Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на тему: «Приключения Сони и Шуши. Дифференциация звуков [С] - [Ш]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сычева Ирина Николаевна

Конспект логопедического  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на тему: «Приключения Сони и Шуши. Дифференциация звуков [С] - [Ш]».

Цель: Научить детей дифференцировать звуки [C] и [Ш]

Задачи:

· Коррекционно-образовательные:

· Закрепить правильную артикуляцию и акустические характеристики звуков [С] и [Ш].

· Учить различать звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

· Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

· Коррекционно-развивающие:

· Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память.

· Развивать мелкую и общую моторику.

· Развивать зрительное восприятие.

Оборудование:

· Картинки-символы: «Насос» , «Змея».

· Карточки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [С] и [Ш].

· Две игрушки или фигурки: Соня (белочка) и Шуша (подушечка-игрушка, или змейка, или мышка).

· Синий и фиолетовый кружки (символы звуков).

· Две коробки с буквами С и Ш.

· Мяч.

· Рабочие листы с заданиями (индивидуальные).

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Угадай, кто в гости идет»

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам спешат гости. Но чтобы их встретить, нужно отгадать загадки про них.

 Скажите тихо-тихо, как водичка течет: «С-с-с...». А теперь громко, как насос накачивает шину: «С-С-С!».А теперь скажите, как сердится змея: «Ш-ш-ш...». И как сдувается большой шарик: «Ш-ш-ш...».

Молодцы! Вы уже догадались, какие звуки будут нашими гостями? Правильно, это звуки [С] и [Ш]!»

2. Основная часть

а) Артикуляционная гимнастика и характеристика звуков.

Логопед достает игрушки: «Вот и они! Это белочка Соня (она любит звук [С]) и змейка Шуша (она любит звук [Ш]). Давайте покажем им, какие у нас послушные язычки».

· «Заборчик» (улыбка) – «Трубочка» (губы вперед). Повторить несколько раз.

· «Лопатка» (широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе).

· «Чашечка» (поднять широкий язык за верхние зубы).

· «Маляр» (погладить нёбо кончиком языка вперед-назад).

· «Фокус» (сдуть ватку с кончика носа).

Логопед: «Молодцы! А теперь давайте расскажем нашим гостям про их звуки.

· Звук [С]: Губки улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубки, воздух идет холодной струйкой. Звук [С] – согласный, твердый, глухой. Мы его обозначим синим кружком.

· Звук [Ш]: Губки округлены и вытянуты вперед «рупором», язык поднят чашечкой к нёбу, воздух теплый. Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой. Мы его обозначим фиолетовым кружком».

б) Игра «Подарки для Сони и Шуши» (дифференциация в словах)

На столе разложены картинки (сумка, шуба, сапоги, шары, апельсин, карандаш, миска, мышь и т.д.).

Логопед: «Ребята, помогите разобрать подарки. Все предметы со звуком [С] отдадим Соне, а со звуком [Ш] – Шуше».

Дети по очереди берут картинку, называют слово, определяют, какой звук в нем есть ([С] или [Ш]), и кладут в соответствующую коробку.

в) Физкультминутка «Самолет – Змейка»

Логопед: «А теперь отдохнем. Когда я скажу слово со звуком [С] – вы становитесь «самолетами» (руки в стороны, бежим по кругу и гудим «С-с-с...»). А если услышите звук [Ш] – превращаетесь в «змеек» (садитесь на корточки и шипите «Ш-ш-ш...», рисуя змейкой рукой).

Слова: шар, сок, мышь, солнце, шапка, сыр, шорох, сосна.

г) Игра с мячом «Наоборот» (дифференциация в слогах)

Дети встают в круг.

Логопед: «Будем играть с мячом. Я бросаю мяч и говорю слог, а вы возвращаете мяч и исправляете звук: если был [С] – говорите [Ш], и наоборот».

Примеры:

· Са – ... (Ша)

· Шу – ... (Су)

· Сошка – ... (Сошка)

· Шило – ... (Сило)

· Каша – ... (Каса)

д) Работа с рабочими листами «Найди и обведи»

Каждому ребенку выдается лист с двумя колонками. Вверху нарисована Соня (и буква С) и Шуша (и буква Ш). В центре листа вразброс нарисованы предметы.

Задание: Соединить линией предметы со звуком [С] с белочкой Соней, а со звуком [Ш] – со змейкой Шушей. После соединения назвать все слова.

3. Заключительная часть

Итог занятия.

Логопед: «Ребята, вы такие молодцы! Отлично помогли Соне и Шуше. Давайте вспомним:

· Какой звук любит белочка Соня? Опиши его.

· А какой звук любит змейка Шуша? Как мы его произносим?

Вы сегодня были очень внимательными, правильно различали все звуки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зачем зимой снег»

Знакомство детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в пр...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) по рисованию «Эти разные дома»

Учить детей рисовать картинку по составленному макету, передавать характерные особенности городских домов....

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Алёнушка». Тема: «Наши добрые дела»

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Алёнушка».Тем...

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Алёнушка». Тема: «Наши добрые дела»

Конспект интегрированного занятияпо социально-коммуникативному развитиюв    старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Алёнушка»....