Программа логопедического кружка "Речецветик" (для детей 4 - 5 лет)
методическая разработка по логопедии
Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным развитием дыхания и фонематического слуха.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол№ __________________ «___» ________________ 20___г. | Утверждаю: Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87 Некрасова К.Е.__________________ «_____» ________________ 20___г. Приказ №__________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«РЕЧЕЦВЕТИК»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор программы:
Чухина Марина Александровна,
учитель-логопед,
г.Калининград
,
2025 г.
Пояснительная записка
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа
Предметом кружка «Речецветик» является помощь в коррекции звукопроизношения детям 4 – 5 лет. Это одно из приоритетных направлений в области дополнительного образования тем детям, которые не были зачислены на занятия в логопункт ДО по разным причинам.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы – создание современной практико – ориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно развивать речевую культуру детей.
Идея программы состоит в следующем: воспитание речи у детей 4 – 5 лет, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, является необходимым условием полноценного развития личности.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия:
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержка ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем.
Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, направленных на выработку системы.
Коррекция звукопроизношения – это выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» имеет социально-гуманитарную направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – профилактический (подготовительный).
Актуальность программы
Перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи.
Таким образом, проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных организациях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции звукопроизношения детей 4-5 лет.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью формировать у ребенка навыки общения со сверстниками и взрослыми, развивать коммуникативные навыки.
Практическая значимость образовательной программы
Применение данной дополнительной образовательной программы позволяет вовлечь в коррекционную работу по совершенствованию звукопроизношения большее количество нуждающихся в этом дошкольников, подготовить артикуляционный аппарат ребенка 4 – 5 лет к занятиям по коррекции звукопроизношения в старшей и подготовительной группах.
Принципы отбора содержания образовательной программы
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что в ее основе лежит игровая методика, которая способствует коррекции звукопроизношения и развитию фонематических процессов. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить положительную мотивацию изучения русского языка, сделать интересной и осмысленной коррекцию звукопроизношения. В программе разработана система упражнений с опорой на кинестетические и слуховые ощущения.
Цель образовательной программы:
профилактика и коррекция нарушений звукопроизношения у детей 4–5 лет посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата, выработку точных артикуляционных укладов звуков русского языка. Задачи образовательной программы
Образовательные:
дать представления о возможностях родного языка как средства общения;
коррекция звукопроизношения.
Развивающие:
развивать фонематический слух и речевое дыхание;
уточнить и развить основные движения органов артикуляции.
подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
Воспитательные:
воспитать интерес к родному языку, к собственной речи;
формировать у дошкольников настойчивость к достижению цели.
Психолого – педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 - 5 лет, посещающих МАДОУ ЦРР д/с № 87.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа предусматривает групповые занятия. Состав группы – 5 – 10 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 час (20 минут). Недельная нагрузка на одного ребенка – 1 академ. час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объём и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 36 часов.
Основные методы обучения
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу. Благодаря такому подходу у детей вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1-я часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, планирование работы;
2-я часть – практическая работа обучающихся (самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы деятельности;
3-я часть посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности ребенка:
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
частично-поисковый – участие детей в решении поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение заданий по схемам и картинкам др.);
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребенка на занятиях:
проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
словесный - рассказ, объяснение, беседа;
стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Планируемые результаты
В конце учебного года у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба), максимально достаточная для постановки звуков у детей.
Образовательные
Результаты занятий:
- у детей должна выработаться четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба), максимально достаточная для постановки звуков
- дети имеют развитый речевой слух, дифференцируют звуки речи на слух и в произношении изолированно и в составе слов, произносят слова, имеющие в составе близкие по артикуляции звуки, не изменяя звуковую наполняемость, узнают и различают слоги и слова близкие по звуковому составу.
- Развивающие
У детей будет:
- расширен словарный запас и знания об окружающем мире.
Воспитательные
Дети проявят:
- самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Будут обладать:
- культурой общения, навыками сотрудничества;
бережным и аккуратным отношением к дидактическим играм.
Механизм оценивания образовательных результатов
Речь детей оценивается в трехбалльной системе:
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – балла
Низкий уровень – 1 балл.
Критерии:
Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка в соответствии с возрастными нормами;
Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков 1 - 2 групп.
Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в
творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в
творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия
- ноутбук - 1 шт.;
- кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин;
- предметно – пространственная среда (картинки, профили звуков, печатный материал по автоматизации звуков, наглядные пособия и др.).
Кадровые
Педагог, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование по направлению «Логопедия».
Оценочные и методические материалы
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
- Уровень теоретических знаний.
Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
- Уровень практических навыков и умений.
Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением действий.
Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с картинками.
Высокий уровень. Четко и безопасно справляется с игровой задачей самостоятельно..
- Умение пользоваться инструментами программы.
Низкий уровень. Не может пользоваться игровым материалом без помощи педагога.
Средний уровень. Может пользоваться игровым материалом при подсказке педагога.
Высокий уровень. Способен самостоятельно пользоваться игровым материалом.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-презентации;
-видеоролики;
-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Знакомство с домиком Язычка.
Теория: закрепить понятие, что логопед – это профессия. Познакомить детей с логопедическим кабинетом, с понятием «логопедическое занятие» и правилами поведения на занятии.
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Практика: развивать слуховое внимание, память, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук:
- упражнение «Покажи и назови»
- игра «Жмурки с колокольчиком»
- упражнение с шариком СУ Джок.
- упражнения для развития артикуляторной моторики.
Тема 2. Чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить.
Теория: беседа о том, для чего необходимо выполнять пальчиковую гимнастику; учить различать правую и левую руки, ориентироваться в пространстве.
Практика: пальчиковый тренинг: упражнение «Пальчики здороваютя», «Поздоровались котята…».
Тема 3. Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания.
Теория: знакомство с правилами дыхания.
Практика: тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания:
- упражнение «Дрёма»;
- упражнение «Сон с живулей»;
- «Спи – сопи».
Тема 4. Тренировка плавного выдоха.
Теория: закрепление знания правил речевого дыхания.
Практика:
- упражнение «Звукоподражание»;
- упражнение «Цветок»;
- упражнение «Лес»
Тема 5. Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания и плавного выдоха.
Теория: объяснение правил выполнении упражнений.
Практика:
- упражнение «Ходит сон близ окон»;
- упражнение «Спи – сопи»;
- упражнение «Закинь комочек».
Тема 6. Тренировка сильного выдоха.
Теория: объяснение понятия понятия «сильный» выдох.
Практика:
- упражнение «Косари»;
- упражнение «Птичий двор»;
- упражнение «Летел ворон»;
- упражнение «Частушки»
Тема 7. Тренировка сильного выдоха.
Теория: закрепление понятия «сильный» выдох.
Практика:
- упражнение «Пильщики»;
- упражнение «Пчелка»;
- упражнение «Лошадка»;
- упражнение «Сивка – бурка».
Тема 8. Работа над голосом.
Теория: дать детям понятие «голос».
Практика: упражнения на правильное направление звука:
- упражнение «Стон»;
- упражнение «Мёду нам»;
- упражнение «Пожар»;
- упражнение «Колыбельная»;
- упражнение «Шмель».
Тема 9. Развитие силы голоса.
Теория: объяснение, для чего нужен сильный голос, как развивать его силу, как беречь голос.
Практика:
- учить детей запоминать и воспроизводить звукокомплексы из 3 - х звуков;
- упражнение «Кто кого перепоет»;
- упражнение «Тихо – громко»;
- упражнение «Волна».
Тема 10. Работа над интонационной выразительностью речи.
Теория: беседа о красоте речи.
Практика: работа над интонационной выразительностью повествовательного, восклицательного и вопросительного предложений.
- упражнение «Снег»;
- упражнение «Наш козел – стрекозел»;
- упражнение «Мы с тобой шли?»;
- упражнение «Переспроси»;
- упражнение «Птичий двор»;
- упражнение «Солнышко встало».
Тема 11. Речевые и неречевые звуки.
Теория: дать понятия: речевой и неречевой звук. Закрепить знания детей о том, как подают голоса разные животные (игра с мячом).
Практика:
- учить строиться в шеренгу и определять начало и конец ряда;
- упражнение «Минутка тишины»;
- упражнение «Что делает игрушка»;
- физминутка – игра «Жмурки с колокольчиком»;
- игра «Угадай, что звучит».
Тема 12. В гостях у Язычка.
Теория: продолжить работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики.
Практика: Развивать слуховое внимание и память. Выполнение ранее выученных и отработанных артикуляционных упражнений.
Тема 13. Улица гласных звуков.
Теория: объяснение понятия «гласный звук». Знакомство с гласными звуками [А, У, И] и их артикуляцией. Выкладывание «песенок» с помощью символов.
Практика: упражнение «Какой звук я произнесла?».
Тема 14. Улица гласных звуков.
Теория: закрепление понятия «гласный звук». Знакомство с гласными звуками [0, Э, Ы] и их артикуляцией.
Практика: выкладывание «песенок» с помощью символов;
- упражнение «Какой звук я произнесла?».
Тема 15. Улица согласных звуков.
Теория: дать понятие «Согласный звук».
Практика: работа с зеркалами: сравнение артикуляций гласных и согласных звуков.
Тема 16. Улица согласных звуков.
Теория: знакомство с понятиями «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
Практика: игра «Тому или Тиму».
Тема 17. Прогулка Язычка.
Теория: закрепление понятий «гласные и согласные звуки».
Практика: совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику, работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием.
Тема 18. Короткие и длинные слова (слоговая структура).
Теория: беседа о том, для чего все слова надо произносить красиво и правильно. Знакомство с понятиями «короткое и длинное слово».
Практика: Игра «Прохлопай слово».
Тема 19. Слоговая структура.
Теория: закрепление понятий «короткое и длинное слово».
Практика:
- упражнение «Хлопни в ладоши»;
- игра «Прошагай».
Тема 20. Друзья Язычка Возвращение домой.
Теория: работа над просодическими компонентами речи.
Практика: упражнения «Колыбельная», «Пожар», «Считалка», «Наша лодочка плывет», «Метелица».
Тема 21. Язычок в гостях у Свистящей семейки.
Теория: рассказывание детям сказки из цикла «Веселый язычок» (свистящие звуки).
Практика: рассматривание укладов свистящих звуков.
Тема 22. Комплекс упражнений для свистящих звуков.
Теория: рассказ логопеда о положении органов артикуляции при произнесении свистящих звуков.
Практика: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения свистящих звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений.
Тема 23. Комплекс упражнений для свистящих звуков.
Теория: беседа с детьми о положении органов артикуляции при произнесении свистящих звуков.
Практика: продолжать отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения свистящих звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений.
Тема 24. Язычок в гостях у Шипящей семейки.
Теория: рассказывание детям сказки из цикла «Веселый язычок» (шипящие звуки).
Практика: рассматривание укладов шипящих звуков звуков.
Тема 25. Комплекс упражнений для шипящих звуков.
Теория: рассказ логопеда о положении органов артикуляции при произнесении шипящих звуков.
Практика: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения шипящих звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений.
Тема 26. Комплекс упражнений для шипящих звуков.
Теория: рассказ логопеда о положении органов артикуляции при произнесении шипящих звуков.
Практика: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения шипящих звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений.
Отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения шипящих звуков; развивать фонематический слух.
Тема 27. В гостях у братьев Л, Ль.
Теория: рассказывание детям сказки из цикла «Веселый язычок» (звуки Л, Л’).
Практика: вырабатывать правильную артикуляцию для звуков Л, Л’.; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память.
Тема 28. Комплекс упражнений для звуков Л, Ль.
Теория: рассказ логопеда о положении органов артикуляции при произнесении звуков Л, Л’.
Практика: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения звуков Л, Л’; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений.
Тема 29. Комплекс упражнений для звуков Л, Ль.
Теория: беседа с детьми о положении органов артикуляции при произнесении звуков Л, Л’.
Практика: продолжать отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения звуков Л, Л’; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений.
Тема 30. В гостях у братьев Р, Рь.
Теория: рассказывание детям сказки из цикла «Веселый язычок» (звуки Р, Р’).
Практика: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения звуков Л, Л’; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений.
Уточнение артикуляции звуков Р, Р’. Учить слышать эти звуки в словах. Работать над мелкой моторикой пальцев рук.
Тема 31. Комплекс упражнений для звуков Р, Рь.
Теория: рассказ логопеда о положении органов артикуляции при произнесении звуков Р, Р’.
Практика: вырабатывать правильную артикуляцию для звуков Р, Р’.; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память..
Тема 32. Комплекс упражнений для звуков Р, Рь.
Теория: Уточнение артикуляции звуков Р, Р’.
Практика: Продолжить разучивание артикуляционные упражнений для звуков Р, Р’. Учить слышать эти звуки в словах. Работать над мелкой моторикой пальцев рук (использование посоия «Звук Р»).
Тема 33.. Комплекс упражнений для звуков Р, Рь.
Теория:зЗакрепление знаний о комплексе артикуляционной гимнастики.
Практика: игры с печатным пособием «Звук Р».
Тема 34. Игры на развитие фонематического слуха.
Теория: беседа с детьми о необходимости бережного отношения к слуху.
Практика: развивать речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.
Игры для детей 4 – 5 лет из книги Дуровой Н.В. «Фонематика»
Тема 35. Игры на развитие фонематического слуха.
Теория: беседа с детьми о том, зачем надо развивать умение правильно услышать звук, слог, слово.
Практика: игры на дифференциация звуков.
Тема 36. Итоговое занятие. Комплекс ежедневной артикуляционной гимнастики.
Теория: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях.
Практика: игры по пройденным темам.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | |||
всего | теория | практика | самост. подго-товка | |||
1. | Знакомство с домиком Язычка. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
2. | Чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
3. | Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
4. | Тренировка плавного выдоха. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
5. | Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания и плавного выдоха | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
6. | Тренировка сильного выдоха. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
7. | Тренировка сильного выдоха. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
8. | Работа над голосом. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
9. | Развитие силы голоса | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
10. | Работа над интонационной выразительностью речи. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
11. | Речевые и неречевые звуки | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
12. | В гостях у Язычка | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
13. | Улица гласных звуков | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
14. | Улица гласных звуков | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
15. | Улица согласных звуков | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
16. | Улица согласных звуков | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
17. | Прогулка Язычка | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
18. | Короткие и длинные слова | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
19. | Слоговая структура | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
20. | Друзья Язычка. Возвращение домой. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
21. | Язычок в гостях у Свистящей семейки. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
22. | Комплекс упражнений для свистящих звуков. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
23. | Комплекс упражнений для свистящих звуков. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
24. | Язычок в гостях у Шипящей семейки. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
25. | Комплекс упражнений для шипящих звуков. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
26. | Комплекс упражнений для шипящих звуков. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
27. | В гостях у братьев Л, Ль. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
28. | Комплекс упражнений для звуков Л, Ль. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
29. | Комплекс упражнений для звуков Л, Ль. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
30. | В гостях у братьев Р, Рь. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
31. | Комплекс упражнений для звуков Р, Рь. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
32. | Комплекс упражнений для звуков Р, Рь. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
33. | Комплекс упражнений для звуков Р, Рь. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
34. | Игры на развитие фонематического слуха. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
35. | Игры на развитие фонематического слуха. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
36. | Итоговое занятие. Комплекс ежедневной артикуляционной гимнастики. | 1 | 0,3 | 0,7 | 0 | практические задания, контрольные вопросы |
36 | 10,8 | 25,2 | 0 | |||
Календарный учебный график
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Болтунишка» |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5. | Количество часов | 36 часов |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01.09.2025 - 31.05.2026 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Цель: формирование ценностного отношения к отечественной культуре, языковой культуре, русскому языку, как носителю национального характера, самобытности, традиций русского народа.
Задачи
1.Развивать интерес к чтению художественных произведений.
2.Воспитывать волю и дисциплинированность в речевой и познавательной деятельности.
3.Воспитывать уважение к традиционным духовно-нравственным ценностям исторического и культурного наследия народов России.
4.Знакомить с опытом народного творчества как социально значимой деятельности.
Формы и методы деятельности Формы:
1.Учебное занятие
2.Практические занятия (участие в КВНах, викторинах, конкурсах)
3. Игры на развитие рефлексии и коммуникации.
Методы: словесный, наглядный, заучивание стихотворений, пословиц.
Особенности образовательного процесса
В системе дополнительного образования воспитательный процесс строится на основе социального и нравственного воспитания. В процессе социального воспитания у учащегося формируются коммуникативные качества, ответственность, уважительность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества. В процессе воспитания нравственности – доброжелательность, отзывчивость, честность, уступчивость тактичность и т.д.
Возможна корректировка содержания учебного материала в сторону упрощения или усложнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для категории детей, обладающих низким уровнем по результатам педагогической диагностики, необходимо использовать более тесное персональное взаимодействие педагога. Это является обязательным условием успешности образовательного процесса по реализации дополнительной программы.
Планируемые результаты
1.Готовность обучающихся к саморазвитию, самоанализу.
2.Сформированность ценностных установок и социально-значимых качества личности.
3.Приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.
4.Проявление ответственности, воли и дисциплинированности.
5.Повышение мотивации к учебной деятельности; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Беседа на тему «Первое сентября – День Знаний» | Гражданскопатриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь |
2. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Гражданскопатриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь- май |
3. | Участие в праздниках «День пожилого человека» | Нравственное воспитание, воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Октябрь |
4. | Участие в интеллектуальных играх | Нравственное воспитание, трудовое воспитание, интеллектуальное воспитание | В рамках занятий | Ноябрь |
5. | Беседа о Дне матери | Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Ноябрь |
6 | Видеопрезентация «Ты нам нужен!» ко Дню инвалидов | Нравственное и духовное воспитание, воспитание гуманных отношений, формирование чувства эмпатии | В рамках занятий | Декабрь |
6. | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
7. | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март |
8 | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Апрель |
9. | Беседа о славянской письменности и культуре | Патриотическое, нравственное и духовное воспитание; | В рамках занятий | Май |
Список литературы
Нормативные правовые акты
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"
Для педагога
1.Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. С-П., 1994;
2.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 2000.
3.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. С-П., 2000.
4.Дурова Н.В. Фонематика. М., 2000.
5.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 2001.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь. М., 2012.
8. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б.
Терешкова. Волгоград, 2009.
9. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2001.
10. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. М., 2003.
11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2000.
12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2003.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями в подготовительной логопедической группе ГБОУ Школа №121 ДО 28А
Подготовительная логопедическая группа. по ФГОС...

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

Рабочая программа логопедических занятий для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда составлена для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройством аутист...

Рабочая программа старшей логопедической группы с учётом ФГОС ДО (составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Рабочая программа для старшей логопедической группы (от 5 до 6 лет) разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями реч...
