тему «Что бывает зимой?». Пример: Зимой идёт снег. | |
| Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы во двор пошли гулять» Чтение русской народной сказки «Зимовье». |
3 неделя – Лексическая тема: Новогодняя игрушка, новогодние украшения, костюмы. (09.12.2024 – 13.12.24); 4-5 недели Лексическая тема: Новогодняя ёлка. Подарки. Дед Мороз. Новогодние развлечения. (16.12.24-27.12.24)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Ёлочка Ёлочка в лесу жила, потихонечку росла дети сидят на корточках, встают на ноги, поднимают руки и опускают их через стороны вниз Просыпалась по утрам, улыбалась воробьям, потягиваются и улыбаются Стряхивала снег с макушки, играла в шишки-погремушки (имитируют движения) Играла в шишки-погремушки (имитируют движения) Ветер с ёлочкой играл, дул тихонько (произносят текст, дуют, не поднимая плечи и не раздувая щёк) И качал (покачиваются из стороны в сторону, руки изображают ветки). | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «грибок», «часики», «качели»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Перед нами ёлочка: (показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - «верхушка ёлочки»). Шишечки, иголочки, (показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы). Шарики, фонарики, (показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз). Зайчики и свечки, (показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами). Звёзды, человечки (показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз). | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | «Звук [О]»: Игра «Охотники за звуками». Хлопни в ладошки, если услышишь звук [О]: А, О, У, И, А, М, О, … ; ОМ, АМ, АС, ИС, ОС, МО, МА, БО, БУ; озеро, лук, осень, лес, ива, окна, стол, игла, изба, овощи, Оля, облако, мак, очередь, омут, суп, слон, кот, кино, уши, пальто, книги. | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | Глаголы: дарить, получать, петь, танцевать, украшать. Подбор слов-признаков к новогодним игрушкам (украшениям) (лёгкий, блестящий, хрупкий, яркий, стеклянный, блестящий) . | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).: шар – шары, сосулька – сосульки, шишка – шишки, Снегурочка – Снегурочки, … . Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: шар – шарик, сосулька– сосулечка, шишка – шишечка, … . В) Предлоги «НАД» - «ПОД»: упражнение «Наряжаем ёлочку»: повесь красный шар НАД белым шаром. Повесь сосульку ПОД белым шаром. Предлоги ЗА-ПЕРЕД: выполнение заданий, например, поставь деда Мороза перед ёлкой. Поставь Снегурочку ЗА ёлкой. Г) Составление простых распространённых предложений с предлогами НАД, ПОД о новогодних игрушках. Где висит красный шар? Красный шар висит НАД белым шаром. Составление простых распространённых предложений с предлогами ЗА-ПЕРЕД: например, где стоит дед Мороз? Дед Мороз стоит ЗА ёлкой. | |
| Разучивание пальчиковой гимнастики «Перед нами ёлочка» Выразительное рассказывание индивидуальных стихотворений на тему «Новый год». |
Январь: 3 неделя – Лексическая тема: Посуда
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
1.Развитие общей моторики | Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик» Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Кружатся, «рисуя» руками в воздухе круг. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. Легли, вытянулись | |
2.Развитие артикуляционной моторики | Упражнения для челюсти (спокойное открывание и закрывание рта; удержать рот открытым под счет до пяти); Упражнения для губ (улыбочка – трубочка); Упражнения для языка («лопатка» (удержание языка под счёт до 10), «чистим нижние зубки», «горка», «парус», «вкусное варенье», «лошадка», «грибок», «часики», «качели»). | |
3. Развитие мелкой моторики. | Раз, два, три, четыре (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши). Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого); Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой). Только чашку мы разбили (загибать пальчики по одному, начиная с большого). Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали (сжимать и разжимать кулачки) | |
4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия | Назови первый звук в слове (гласные А, О, У, И в ударной позиции): аист, азбука, Оля, обруч, Аня, ирис, утка, улей. | |
5.Накопление, уточнение, актуализация словаря | Упражнение «Назови части» (носик, ручка, крышка, стенки, донышко, зубчики) Игра «Для чего?»: актуализация глаголов варить, резать, жарить, есть, кипятить. | |
6.Развитие грамматического строя: А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).: кастрюля - кастрюли, нож – ножи, вилка – вилки, … Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: нож – ножик, ложка – ложечка, вилка – вилочка, … . В,Г) Употребление в предложениях простых предлогов (ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО, НА, ПОД, В). Отвечаем на вопрос «где что находится?» с опорой на реальные предметы (используя предлоги Пример: Где стоит чашка? (Чашка стоит НА столе) Где стоит блюдце? (Блюдце стоит ПОД чашкой) Где стоит стакан? (Стакан стоит ЗА тарелкой) Где лежит ложка? (Ложка лежит В стакане) | |
| Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы посуду перемыли» Составление описательных рассказов о посуде с опорой на наглядный план (4 предложения). |
4-я неделя – Лексическая тема: Животные Севера.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Пальчиковая гимнастика «Животные севера» Кто на Севере живёт? (хлопки ладошки-кулочки попеременно) Кто там ест и кто там пьёт? («Замок» - меняя положение пальцев) Звери необычные, к холоду привычные. Вот песец из норки смотрит. (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки»). Белый мишка важно ходит, (Пальчики – «шагают») Ну, а морж, как капитан (Ладони «лодочкой» двигаются вперед) Покоряет океан. | |
| Звук [К] в конце слов: упражнения «хлопни на звук», «найди картинку»: мак, сок, лак, пух, сук, суп, индюк, барсук, гриб. | |
| «Назови животное»: белый медведь, северный олень, морж, песец, заяц-беляк, овцебык. «Назови части» (актуализация существительных: туловище, морда, лапы, ноги, рога, копыта, ласты, клыки, хвост). | |
А) А) словоизмения; Б)Б) словообразования; Б)В) предлоги; Г) Г) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).: морж - моржи, северный олень – северные олени, белый медведь – белые медведи, … Б) Упражнение «Назови детёныша»: образование названий детёнышей животных с помощью суффиксов: щенок, медвежонок, телёнок, оленёнок, зайчонок, моржонок, … . В, Г) Составление сложносочинённых предложений с предлогом У и союзом А: У моржа моржонок, а у северного оленя - оленёнок. Предлоги ЗА-ПЕРЕД: кто где находится? Пример: Морж лежит ПЕРЕД льдиной | |
6. Развитие связной речи | Беседа о животных Севера. Разучивание пальчиковой гимнастики «Животные Севера». |
Февраль: 1-я-2-я недели (27.01.25 – 07.02.25) – лексическая тема: Транспорт
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
1. Развитие артикуляционной моторики | «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
2. Развитие мелкой моторики | Шуршат по дорогам (гладят руками по столу) Весёлые шины (хлопают в ладоши) Спешат по дорогам машины, машины…(крутят воображаемый руль) А в кузове важные, срочные грузы – (сжимают и разжимают пальцы) Цемент и железо, изюм и арбузы (загибают по одному пальцу). | |
3. Развитие фонематического восприятия | Звук [К] в начале и в конце слов: упражнения «Где находится звук [К]» в словах сок, лук, сук, паук, индюк, лак, рак, кот, капуста, куст, ком, костёр. Звук [П]: Игра «Охотники за звуками». Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]: пух, дом, пыль, сон, пар, шляпа, грибы, пол, рыбак, пуля, башня, посуда, клопы, лупа, пульт, лапа, крупа, забор, работа, зубы, торт, кот, победа, танк, пальто, бусы, цепочка, провода, города, поезда, кубик | |
4. Накопление, уточнение, актуализация словаря | «Назови транспорт»: автомобиль, поезд, грузовик, пароход, самолёт, автобус. «Назови части» (актуализация существительных: кузов, кабина, колёса, двери, крылья, окна (иллюминаторы)). Скажи, какой? (образование прилагательных, обозначающих вид транспорта: водный, воздушный, наземный, пассажирский). | |
5. Развитие грамматического строя: А) А) словоизмения; Б)Б) словообразования; Б)В) предлоги; Г) Г) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).: автомобиль - автомобили, поезд – поезда, грузовик –грузовики, … Б) Упражнение «Назови ласково»: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: колесо – колёсико, дверь – дверка, окно – окошечко, крыло – крылышко, … . В) Употребление предлогов К, ОТ, НА, ПО, ОКОЛО: отвечаем на вопросы о месте транспорта, например, Где едет автобус (грузовик, поезд)? Куда подъехал автобус (грузовик, поезд)? Где остановился автобус? Откуда отъехал автобус (грузовик, поезд)? Где плывет пароход? Куда подплыл пароход? Откуда отплыл пароход? Г) Добиваться ответов на вопросы полными предложениями с правильным порядком слов. | |
6. Развитие связной речи | Беседа о видах транспорта. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Разучивание пальчиковой гимнастики. |
3-я неделя – Лексическая тема: Техническое и художественное творчество.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
| Ток бежит по проводам (бег на месте) Свет несёт в квартиру нам (руки вверх, встать на носочки). Чтоб работали приборы, (кулачками друг о друга стучат) Холодильник, мониторы (обнять себя, подражать) Кофемолки, пылесос (движение рук по кругу, всасывают движения рук). Ток энергию принёс (шаг на месте). | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»;«грибочек»;«гармошка»;«качели». | |
| Звук [Т]: Игра «Охотники за звуками». Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]: стол, дом, кот, сыр, нос, свет, пух, ком, стул, пол, стоп, рот, бал, дым, щенок, кот, котенок, дятел, гол, петух, теленок, цыпленок, пол, пульт, бидон, стук, пилот, полет. «Где находится звук [Т] в слове?» (определение места звука в слове по опоре: начало, середина, конец). | |
| Назови бытовые приборы (стиральная машина, телевизор, холодильник, электроплита, фен, пылесос). «Для чего нужны?»: актуализация глаголов (пылесосить, стирать, смотреть, хранить, готовить, сушить). Называние частей предметов бытовой техники (ручка, дверцы, барабан, крышка, экран, полки, ящики, провод). | |
А) словоизмения; Б) предлоги; В) умения строить предложения. | А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).: пылесос – пылесосы, телевизор – телевизоры, … . Б) НАД, ПОД (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками по теме «Бытовые приборы»). В) ответы на вопросы, начинающиеся с союза «чтобы» (чтобы готовить обед; чтобы стирать одежду, … ). | |
| Беседа об изобретении электричества. Составление описательных рассказов о бытовых приборах (по готовому плану). |
4-я недели – Лексическая тема: Военная техника. Военные профессии. День защитника Отечества.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| Вот верхом сидят, смотри (ноги на ширине плеч, руки перед собой, пальцы сжаты – «держим поводья») Русские богатыри (показали бицепсы) Шлем у них до самых плеч (руки подняли над головой, соединили «домиком» и опустили на плечи) Есть кольчуга, щит и меч («кольчуга» - соединили большой и указательный пальцы «колечками», «щит» - рисуем в воздухе овал, «меч» - ставим кулак на кулак). | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звуки [П] – [Т]: упражнение «Подари картинки»: паук, бант, тарелка, мост, тапки, бегемот, кот, суп, … . | |
| Образование военных профессий: танкист, лётчик, моряк, пограничник, ракетчик. Части военной техники (танка, самолёта): гусеницы, колёса, пушка, кабина, крылья, окна, нос, хвост. | |
А) А) словоизмения; Б)Б) словообразования; Б)В) предлоги; Г) Г) умения строить предложения. | А) «Кто чем управляет?» (упражнять в употреблении падежных форм существительных): Т.п. ед.ч.: танкист – танком, лётчик – самолётом, … ; Д.п. ед.ч.: танк – танкисту, корабль – моряку, … . Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).: танк – танки, корабль – корабли, … . Б) «Назови военную профессию»: управляет танком – танкист, … . В, Г) НАД, ПОД (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками по теме «Военная техника»). | |
6. Развитие связной речи | Беседа о нашей армии, военных профессий. Чтение стихотворений (В. Степанов «Наша армия», «Мужской праздник»). Разучивание пальчиковой гимнастики, словарная работа (богатырь, кольчуга, щит, меч, шлем) |
5-я недели – Лексическая тема: Зимние виды спорта (24.02.25 – 28.02.25)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| Наконец пришла зима (дети разводят руки в стороны), Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой). Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают вперёд). Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину, медленно кружатся), Ловко бегаем на лыжах (имитируют). И играем все в снежки (лепят и бросают снежки). | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звуки [К] – [Т]: упражнение «Подари картинки»: паук, сок, мак, ком, том, бант, тарелка, мост, тапки, бегемот, кот, суп, … . Упражнение «Назови последний звук в слове»: сок, мак, бант, торт, паук, лук, бегемот. | |
| «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам «спортсмен», «фигурист», «лыжник», «саночник»). | |
А) А) словоизмения; Б)Б) словообразования; Б)В) предлоги; Г) Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Один-много» (употребление существительных Именительного падежа множественного числа»): лыжник - лыжники, фигурист – фигуристы, … . «Кому что нужно?» (упражнять в употреблении падежных форм существительных): В.п. ед.ч..: фигуристу – коньки, … ; Д.п. ед.ч.: лыжи – лыжнику, санки – саночнику. Б) Образование названий спортсменов: катается на лыжах (лыжник), занимается фигурным катанием - …, бегает на коньках - …, катается на санках - …,). В, Г) Употребление простых предлогов НА, С в предложениях: составление предложений по картинкам: Лыжник едет С горы. Саночник катается НА санках. НАД, ПОД (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками). | |
6. Развитие связной речи | Э.Л. Емельянова «Расскажите детям о зимних видах спорта», беседа по картинному материалу. |
МАРТ: 1-я неделя – Лексическая тема: Мамин день. Международный женский день. Профессии мам (03.03.25 – 07.03.25)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| Пальчиковая игра «Мамин праздник» Первые подснежники (ладошки сжать друг с другом и округлить – «тюльпан») Я в руках несу (сжать ладони в кулачки, держать перед собой) Нежные цветочки Маме подарю (вытягиваем руки вперёд, ладони вверх) Будь всегда красивой, Нежной, как цветы. (обводим овал лица) Хорошо, что рядом Есть со мною ты. (Прижать ладони к груди) | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звуковой анализ обратных и прямых слогов АТ, АП, АК, ОК, ОП, ОТ, ТА, ТУ, ТО. | |
| «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам «мама», «бабушка», «сестра»). «Что делает?» (подбор действий к названиям женских профессий): повар, продавец, швея, парикмахер, учитель, … . | |
А) А) словоизмения; Б)Б) словообразования; Б)В) предлоги; Г) Г) умения строить предложения. | А) «Кому что нужно для работы?» (упражнять в употреблении падежных форм существительных): В.п. ед.ч.: повару – поварёшка, … ; Д.п. ед.ч.: доска – учительнице, бинт – медсестре. Упражнение «Посчитай до…пяти» (согласование существительных с числительными): названия профессий (повариха, продавец, учительница, певица, воспитательница, … ). Б) «Назови женскую профессию»: повар – повариха, учитель - учительница, художник – художница, … . В, Г) НАД, ПОД (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками). | |
6. Развитие связной речи | Выразительное чтение стихотворений о маме и бабушке. Составление описательных рассказов о маминой профессии (с опорой на предметно-графический план). |
МАРТ: 2-я неделя – Лексическая тема: Народные игры. Народные игрушки. (10.03.25 – 14.03.25)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
1. Развитие мелкой моторики | ||
2. Развитие артикуляционной моторики | «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
3. Развитие фонетико-фонематических процессов | Звук [М]: Игра «Охотники за звуками». Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]: стол, дом, кот, мак, ток, мост, дуб, дым, сумка, ком, малина, машина, гном, сок, стол. Звуковой анализ обратных слогов и их чтение АМ, ОМ, УМ, ИМ. | |
4. Накопление, уточнение, актуализация словаря | «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к игрушкам «Петрушка», «лошадка», «матрёшка»). | |
5. Развитие грамматического строя: А) А) словоизмения; Б)Б) словообразования; Б)В) предлоги; Г) Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Посчитай до…пяти» (согласование существительных с числительными): одна матрёшка, две матрёшки, три матрёшки, четыре матрёшки, пять матрёшек; свистулька, Петрушка.. В, Г) НАД, ПОД (выполнение инструкций с этими предлогами и игрушками). | |
6. Развитие связной речи | Разучивание пальчиковой гимнастики. |
3-я недели – Лексическая тема: Весна. Сезонные изменения в природе (17.03.25-21.03.25)
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| «Веснянка»: Солнышко, золотое донышко — пальчики по два раза касаются большого пальца. Гори ясно, чтобы не погасло — пальчики по два раза касаются большого пальца. Побежал в саду ручей — указательным и средним пальцами бегают по столу. Прилетели сто грачей — скрещивают кисти и изображают машущие крылья. А сугробы тают — работают кистями, сжимая кулачки. Цветочки подрастают — трясут пальцами над головой. | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Определение места звука М в слове (начало, середина, конец): сом, дом, мост, мак, сумка, самолёт. Чтение слогов с буквой М: ОМ, УМ, АМ, ИМ, МА, МУ, МО. | |
| Закрепление понятий «капель», «проталина», «ручеёк» (наблюдение во время прогулки). «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам «сосулька», «лужа», «лёд», «ручей», «капель»). | |
А) А) словоизмения; Б)Б) словообразования; Б)В) предлоги; Г) Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Посчитай до…пяти» (согласование существительных с числительными): (лужа, ручей, проталины, …). Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (луж), (проталин), (птиц), … . Б) «Назови ласково» (ручей – ручеёк, солнце – солнышко, почка - …, лужа - … , … ). В, Г) Предлоги НА, С (составление предложений): Где растаял снег? Откуда капает вода? (Снег растаял на крыше. Вода капает с крыши. Снег растаял на скамейке. Вода капает со скамейки). | |
6. Развитие связной речи | Беседа о сезонных изменениях в природе. Составление описательных рассказов о признаках весны (с опорой на предметно-графический план). |
Апрель: 1-2 неделя (31.03.25 – 11.04.25) – Лексическая тема: Космос.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
| Пальчиковая гимнастика «Космонавт» В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.) День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки). И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.) Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.) Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высотугор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.) Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.) Шар земной - наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.) | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звук [Н]: Игра «Охотники за звуками». Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]: барабан, слон, карандаш, стол, дом, кот, банка, носорог, сумка, ком, малина, носки, нос. Звуковой анализ обратных слогов и их чтение АН, ОН, УН, ИН. | |
| Объяснение значений слов: космос, космонавт, космический корабль. | |
А) словоизменения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Один - много» (употребление существительных Именительного падежа множественного числа»): Планета – планеты, комета – кометы, ракета, ракеты, … . Упражнение «Посчитай до пяти» (согласование существительных с числительными): (планеты, космонавты, скафандры, ракеты, кометы, звёзды). Б) образование родственных слов (луна – луноход, лунный; космос – космонавт, космический корабль). В, Г) Закрепление понимания и актуализация пространственных предлогов НАД – ПОД, ЗА-ПЕРЕД. | |
| Разучивание пальчиковой гимнастики «Космонавт». Беседа о Космосе, о первом полёте в космос, рассматривание иллюстраций. |
Апрель: 3 неделя (14.04.25 – 18.04.25)– Лексическая тема: Перелётные птицы.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
| Пальчиковая игра «Птицы весной» К нам весной грачи вернулись Жаворонки и скворцы. Следом ласточки примчались, Прилетели журавли. Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия птиц. | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| ||
| «Кто что делает?» (подбор глаголов к перелётным птицам: летит, клюёт, ходит, … ). «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к перелётным птицам: грач, скворец, ласточка, аист, журавль). | |
А) словоизменения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (грач, скворец, журавль, аист, ласточка, жаворонок …). Упражнение «Один-много» (употребление существительных Именительного падежа множественного числа»): Один - много… (скворец – скворцы, грач – грачи, журавль- журавли, аист – аисты, ласточка - ласточки , … . Б) «Что сделала птица?» (образование глаголов с помощью приставок: прилетела, улетела, подлетела, перелетела. «Скажи, какая?» (образование сложных прилагательных): У аиста длинный клюв, какой аист? – длинноклювый. (чернокрылый, черноглазый, черноголовый, красноклювый) В, Г) Игра «Где птица?»: составление предложений о местонахождении перелётной птицы с предлогами НАД, ПОД, НА, В. | |
| Составление описательных рассказов по готовому наглядному плану о перелётных птицах. |
Апрель: 4-5 неделя – Лексическая тема: Весенняя погода. Насекомые. Первоцветы.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
| Прилетела к нам вчера полосатая пчела. машут ладошками. А за нею шмель-шмелек на каждое название насекомого, загибают один пальчик. И веселый мотылек Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и как фонарики глаза. подносят к глазам Пожужжали, полетали, - машут ладошками. От усталости упали. - роняют ладони на стол. | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звуки [М] – [Н]: упражнение «Подари картинки»:, … . Упражнение «Назови последний звук в слове»: сон, слон, ком, дом, баран, барабан, … . «Разложи картинки». | |
| Рассматривание и называние частей тела насекомых. Подбор слов-антонимов «Скажи наоборот» (быстрый - медленный, тихий – громкий). «Кто как передвигается?». Актуализация слов-действий к названиям насекомых: бабочка (что делает?) летает, пархает, кружится, … .». | |
А) словоизменения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Посчитай пяти» (согласование существительных с числительными): (муравьи, жуки, кузнечика, комары). Упражнение «Один-много» (употребление существительных Именительного падежа множественного числа»): Один - много… (жук – жуки, кузнечик – кузнечики, комар – комары, … ). Б) «назови ласково»: жук - жучок, комар – комарик, … . «Cкажи какой?» (образование сложных прилагательных): у стрекозы большие глаза. Какая стрекоза? (большеглазая); у таракана длинные усы. Какой таракан? (длинноусый). В, Г) Игра «Где насекомое?»: составление предложений о местонахождении насекомого с предлогами НА, ПОД. | |
| Составление описательных рассказов о насекомых (по предметно-графической схеме). Разучивание пальчиковой гимнастики. Чтение произведения К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». |
Май: 2-я неделя (05.05.25 – 08.05.25) – Лексическая тема: День Победы.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания воспитателя |
| Салют Над площадью, над крышами, Над праздничной Москвой Взвивается всё выше Огней фонтан живой! (сжимать и разжимать кулачки) На улицу, на улицу Все радостно бегут, («шагают» средним и указательным пальцами по столу) Кричат «Ура»! Любуются На праздничный салют! (хлопать в ладоши). | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звук [В]: упражнение «Хлопни на звук» (найди картинку): война, ванна, ваза, банка, фасоль, сова, коза, облако, флаг, волк, слива, вагон. | |
| Объяснение значений слов «война», «победа», «парад», «солдат», «салют», «орден». «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов): храбрый - трусливый, старый – молодой, военный – мирный, добрый – злой. | |
А) словоизменения; Б) словообразования; | А) Упражнение «Посчитай до…пяти» (согласование существительных с числительными): (солдат, орден, памятник, лента). «Один – много», «Скажи со словом «много»»: солдат – солдаты – много солдат. Победа, враг, орден, . Б) «Скажи, кто?»: сражались на танке (танкисты), воевали на море - моряки, … . | |
| Беседа о Великой Отечественной войне, просмотр иллюстраций. Чтение рассказов Н.И. Подлесовой «Бронзовый солдат», Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» (отрывок), беседа по произведениям. |
Май 3-я неделя (12.05.25 – 16.05.25) – Лексическая тема: Семья
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| В новом домике моём (Дети складывают руки над головой) Разных два окошка.(показывают два пальца) Вот внизу сидит наш пёс, (наклоняются и гладят «пса») А на крыше – кошка.(встают на носочки и тянутся одной рукой вверх) Я же в домике сижу (присаживаются, ладонь одной руки прижата к щеке, вторая рука перпендикулярна первой и поддерживает её) И на улицу гляжу. Дверь в квартиру открывается…(встают на ноги, одной рукой «открывают дверь»). Это мама возвращается! (подпрыгивают, поднимая руки вверх) | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звук [Д]: упражнения «Хлопни на звук», «Найди картинку» (дом, дыня, борода, дым, дорога, душ, дыра, вода, дуб). «Назови первый звук в словах» (дым, кот, дуб, фонарь, кот, танк, пыль, компот). | |
| «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «мама», «папа», «бабушка», «дедушка» с опорой на сюжетные картинки и без них). | |
А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): считаем членов семьи. Одна бабушка, две бабушки, …, пять бабушек. Упражнение «Один-много» (употребление существительных Именительного падежа множественного числа»): Один - много… (бабушка – бабушки, дедушка – дедушки, … ). Б) Упражнение «Назови ласково» (дочь–доченька, сын - сыночек… ). Упражнение «Чей? Чья?» (образование притяжательных прилагательных: Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин Папа носит галстук. Галстук чей? – папин. У Пети есть мяч. Мяч чей? - … В, Г) Упражнение «Кто где находится?» (употребление предлогов за, перед) с опорой на предметную и иллюстративную наглядность. | |
| Беседа о членах семьи, о родственных взаимоотношениях. Составление описательных рассказов из 3-4 предложений о профессиях родителей (с опорой на предметно-графический план) |
Май 4-я неделя (19.05.25 – 23.05.25) – Лексическая тема: Одежда
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| «Гномики-прачки» Жили-были в домике маленькие гномики: (Сжимают и разжимают кулачки) Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев) Стали гномики стирать. (Трут кулачки друг о друга) Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звук [Х]: упражнения «Хлопни на звук», «Найди картинку» (хобот, робот, салат, халат, пух, мех, хлеб, белка, хвост, ухо, … ). «Назови последний звук в словах» (мох, пух, петух, мех). | |
| Назови летнюю одежду… Что можно делать с одеждой (подбор слов-действий): надевать, снимать, чинить, зашивать, шить, стирать, сушить, … . | |
А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): считаем одежду. Одна кофта, две кофты, …, пять кофт. Упражнение «Один-много» (употребление существительных Именительного падежа множественного числа»): Один - много… (куртка – куртки, сарафан – сарафаны, … ). Б) Упражнение «Назови ласково» (юбка – юбочка, кофта – кофточка, … ). В, Г) Составление предложений со словами «надевать», «снимать» и предлогами НА, С. Например Катя надевает шапку на голову. Катя снимает шапку с головы. | |
| Составление описательных рассказов из 3-4 предложений о предметах одежды (с опорой на готовый предметно-графический план) |
5-я неделя (26.05.25 – 30.05.25) – Лексическая тема: Лето. Деревья, цветы, ягоды. Насекомые.
Направления работы: | Игры и упражнения | Примечания |
| Летом солнце высоко (показывают). Летом жарко и светло. Летом бабочки летают (имитация полёта) И ромашки расцветают (руками «раскрываем» цветок). Летом можем мы купаться («плывём» с помощью рук), Загорать и отдыхать. По траве, как ветер, мчаться, (бег на носках на месте) В лесу ягоды искать (приседаем). | |
| «улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели». | |
| Звук [Б]: упражнения «Хлопни на звук», «Найди картинку» (бык, болото, баран, барабан, батон, булавка, банка, жаба, обувь, шуба, небо, зубы) «Где находится звук в слове?» (начало, середина). | |
| «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «лето», «солнце», «облака», «дождь»). | |
А) словоизмения; Б) словообразования; В) предлоги; Г) умения строить предложения. | А) Упражнение «Посчитай до пяти» (согласование существительных с числительными): считаем ягоды (клубнику, малину, смородину, вишню, чернику); цветы (одуванчики, ромашки, лютики, маки, васильки). «Один – много»: дождь – дожди – много дождей. Цветок – цветы – много цветов. Б) Упражнение «Назови ласково»: малина – малинка, клубника – клубничка, черника – черничка, … . В, Г) составление предложений с простыми предлогами НА, ПОД, ПЕРЕД, ЗА о лете, насекомых опираясь на сюжетные картины. | |
| Беседа о признаках лета, о летнем отдыхе. Составление описательных рассказов из 3-4 предложений о яголах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год
Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...
Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.
Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Взаимодействие учителя - логопеда и специалистов ДОУ в группе компенсирующей направленности для
Взаимодействие учителя - логопеда и специалистов ДОУ ...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...
