«Коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста »
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Программа для развития речи детей раннего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста »
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок обучения: в течение учебного года
Авторы-составители:
Стручкова Алена Петровна,
Зубцова Тамара Николаевна
учителя-логопеды
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………...…………….3
Учебно-тематический план………………………………………………..………...10
Содержание программы …………………………………………..………...……….12
Методическое обеспечение……..…………………………………………...………19
Список литературы…………………………..………………………………………20
Приложения…………………………………………………………………………..21
Пояснительная записка.
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.
Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.
Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.
Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.
У.В. Ульенкова отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:
- развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;
- овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;
- активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается;
- овладение смысловой стороной речи.
В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих, и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Актуальность данной программы состоит в особом подходе к раннему развитию ребенка. Помимо физического (общей и мелкой моторики) и интеллектуального развития (мышление, внимание, память), акцент сделан на взаимодействии родителей и ребенка. Усваиваемые модели эффективного взаимодействия позволяют скорректировать воспитательные процессы в семье, обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Раннее начало работы специалистов, направленное на формирование привязанности (эмоционального контакта) между ребенком и родителями, позволяют существенно ускорить темп развития ребенка, эффективно скоррегировать уже имеющиеся вторичные нарушения, предупредить возникновение следующих.
Оценивая интеллектуальную готовность детей к обучению, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗРР и ЗПРР.
Внимание детей с ЗРР и ЗПРР характеризуется низкой концентрацией, для любого вида деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.
Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПРР обнаруживается отставание; для них характерен недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, переноса. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и общих представлений об окружающем мире. Нарушения мелкой моторики, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются в продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
Логопедическое исследование речи с ЗПРР показывает, что нарушение речи у этих детей может проявляется в отсутствие (алалия) или недоразвитие речи, нарушениях произношения. Бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, снижение слухоречевой памяти.
Работу по преодолению всех этих трудностей необходимо начинать с раннего возраста, так как дети с ЗПРР относятся к группе риска социальной дезаптации и уровень их успешности в обучении без специальной подготовки достаточно низкий. Формирование готовности к обучению является важной задачей всей воспитательной работы с детьми раннего возраста, направленной на их всестороннее развитие.
Отличительной особенностью данной программы является комплексный подход в проблеме задержки психического и речевого развития. В раннем возрасте детско-родительские отношения и стиль воспитания в семье играют важную роль в психическом развитии ребенка. Одним из направлений работы по данной программе является коррекция детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ребенка и родителя на занятия, обсуждение методов семейного воспитания, что способствует укреплению эмоционально личностных связей в семье при взаимодействии с ребенком. Посещая занятия, родители начинают внимательнее относиться к потребностям детей, уважительно относятся к личностным достижениям детей, ориентируются в проблеме своего ребенка, самостоятельно предлагают требуемую ребенку помощь, обеспечивая оптимальную зону ближайшего развития для него. Позитивный опыт взаимодействия с детьми переносится в повседневную жизнь семьи.
Педагогическая целесообразность программы заключается в стимулировании познавательного интереса ребенка в раннем возрасте, в коррекции детско-родительских отношений, что позволяет осуществить своевременное социально-педагогическое воздействие, способствует снижению при негативных проявлений при ЗРР и ЗПРР.
Возраст детей: дети 2-3 лет, родители. В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР. Противопоказания: дети с аутистическим спектром.
Цель программы: создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.
Задачи программы:
- развить общие речевые умения;
- расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
- способствовать повышению мотивации к общению;
- улучшить коммуникативные навыки.
Формы занятий: совместные детско - родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога.
Сроки реализации: 8 месяцев
Сроки | Количество логопедических занятий | Количество занятий с психологом | Количество занятий |
8 месяцев | 60 | 30 | 30 |
Особенности речевого развития детей с ЗРР.
Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.
Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:
- Не востребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
- Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
- Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
- Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
- Различные заболевания впервые годы жизни.
- Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.
О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:
- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся «ба-ба-ба, па-па-та» и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
- Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например, «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и слово подражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития (по Р. Е. Левиной).
Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.
Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — «ли», дедушка — «де»), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух — «уту», киска — «тита»), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — «ки»).
В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.
Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.
Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.
Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).
Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий («акой» — открой).
Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.
На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).
Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: «Папа туту» — папа уехал.
В системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗРР используют игровые упражнения:
- с элементами логоритмики;
- на развитие артикуляционной моторики;
- на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
- на развитие дыхания;
- на развитие эмоциональной сферы ребенка;
- на расширение пассивного и активного словаря
- на развитие психических процессов.
Направления работы логопеда
- развитие у детей познавательной активности, интереса к окружающей действительности;
- формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- преодоление речевого негативизма;
- развитие языкового чутья;
- формирование элементарных общих речевых умений;
- развитие темпа и ритма речевого дыхания;
- развитие темпо-ритмических и методико-интонационных характеристик речи;
- развитие умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму;
- формирование пространственных представлений у детей;
- формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» с использованием невербальных и вербальных (речевых) средств общения.
Направления работы психолога:
- сенсомоторная коррекция;
- развития навыков игровой деятельности «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок»;
- овладение психомоторными навыками;
- улучшение функционирования высших психических функций и развитие межполушарного взаимодействия;
- снятие психологических барьеров.
Принцип целостного построения коррекционно-развивающей работы предполагает такую организацию, при которой отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно поднимает результативность усвоения знаний.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, подвижные, артикуляционные упражнения, дидактические игры. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных поэтов. Сюжеты занятий основаны на знакомых сказках, окончание которых дети стараются придумать сами.
Все упражнения проводятся по подражанию. В процессе повторений дети заучивают тексты и движения.
Ожидаемые результаты:
- расширение коммуникативных навыков в диаде «взрослый- ребенок», «ребенок- ребенок»;
- расширение пассивного и активного словаря детей;
- овладение новыми формами и видами игровой деятельности в диаде «взрослый- ребенок», «ребенок- ребенок»;
- развитие высших психических процессов.
Планирование Программы коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет составлено с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства Образования РФ и методических пособий: «Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. Мой первый словарь» Герасимова А. С., «Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста» Жарова В.А., «Методика формирования начального детского лексикона», Громова О.Е «Программа по преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет», Шемякина О.В. «Расти, малыш!
Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. ФГОС», Нищева Н., Гавришева Л., Кириллова Ю. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелева Е.А. и др.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовски.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Диагностика | 2 |
2. | Социализация детей и эмоциональное общение | 2 |
3. | Социализация. Образ «Я» | 1 |
4. | Социализация. Имя собственное | 1 |
5. | Социализация. Взаимодействие. | 2 |
6. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Игрушки») | 2 |
7. | Неречевые звуки (Колокольчик) | 1 |
8. | Познавательное развитие (лексическая тема: «Игрушки» (большой-маленький)) | 1 |
9. | Познавательная деятельность (лексическая тема «Игрушки») | 1 |
10. | Неречевые звуки (Погремушка) | 1 |
11. | Познавательная деятельность (лексическая тема «Игрушки») | 1 |
12. | Сенсорное развитие (лексическая тема «Игрушки) | 2 |
13. | Неречевые звуки (Барабан) | 1 |
14. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Семья») | 2 |
15. | Неречевые звуки (Колокольчик, погремушка, барабан) | 1 |
16. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Семья») | 2 |
17. | Неречевые звуки (Дудка) | 1 |
18. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Люди») | 2 |
19. | Неречевые звуки (Колокольчик, погремушка, барабан, дудка) | 1 |
20. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Люди») | 2 |
21. | Артикуляционная и мелкая моторика | 1 |
22. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Наше тело») | 2 |
23. | Продуктивная деятельность | 1 |
24. | Артикуляционная и мелкая моторика | 1 |
25. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Лицо») | 2 |
26. | Артикуляционная и мелкая моторика | 1 |
27. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Лицо») | 1 |
28. | Сенсорное развитие «Синий цвет». | 1 |
29. | Продуктивная деятельность (лексическая тема «Лицо») | 1 |
30. | Артикуляционная и мелкая моторика | 1 |
31. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Новый год. Елочки») | 1 |
31. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Новый год. Дед Мороз и Снегурочка») | 1 |
33. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Новый год. Елочные шарики») | 1 |
34. | Продуктивная деятельность (Лексическая тема: «Новый год. Елочка») | 1 |
35. | Продуктивная деятельность (Лексическая тема: «Новый год. Елочные шарики») | 1 |
36. | Артикуляционная и мелкая моторика | 1 |
37. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Посуда») | 2 |
38. | Артикуляционная и мелкая моторика | 1 |
39. | Продуктивная деятельность (Лексическая тема: «Посуда») | 1 |
40. | Познавательная деятельность (лексическая тема «Посуда. Один-много») | 1 |
41. | Звуковая культура речи. Звук «А» | 1 |
42. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Кошка») | 1 |
43. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Кошка. Части тела») | 1 |
44. | Звуковая культура речи. Звук «У» | 1 |
45. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Кошки») | 1 |
46. | Звуковая культура речи. Звук «У» | 1 |
47. | Продуктивная деятельность. (лексическая тема «Кошки», рисование «Клубочки») | 1 |
48. | Исследовательская деятельность (лексическая тема: «Кошки») | 1 |
49. | Звуковая культура речи. Звук «И» | 1 |
50. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Собака») | 1 |
51. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Собака. Части тела») | 1 |
52. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема: «Кошка. Собака») | 1 |
53. | Исследовательская деятельность (Лексическая тема: «Собака») | 1 |
54. | Звуковая культура речи. Звук «О» | 1 |
55. | Подражательная речевая деятельность (Сказка «Репка») | 2 |
56. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Корова») | 2 |
57. | Звуковая культура речи. Звук «М» | 1 |
58. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Корова. Части тела») | 1 |
59. | Сенсорное развитие «Зеленый цвет». | 1 |
60. | Продуктивная деятельность. (Лексическая тема «Корова», рисование «Цветы. Травка») | 1 |
61. | Звуковая культура речи. Звук «П». | 1 |
62. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Дикие животные») | 1 |
63. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Дикие животные. Части тела») | 1 |
64. | Звуковая культура речи. Звук «А», «У», «И», «П», «М». | 1 |
65. | Подражательная речевая деятельность (Сказка «Дом-теремок» по мотивам сказки «Теремок») | 2 |
66. | Продуктивная деятельность. Дом –теремок. Аппликация. | 1 |
67. | Звуковая культура речи. Звук «Т». | 1 |
68. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Птичка») | 2 |
69. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Курочка и цыпленок») | 2 |
70. | Звуковая культура речи. Звук «К». | 1 |
71. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Петух») | 2 |
72. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Гусь») | 2 |
73. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Домашние птицы») | 1 |
74. | Подражательная речевая деятельность (Лексическая тема «Мебель») | 2 |
75. | Продуктивная деятельность (лексическая тема «Полянка») | 1 |
76. | Диагностика речи. | 2 |
Всего 95 |
Содержание программы.
Сроки | Лексическая тема | Цель занятия | Программное содержание |
Сентябрь 1 – 4 неделя | Обследование | ||
I период обучения | |||
Октябрь 1 неделя | Игрушки | 1.Формировать знания об игрушках. 2.Вввести в активный словарь детей названия игрушек, их цвет, форму. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Двигательное упражнение «Мы едем на машине». Дидактическая игра «Какая у тебя игрушка». Дыхательное упражнение «Ветерок». Дидактическая игра «Какая игрушка спряталась». |
Октябрь 2 неделя | Части тела | 1.Формировать знания о частях тела. 2.Вввести в активный словарь детей названия частей тела. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Двигательное упражнение «Девочки и мальчики», «Топаем и хлопаем». Дидактическая игра «Покажи», «Умоем куклу», Дыхательное упражнение «Ветер». Пальчиковая игра «Прятки». |
Октябрь 3 неделя | Семья | 1.Формировать представления о членах семьи. | Дидактическая игра «Моя семья», «Кто ушел?». Пальчиковая игра «Моя семья». |
2.Расширять активный словарь по данной теме. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Русская народная сказка «Курочка Ряба». | ||
Октябрь 4 неделя | Осень | 1.Упражнять детей в умении договаривать слова песенок, сопровождая их движениями. 2.Учить различать и называть цвета. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Массаж бедер «Дождик». Мимическое упр. «Тучка улыбается и сердится». Двигательное упражнение «Осенние листочки». Танец- игра с листьями.
|
Ноябрь 1 неделя | Овощи | 1.Формировать знания об овощах. 2.Вввести в активный словарь детей названия овощей, их цвет, форму, вкус. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Что в корзинке». Пальчиковая игра «Зайцы». Русская народная сказка «Колобок». Подвижная игра «Огород». Сказка о веселом язычке. Ритмическая игра «Дождик». |
Ноябрь 2 неделя | Фрукты | 1.Активизировать словарь детей по теме «Фрукты». 2.Формировать умение соотносить муляж с картинкой. 3.Развивать координацию движений. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Угостим гостей фруктами». Музыкальная игра «Собери в корзинку». Ритмическая игра «Дождик веселей». Пальчиковая игра «Этот пальчик». |
Ноябрь 3 неделя | Посуда | 1.Ввести в активный словарь детей названия посуды и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Помоги кукле купить посуду». Дыхательное упражнение «Горячий чай». Пальчиковая игра «Ладушки». |
Ноябрь 4 неделя | Одежда | 1.Ввести в активный словарь детей названия одежды и действия с ней. 2.Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Выбери одежду», «Что купили кукле», «Где чья одежда». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Логоритмическая игра «Споем вместе». |
Ноябрь 5 неделя | Обувь | 1.Ввести в активный словарь детей названия обуви и действия с ней. 2.Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Выбери обувь», «Собери картинку», «Где чья обувь». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Игра «Споем вместе». |
II период обучения | |||
Декабрь 1 неделя | Мебель | 1.Ввести в активный словарь детей названия мебели и действия с ней. 2.Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «В гостях у Маши», «Где лежат игрушки, одежда, посуда». Логоритмическая игра «Оркестр» Сказка «Три медведя» |
Декабрь 2 неделя | Дом | 1.Расширять активный словарь по теме. 2.Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «В гостях у Зайчика», «Подарки зайчику». Логоритмическая игра «Оркестр» |
Декабрь 3 неделя | Новый год | 1.Закреплять умение договаривать предложения, отбирая нужное слово. 2.Формировать умение соотносить слова и движения. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Игра «Снежинки и Дед мороз» Музыкальная игра «Как у дедушки мороза». Дидактическая игра «Что принес Дед Мороз». Пальчиковая игра «Наряжаем елку». |
Каникулы | |||
Январь 2 неделя | Зима | 1.Развивать умение договаривать стихотворения. 2.Учить соотносить слова и движения. 3.Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание. | Дыхательные упр. «Снежинки». Чтение стихотворения о зиме, сопровождая его движениями. Музыкальная игра «Игра в снежки» |
Январь 3 неделя | Зимние забавы | 1. Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание 2. Развитие игровых действий с мячом. 3.Учить понимать формы единственного и множественного числа. 4. Расширять глагольный словарь. | Дидактическая игра «Собери картинку», «Что в мешке», «Слепим снеговика». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Пальчиковая гимнастика «Весело зимой» Логоритмическая игра «Зимние забавы». |
Январь 4 неделя | Зимняя одежда | 1.Ввести в активный словарь детей названия одежды и действия с ней. 2.Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Выбери одежду», «Снежок», «Где, чья одежда». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Пальчиковая игра «Весело зимой». |
Февраль 1 неделя | Домашние животные | 1.Развивать умения детей соотносить голоса животных и образ, называть их. 2.Ввести в активный словарь детей названия домашних животных. 3.Вызвать желание договаривать слова в стихотворениях. 4.Учить выражать в движениях образ животных. 5.Развивать умение координировать слово и движение. 6.Формировать правильную артикуляцию. | Музыкально-дидактическая игра «Пастушок» Рассказывание сказки «День рождение у кошки». Изображение животных под соответствующие мелодии. Пальчиковая я игра «Расскажи про кошку» Русская народная потешка «Кисонька – мурысонька» Танец котят Игра «Киса и мышка» Показ движений – котенок улыбается Логоритмическая игра «Котенок и щенок» Музыкально-дидактическая игра «Кошка и котенок». Слушание стихотворений о животных и их малышах |
Февраль 2 неделя | Домашние птицы | 1.Развивать умения детей соотносить голоса птиц и образ, называть их. 2.Ввести в активный словарь детей названия домашних птиц. 3.Вызвать желание договаривать слова в стихотворениях. 4.Учить выражать в движениях образ птиц. 5.Развивать умение координировать слово и движение. 6.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Кто пришел?», «Чей голосок?», «Кто спрятался», «Зернышки для курочки» Логоритмическая игра «Петушок» Пальчиковая игра «Курочка» |
Февраль 3 неделя | Дикие животные | 1.Активизировать в речи детей названия обитателей леса и их детенышей. 2.Развивать умение координировать слово и движение. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Двигательное упражнение «Поезд». Песня –инсценировка «Случай в лесу». Дидактическая игра «Поможем белочке». Подвижная игра «Зайцы и волк». Упр. на дыхание «Гудок». Русская народная сказка «Теремок». Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом». |
Февраль 4 неделя | 23 февраля | 1.Формироать умение выражать словами признаки предметов. 2.Развивать умение соотносить текст и движения. 3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое.
| Дидактическая игра «Подарок для папы», «Наведи порядок» Дыхательное упражнение «Погреем руки» Пальчиковая игра «Семья» Беседа по картинке «Что делает папа, мама?» |
III период обучения | |||
Март 1 неделя | Мамин праздник | 1.Формироать умение выражать словами признаки предметов. 2.Развивать умение соотносить текст и движения. 3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое. | Дидактическая игра «Что любит мама». Пальчиковая игра «Мамочка». Музыкально – ритмическое упражнение «Красивое движение» |
Март 2 неделя | Транспорт | 1.Ввести в активный словарь детей названия и назначение различного вида транспорта. 2.Учить строить предложения. 3.Развивать чувство ритма. | Фонопедическое упражнение «Машины». Дидактическая игра «Кто на чем едет». Музыкально-дидактическая игра «Едем, летим, плывем». |
Март 3 неделя | Птицы | 1.Закрепить умение отражать в речи признаки весны. 2.Развивать умение согласовывать слова и движения 3.Формировать правильную артикуляцию. | Мимическое упражнение «Солнышко веселое и грустное» Дидактическая игра «Расскажем мишке о весне». Массаж пальцев «Воробьи». |
Март 4 неделя | Весна | 1.Активизировать словарь детей о весенних явлениях. 2.Формировать умение строить предложения. 3.Развивать умение согласовывать речь и движения. | Ритмическая игра «Капель». Упражнение «Солнышко». Двигательное упражнение «Солнечные зайчики». Двигательное упр. «Поездка в парк». Рассматривание картинок о занятиях детей в парке весной. Песня «Весна». |
Апрель 1 неделя | Весенняя одежда | 1.Ввести в активный словарь детей названия одежды и действия с ней. | Дидактическая игра «Одеваем куклу», «Какая одежда», «Где, чья одежда», «Подбери заплатки». |
2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Пальчиковая игра «Шьем штанишки для мишки». | ||
Апрель 2 неделя | Деревья | 1.Ввести в активный словарь детей названия деревьев, их частей. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упр. «Дерево». Дидактическая игра «Собери листочки», «Дети потерялись», «Посади дерево». Беседа по картинке «В лесу». Пальчиковая игра «Деревья и кусты». Дыхательное упражнение «Ветерок» |
Апрель 3 неделя | Рыбы | 1.Ввести в активный словарь детей названия рыб, частей тела. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упражнение «Рыбки плавают в пруду». Дидактическая игра «Поймай рыбку», «Собери картинку». Пальчиковая игра «Рыбка». Дыхательное упражнение «Кораблик». |
Апрель 4 неделя | Сад-огород | 1.Ввести в активный словарь детей названия деревьев, их частей. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упражнение «Огород». Дидактическая игра «Посади овощи». Беседа по картинке «В саду». Пальчиковая игра «Деревья и кусты». Дыхательное упражнение «Ветерок». |
Апрель 5 неделя | Цветы | 1.Ввести в активный словарь детей названия цветов, их частей. | Двигательные упражнение «Дети на полянке». Дидактическая игра «Прогулка куклы Кати». |
2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Пальчиковая игра «Цветок». Дыхательное упражнение «Одуванчик». | ||
Май 1 неделя | День Победы | 1.Формироать умение выражать словами признаки предметов. 2.Развивать умение соотносить текст и движения. 3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое. | Логоритмическое упражнение «Солдаты на параде» Дидактическая игра «стром дорогу», игры с кубиками. Дыхательное упражнение «Салют». Пальчиковая игра «Флажок». Беседа по картинке «Парад». |
Май 2 неделя | Насекомые | 1.Активизировать словарь детей о насекомых. 2.Воспитывать бережное отношение к природе. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Где спрятался жук», «Бабочка ищет цветочек». Подвижная игра «Жуки». Пальчиковая игра «Цветы». Дыхательное упражнение «Бабочка». |
Май 3 неделя | Лето | 1.Учить отвечать на вопросы. 2.Учить проговаривать и заучивать двустишия и простые потешки. 3.Формировать правильную артикуляцию. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательное упражнение «Загораем на солнце». Дидактическая игра «На грядке и на клумбе», «Куда села бабочка», «Соберем букет». Дыхательное упражнение «Бабочка». Беседа по картинке «На речке» |
Май 4 неделя | Заключительная диагностика | ||
Методическое обеспечение.
Методы обучения:
- Практические методы: упражнения (подражательно-исполнительские в соответствии с образцом; творческие – использование усвоенных навыков в новых условиях), конструирование.
- Игровые методы: использование дидактических, подвижных, творческих игр, сказок.
- Наглядные методы: наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, использование графических схем, показ упражнений.
- Словесные методы: рассказ, предварительные, обобщающие беседы.
В содержание занятия включаются задания из всех разделов по выбору педагога, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Тематика занятия выбирается в соответствии с уровнем подготовленности ребенка. На каждом занятии используют следующий алгоритм:
- Приветствие, разминка.
- Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
- Развитие речевого дыхания.
- Речевые игры, логоритмические упражнения.
- Продуктивная деятельность по теме: рисование, лепка и т.д.
- Рефлексия.
Структура цикла:
Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога и логопеда и на заключительном занятии. Следящая диагностика (заполнение дневников речевого развития).
Задача: диагностика уровня речевого развития ребенка, стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.
Практические (совместные) занятия для родителей и детей.
Основные задачи:
Знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.
- Обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка.
- Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми и другими детьми.
- Развитие навыков рефлексии у родителей.
- Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
- Апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.
- Создание условия для запуска спонтанного речевого развития у детей.
- Развитие общих речевых умений у детей.
- Расширение пассивного и активного словарного запаса ребенка.
Завершающий этап.
Основные задачи:
- Подведение итогов.
- Подтверждение эффективности программы посредством диагностики участников.
Применяемые средства обучения:
- печатные (специальная литература);
- Электронные средства;
- Технические средства (компьютер, принтер);
- Аудиовизуальные;
- Арт-терапевтические (стол для рисования песком, краски, пластилин, цветная бумага, клей. Ножницы, цветные карандаши, игрушки по темам занятий);
- Наглядные плоскостные (карточки-задания, плакаты, счетный материал, сюжетные и предметные картинки, иллюстрации, альбомы).
Литература.
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. -М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М.: Центр лечебной педагогики,1999. –Вып.2
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
- Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.
- Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.
- Картушин М. Ю. Конспекты логоримических занятий с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
- Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977 8. Нестерюк Т. В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб,2006.
- Нищева Н., Гавришева Л.,Кириллова Ю. «Расти, малыш! Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. ФГОС» - СПб: Детство- Пресс, 2018 г.
- Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.: ЛОГО ЭЙДОС, 2014.
- Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. - М.:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Конспекты логопедических занятий с детьми 2-3 лет с ЗРР» - М.:СКРИПТОРИЙ – 2003г, 2022г.
Приложения
Приложение 1.
Речевое обследование детей 2 – 3 лет.
Фамилия, имя ребенка, возраст__________________________________________
- Слуховое внимание.
- Дифференциация звучащих игрушек.
Инструкция: «Посмотри, у меня есть дудочка, послушай, как она звучит, скажи, что это? (также обыгрываются барабан, погремушка). А теперь, давай поиграем: я буду играть на какой-то игрушке, а ты будешь называть (показывать) на чем я играла». Ребенок отворачивается или взрослый играет за ширмой.
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Барабан |
|
|
Дудка |
|
|
Погремушка |
|
|
- Определение звучания игрушки.
Инструкция: «А сейчас мы поиграем в игру: «Угадай где звенит». Ты закроешь глазки, и будешь показывать, где звенит погремушка (колокольчик)».
Направление звучания | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Вверху |
|
|
Внизу |
|
|
Справа |
|
|
Слева |
|
|
Сзади |
|
|
- Ручная моторика.
- Лепка
Навыки лепки | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
«Колбаска» |
|
|
Шарик |
|
|
Сплющивание шарика |
|
|
Отрывание кусочка |
|
|
Соединение 2 форм |
|
|
Инструкция: в таблице записываем – владеет, выполняет с помощью взрослого, не владеет.
- Навыки самообслуживания.
3.1.Инструкция: в таблице записываем, что конкретно может ребенок сам, с помощью взрослого или ничего не умеет.
Начало заезда |
| |
Конец заезда |
|
- Воспроизведение звукоподражания.
4.1.Инструкция: «Скажи мне, пожалуйста, как…».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Машина гудит |
|
|
Молоток стучит |
|
|
Кошка мяукает |
|
|
Собачка лает |
|
|
Самолет гудит |
|
|
- Связная речь.
- Сопровождение речью игрового и бытового действия.
Инструкция: указываем – сопровождает свои действия речью или нет.
Начальный этап | Завершающий этап |
|
|
- Использование речи, как средства общения со сверстниками и взрослыми.
6.1.Инструкция: указываем – общается ли ребенок, выполняет ли это с удовольствием или обращается только по необходимости.
Начальный этап | Завершающий этап |
|
|
Рассказывание знакомых сказок.
Инструкция: Предложить ребенку рассказать знакомую сказку, используя настольный театр, игрушки и т.п. («Репка», «Колобок», «Теремок»).
Указать в таблице качество речи ребенка – лепет, отдельные слова, фразы из 2 – 3 слов; самостоятельный пересказ, с помощью взрослого, отказ.
Начальный этап | Завершающий этап |
|
|
- Предметный словарь.
- Игрушки.
Инструкция: «Посмотри и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где мяч, …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Машина |
|
|
|
|
Кукла |
|
|
|
|
Мяч |
|
|
|
|
Книга |
|
|
|
|
Кубики |
|
|
|
|
- Части тела.
Инструкция: «Посмотри на куклу и скажи, что у нее есть». Если ребенок не разговаривает, просим показать на кукле - где у неё глазки и т.д.
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Глаза |
|
|
|
|
Нос |
|
|
|
|
Спина |
|
|
|
|
Голова |
|
|
|
|
Живот |
|
|
|
|
- Животные.
Инструкция: «Посмотри на картинку (игрушку) и скажи, кто это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Кошка |
|
|
|
|
Собака |
|
|
|
|
Корова |
|
|
|
|
Заяц |
|
|
|
|
Медведь |
|
|
|
|
- Посуда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Тарелка |
|
|
|
|
Чашка |
|
|
|
|
Ложка |
|
|
|
|
Кастрюля |
|
|
|
|
Вилка |
|
|
|
|
- Одежда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Майка |
|
|
|
|
Носки |
|
|
|
|
Рубашка |
|
|
|
|
Платье |
|
|
|
|
Колготки |
|
|
|
|
- Словарь действий.
Инструкция: «Посмотри на меня и скажи, что я делаю». Если ребенок не разговаривает, просим выполнить действия.
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Хлопаю (в ладоши) |
|
|
|
|
Топаю (ногами) |
|
|
|
|
Улыбаюсь |
|
|
|
|
Иду, шагаю |
|
|
|
|
Прыгаю |
|
|
|
|
- Словарь определений.
Инструкция: «Посмотри на картинку (игрушку) и скажи, какая (какой) предмет». Если ребенок не разговаривает, просим показать –где….
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Красный(ая) |
|
|
|
|
Большой(ая) |
|
|
|
|
Маленький(ая) |
|
|
|
|
Веселый(ая) |
|
|
|
|
Сладкий(ая) |
|
|
|
|
- Грамматический строй.
- Единственное и множественное число.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Мяч – мячи |
|
|
|
|
Стол – столы |
|
|
|
|
Рука – руки |
|
|
|
|
Книга – книги |
|
|
|
|
Игрушка - игрушки |
|
|
|
|
- Существительные родительного падежа.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру: «Чего не стало?»».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Нет кубика |
|
|
Нет шарика |
|
|
Нет карандаша |
|
|
Нет лопатки |
|
|
Нет машины |
|
|
- Уменьшительно - ласкательная форма существительных.
Инструкция: «Давай сейчас будем говорить ласковые слова: тебя зовут Маша, а ласково – Машенька. А как ласково назвать …».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Мама – мамочка |
|
|
Сын – сыночек дочь - доченька |
|
|
Рука – ручка |
|
|
Дом – домик |
|
|
Стол – столик |
|
|
Приложение 2.
Примерные темы консультаций для родителей.
- «Ранний возраст – это серьезно».
- «Когда следует обратиться за помощью к логопеду».
- «Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста».
- «Почему ребенок говорит неправильно».
- «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
- «Обогащаем словарь детей».
- «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей».
- «Развитие связной речи детей в семье».
- «Играем пальчиками и развиваем речь».
- «Совершенствуем внимание и память ребенка».
- «Игровая школа мышления».
- «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
В последнее время мы можем наблюдать, как стремительно меняется отношение общества к теме детской инвалидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность примеров развитых стран...

Конспект коррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возраста Познавательно- конструктивная деятельность. Тема: «Ворота»
Вниманию педагогов, представляю конспект коррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возраста. Познавательно- конструктивная деятельность. Тема: «Ворота»...

Конспект коррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возраста Развитие речи Тема: «Транспорт»
Вниманию педагогов предлагаю конспект занятия для детей второй группы раннего возраста.Тема: "Транспорт"В котором использованы различные виды деятельности....

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Малыш" для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО
программа для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...

Коррекционно - развивающая программа для детей раннего возраста и / или для детей с ОВЗ ""Солнышко "
Данная программа разработана для детей раннего возраста и/или детей с ОВЗ. Задачами программы является формирование сенсомоторного восприятия; развитие познавательных способностей; повышение уровня пс...
