План самообразования
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

План самообразования

Учителя-логопеда МАДОУ детский сад № 113

Поповой Анастасии Сергеевны

на 2025/2026 уч.год

Тема: «Использование дидактических игр для автоматизации и дифференциации звуков речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР».

Обоснование выбранной темы:

Выбранная тема обусловлена необходимостью повышения эффективности речевой коррекции у детей с ОВЗ с ТНР в старшем дошкольном возрасте с помощью специально подобранных дидактических игр, что соответствует современным педагогическим требованиям и имеет практическую значимость.

 

Цель:

Повышение эффективности коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР через внедрение и использование дидактических игр.

 

Задачи:

- проанализировать источники и методики, посвященные использованию дидактических игр в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;

- разработать или подобрать дидактические игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков речи;

- проанализировать и обобщить результаты проведенной коррекционной работы для оценки ее эффективности;

- составить рекомендации для воспитателей и родителей по применению и использованию дидактических игр.

 

Ожидаемый результат:

1) Повышение уровня речевого развития детей- улучшение автоматизации и дифференциации звуков речи, что проявится в более правильном и четким произношением звуков;

2) Повышение мотивации и интереса к занятиям- за счет использования игровых приемов дети будут активнее участвовать в коррекционной работе, что способствует улучшению результатов;

3) Систематизация и адаптация дидактического материала для рабооты с детьми с ОВЗ с ТНР, что позволит педагогам эффективно применять игры в практике;

4) Доказательство эффективности применения дидактических игр в коррекционно-развивающей работе, подтвержденное результатами диагностического обследования.

Этапы реализации:

- подготовительный этап

- основной (коррекционный) этап

- заключительный этап

 

Сроки реализации: 8 месяцев.

 

Предполагаемый продукт:

1) Набор дидактических игр и игровых упражнений, специально разработанных и адаптированных для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР для автоматизации и дифференциации звуков речи;

2) Мастер-класс для педагогов ДОУ по применению данных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи;

3) Фоторепортаж;

4) Информационные стенды;

5) Популяризация в интернет-ресурсах.

 

Стратегия:

1) Подготовительный этап:

- изучение литературы по теме: особенности речевого развития детей с ОВЗ с ТНР, методы коррекции, роль дидактических игр;

- анализ современных методик и подбор дидактических игр, подходящих для автоматизации и дифференциации звуков речи;

- проведение предварительной диагностики речевого развития детей по выбранным критериям (автоматизация и дифференциация звуков);

- организация родителей в помощи изготовления дидактических игр.

2) Основной (коррекционный) этап:

- проведение регулярных коррекционных занятий с использованием дидактических игр;

- постоянный мониторинг эффективности и адаптация упражнений при необходимости;

- ведение наблюдений и фиксация достижений каждого ребенка.

3) Заключительный этап:

- проведение повторной диагностики речевого развития для выявления эффективности применения дидактических игр в работе с детьми;

- сопоставление полученных результатов использования игр в работе логопеда;

- обработка и анализ полученных данных;

- формирование выводов об эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ с ТНР;

- разработка рекомендаций для педагогов и родителей;

- подготовка отчета по итогам работы.

 

 

 

Планирование:

Месяц

Название

игр

Цель

Вид работ с детьми

Вид работ с родителями

Вид работ с педагогами

октябрь

 

«Крокодил Гена играет на гармошке с…»

Автоматизация звука Р в словах, предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Пират рассмотрел в трубу…»

Автоматизация звука Р в словах, предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

ноябрь

 

«У Влада в бутылке…»

«Влад нашел бутылку с…»

Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Что у Лунтика и Милы в колодце…»

Автоматизация звука Л в словах, предложениях

Индивидуальные занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

декабрь

 

«У бабушки на бусах…»

Автоматизация звука Б в словах, словосочетаниях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Поймай рыбку со звуком Л/Р»

Дифференциация звуков Л-Р в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

январь

 

«Том и Джерри»

Дифференциация звуков Т-Д в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Оформления информационного стенда, демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Рифмовки»

Автоматизация разных звуков в словах, предложениях, словосочетаниях

Индивидуальные занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

февраль

 

«Посчитай слоги: разложи кирпичики по грузовикам»

Развитие фонематического слуха и предпосылок обучения грамоте

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Различаем шипящие звуки»

Автоматизация шипящих звуков в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

март

 

«Различаем звуки Л, Ж»

Автоматизация звуков Л, Ж с пальчиковой гимнастикой

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Стрелочки»

Дифференциация звуков К-Г-Х в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

апрель

 

«У крота на торте…»

«У крота на фартуке…»

Автоматизация звука Р в словах, предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Помоги мышке разложить сыр по нокам»

Автоматизация звука Р в словах;

развитие фонематического анализа: определение звука в начале, середине, конце слова

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Оформление информационного стенда, демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

май

 

«Помоги черепашке разложить вещи»

Автоматизация звука Ч в словах; развитие фонематического анализа: определение звука в начале, середине, конце слова.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«У Жени в гараже…»

«У Жанны на абажуре…»

Автоматизация звука Ж в предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома совместных занятий

Использование игры во второй половине дня

 

 

 

 

Результат:

- воспитанники автоматизировали ранее нарушенные звуки;

- улучшилось произношение ранее нарушенных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях;

- увеличился словарный запас и грамматические категории речи;

- повысился интерес к занятиям и готовность детей к школьному обучению;

- улучшилось взаимодействие педагогов, родителей и детей для достижения лучших результатов.

 

Список литературы для самостоятельного изучения:

1) Логопедия: методика и технологии развития речи у дошкольников: учебник/ Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова; ред. Н.В. Микляева.- Москва: ИНФРА – М, 2019.- 313с.

2)  Разумова Л.И. Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста/ под ред. Л.С. Сековец.- М.: АРКТИ, 2007.- 248с.

3) Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми - Москва: Академический проспект, 2020.- 399 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Учителя-логопеда МАДОУ детский сад № 113

Поповой Анастасии Сергеевны

на 2025/2026 уч.год

Тема: «Использование дидактических игр для автоматизации и дифференциации звуков речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР».

Обоснование выбранной темы:

Выбранная тема обусловлена необходимостью повышения эффективности речевой коррекции у детей с ОВЗ с ТНР в старшем дошкольном возрасте с помощью специально подобранных дидактических игр, что соответствует современным педагогическим требованиям и имеет практическую значимость.

Цель:

Повышение эффективности коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР через внедрение и использование дидактических игр.

Задачи:

- проанализировать источники и методики, посвященные использованию дидактических игр в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;

- разработать или подобрать дидактические игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков речи;

- проанализировать и обобщить результаты проведенной коррекционной работы для оценки ее эффективности;

- составить рекомендации для воспитателей и родителей по применению и использованию дидактических игр.

Ожидаемый результат:

1) Повышение уровня речевого развития детей- улучшение автоматизации и дифференциации звуков речи, что проявится в более правильном и четким произношением звуков;

2) Повышение мотивации и интереса к занятиям- за счет использования игровых приемов дети будут активнее участвовать в коррекционной работе, что способствует улучшению результатов;

3) Систематизация и адаптация дидактического материала для рабооты с детьми с ОВЗ с ТНР, что позволит педагогам эффективно применять игры в практике;

4) Доказательство эффективности применения дидактических игр в коррекционно-развивающей работе, подтвержденное результатами диагностического обследования.

Этапы реализации:

- подготовительный этап

- основной (коррекционный) этап

- заключительный этап

Сроки реализации: 8 месяцев.

Предполагаемый продукт:

1) Набор дидактических игр и игровых упражнений, специально разработанных и адаптированных для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР для автоматизации и дифференциации звуков речи;

2) Мастер-класс для педагогов ДОУ по применению данных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи;

3) Фоторепортаж;

4) Информационные стенды;

5) Популяризация в интернет-ресурсах.

Стратегия:

1) Подготовительный этап:

- изучение литературы по теме: особенности речевого развития детей с ОВЗ с ТНР, методы коррекции, роль дидактических игр;

- анализ современных методик и подбор дидактических игр, подходящих для автоматизации и дифференциации звуков речи;

- проведение предварительной диагностики речевого развития детей по выбранным критериям (автоматизация и дифференциация звуков);

- организация родителей в помощи изготовления дидактических игр.

2) Основной (коррекционный) этап:

- проведение регулярных коррекционных занятий с использованием дидактических игр;

- постоянный мониторинг эффективности и адаптация упражнений при необходимости;

- ведение наблюдений и фиксация достижений каждого ребенка.

3) Заключительный этап:

- проведение повторной диагностики речевого развития для выявления эффективности применения дидактических игр в работе с детьми;

- сопоставление полученных результатов использования игр в работе логопеда;

- обработка и анализ полученных данных;

- формирование выводов об эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ с ТНР;

- разработка рекомендаций для педагогов и родителей;

- подготовка отчета по итогам работы.

Планирование:

Месяц

Название

игр

Цель

Вид работ с детьми

Вид работ с родителями

Вид работ с педагогами

октябрь

«Крокодил Гена играет на гармошке с…»

Автоматизация звука Р в словах, предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Пират рассмотрел в трубу…»

Автоматизация звука Р в словах, предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

ноябрь

«У Влада в бутылке…»

«Влад нашел бутылку с…»

Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Что у Лунтика и Милы в колодце…»

Автоматизация звука Л в словах, предложениях

Индивидуальные занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

декабрь

«У бабушки на бусах…»

Автоматизация звука Б в словах, словосочетаниях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Поймай рыбку со звуком Л/Р»

Дифференциация звуков Л-Р в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

январь

«Том и Джерри»

Дифференциация звуков Т-Д в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Оформления информационного стенда, демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Рифмовки»

Автоматизация разных звуков в словах, предложениях, словосочетаниях

Индивидуальные занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

февраль

«Посчитай слоги: разложи кирпичики по грузовикам»

Развитие фонематического слуха и предпосылок обучения грамоте

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Различаем шипящие звуки»

Автоматизация шипящих звуков в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

март

«Различаем звуки Л, Ж»

Автоматизация звуков Л, Ж с пальчиковой гимнастикой

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Стрелочки»

Дифференциация звуков К-Г-Х в словах

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

апрель

«У крота на торте…»

«У крота на фартуке…»

Автоматизация звука Р в словах, предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«Помоги мышке разложить сыр по нокам»

Автоматизация звука Р в словах;

развитие фонематического анализа: определение звука в начале, середине, конце слова

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Оформление информационного стенда, демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

май

«Помоги черепашке разложить вещи»

Автоматизация звука Ч в словах; развитие фонематического анализа: определение звука в начале, середине, конце слова.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома

Использование игры во второй половине дня

«У Жени в гараже…»

«У Жанны на абажуре…»

Автоматизация звука Ж в предложениях

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Демонстрация/ мастер-класс с рекомендациями для использования игры дома совместных занятий

Использование игры во второй половине дня

Результат:

- воспитанники автоматизировали ранее нарушенные звуки;

- улучшилось произношение ранее нарушенных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях;

- увеличился словарный запас и грамматические категории речи;

- повысился интерес к занятиям и готовность детей к школьному обучению;

- улучшилось взаимодействие педагогов, родителей и детей для достижения лучших результатов.

Список литературы для самостоятельного изучения:

1) Логопедия: методика и технологии развития речи у дошкольников: учебник/ Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова; ред. Н.В. Микляева.- Москва: ИНФРА – М, 313с.

2) Разумова Л.И. Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста/ под ред. Л.С. Сековец.- М.: АРКТИ, 248с.

3) Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми - Москва: Академический проспект, 399 с.

4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...