Цикл логопедических занятий по теме "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цикл подгрупповых логопедических занятий направлен на расширение и уточнение словарного запаса по теме: «Космос», совершенствование грамматического строя речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Апрель 2-я неделя «Космос»
1 занятие
Цель: Расширение и уточнение словарного запаса по теме: «Космос», совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение словаря по теме, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.
2.Коррекционно-развивающие. Развитие общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции.
3.Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.
Оборудование: предметные картинки или слайды, аудиозапись "Звёздная страна" М. Таривердиева.
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Звучит музыка М. Таривердиева “Звёздная страна”)
Слайд 1 Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
Слайд 2 Отгадайте следующую загадку
Что за птица?
Песен не поет,
Гнезд не вьет,
Огненный хвост за собой несет. (Ракета)
- Как вы думаете, зачем людям ракета? (Чтобы полететь в космос)
– И, мы можем на этой ракете отправиться в космическое путешествие. Что мы возьмём с собой в это космическое путешествие? (Ответы детей)
2.Основная часть.
Слайд 3 «Ракета».
-Для чего нужна ракета? (Ответы детей полными предложениями.)
Ракета какая? Быстрая, огромная…
Ракета что делает? Взлетает, стартует, отрывается…
Откуда взлетает ракета? С космодрома..
Куда приземляется ракета? На космодром..
- Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы. - Отлично! Ну, что, взлетаем! Заводим мотор….. (артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 4. «Планета Земля из космоса».
- Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля — это одна из планет большой Солнечной семьи.
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Звёзды там светят далёким огнём!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
– На какой планете мы живём? (На планете Земля)
Игра «Скажи, какая?»
Слайд 5. В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
– На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)
– Где находится Солнце? (в космосе, в небе)
– Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)
– Солнце большое или маленькое? (ответы детей)
– Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)
- Отлично! Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце — это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случится не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.
Слайд 6. Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
- Рядом с землей всегда находится луна — это спутник земли.
Кто такой спутник? Тот, кто идет рядом. Луна всегда рядом с землей.
Игра «Придумай слово»
- Ребята, если на Луне есть дорожка, как она называется? (Лунная)
- А дождь на Луне? (Лунный)
- Ямка на Луне? …..
- Свечение от Луны?......
- Пыль на Луне?.....
- Молодцы! Земля вращается вокруг себя, один оборот-сутки. Земля вращается вокруг солнца, один полный круг –это год.
Слайд 7. «Солнечная система»
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)
- Отлично! А как называются все планеты вместе? (Солнечная система)
- А что же такое солнечная система? (Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет.)
Солнце - самый знакомый всем людям астрономический объект. Солнце — это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Чтобы попытаться представить размеры посмотрите на картинку, Солнце намного больше планет.
Слайд 8. - Как вы думаете солнце – это планета или звезда? Да, это наша звезда, дающая нам жизнь. Солнце — это такая же звезда, как и все остальные звезды, просто оно находится к нам ближе.
Игра «Подбери словечко»
- Ребята, попробуйте подобрать к слову «звезда» родственное слово.
Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
- Человек, который считает звезды - звездочет,
- Космический корабль летящий к звездам - звездолет,
Слайд 9. - Скопление звезд на небе - созвездие,
Слайд 10. - Момент, когда звезды «падают» - звездопад,
Слайд 11. - Небо, на котором много звезд? - звездное,
- Небо, на котором нет звезд? - беззвездное
- Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.
Пальчиковая гимнастика с использованием кольца Су – Джок.
По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс, Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун, Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом И девятая планета Под названием Плутон. | (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его) (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его) (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его) (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его) (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его) (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его) (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его) кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его) кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его) |
Игра «Сосчитай до пяти»
Один спутник, два спутника ... пять спутников.
Одна звезда.
Одно созвездие
Одна станция ...
Одна ракета…
Одна планета…
Один космонавт…
Игра «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Ракета, Спутник, Луноход, самокат
Меркурий, Марс, Сатурн, Арктика
Метеорит, комета, звезда, молния
Скафандр, астронавт, спутник, поезд
Чистоговорки:
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
ИТ – ИТ – ИТ – в космос ракета летит
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
КЕТА – КЕТА – КЕТА - в космос летит ракета
ТА – ТА – ТА - в космосе темнота
КЕТЕ – КЕТЕ – КЕТЕ - космонавт в ракете
ДА – ДА – ДА - яркая звезда
АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр
НА – НА – НА - круглая луна
НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты
ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо
МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета
УН – УН – УН - голубой «Нептун»
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»
Итог. – Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили? Мне понравилось, как вы работали. Всем спасибо!
2 занятие
Ход занятия.
Слайд 1 - Доброе утро. Ребята! (звучит тревожная музыка, на слайде появляются инопланетяне и просят о помощи)
«Здравствуйте земляне! У нас случилась беда! Прошла звёздная буря и повредила нашу карту, а мы без нее никак не можем. Мы узнали, что есть ребята, которые нам могут помочь. Помогите нам пожалуйста собрать карту, но для этого вам придется выполнить несколько заданий. Мы очень надеемся, что вы справитесь и поможете нам. Удачи вам!»
- Как же быть? (Ответы детей)
- Ну тогда начнем.
Слайд 2. «Космическая гимнастика» (Развитие артикуляционной моторики)
По тропинке идем мы на космодром (упражнение «расческа»)
Ворота открываем, на космодром мы попадаем. (Упражнение «заборчик»)
По трапу космонавты поднимаются (упражнение «качели»)
Шлюзы сразу открываются (упражнение «дудочка»)
Вот в ракете очутились (упражнение «месим тесто»)
и удачно разместились (упражнение «блинчик»)
Все приборы проверяем (упражнение «орешек»)
Постепенно их включаем (упражнение «часики»)
один, два три на ракете ввысь лети. (Упражнение «вкусное варенье»)
Хорошо справились. первый фрагмент.
Слайд 3 После выполнения появляется фрагмент карты
Слайд 4. Упражнение “Посмотри и назови”. Согласование имен числительных с существительными.
- Сейчас будут открываться картинки по очереди, а вы посмотрите на картинку и скажите, что на ней нарисовано. Один спутник. Два спутника. Пять спутников.
Слайд 5. Три ракеты. Шесть ракет.
Слайд 6. 2 кометы 5 комет
Слайд 7. космонавты
Слайд 8. Планеты
Молодцы. Справились.
Слайд 9. Следующий фрагмент карты
- Молодцы! И, переходим к следующему заданию.
Слайд 10. Игра «Образуй новые слова» После выполнения появляется следующий фрагмент карты
Летает к звездам - | Звездолёт луноход лунный солнечная звездопад земляне марсиане инопланетяне |
Слайд 11. Игра «Какое слово лишнее?» (Развитие фонематического восприятия):
Необходимо хлопнуть в ладоши, когда услышите лишнее слово.
1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.
Какое слово лишнее?
Кто такой астроном?
Что такое гастроном?
2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.
Какое слово лишнее?
Кто такой путник?
Что такое спутник?
3. Ракета, ракета, газета, ракета.
После выполнения появляется фрагмент карты
Слайд 12. Игра: «Назови ласково».
звезда – звездочка
солнце – солнышко
небо – небушко
луноход – луноходик
метеорит – метеоритик
быстрый – быстренький
шустрый – шустренький
После выполнения появляется следующий фрагмент карты
Слайд 13. Чистоговорки
Ат – ат – ат, говорит (космонавт).
Та – та – та, скафандр есть у (космонавта).
Ту – ту – ту, рукой помашем (космонавту).
Том – том – том, гордимся смелым (космонавтом).
Те – те – те, песни есть о (космонавте).
После выполнения появляется следующий фрагмент карты.
Слайд 14. - Ура! Мы собрали карту! Появляются инопланетяне и благодарят детей.
Итог. МОЛОДЦЫ,
- Что вам сегодня запомнилось и понравилось больше всего?
3 занятие
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
– Ребята, какое время года наступило? (Ответы детей)
Слайд 1. - Весна какая? (Ответы детей)
– А какой сейчас весенний месяц? (Ответы детей)
– Скажите, какой праздник отмечает вся страна в апреле? (Ответы детей)
Основная часть.
- Мы продолжаем больше узнавать о космосе. Можно опять отправиться в необычное путешествие. На чём мы будем путешествовать? (Ответы детей)
- И, так, транспорт вы выбрали. Отправляемся! Заводим мотор…..
(артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 2-8. Планета «Загадки»
1. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Солнце)
2. Вокруг Земли она летает,
А вот зачем – сама не знает. (Луна)
3.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя
А называется … (Земля)
4. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (Ракета)
5 Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (Космонавт)
6. В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (Звёзды)
- Хорошо справились! (На слайде появляется звездочка)
- Пора лететь дальше. Ну, что, взлетаем! Заводим мотор…..
(артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 9. Планета «Слова»
- Ребята, на этой живут слова, но они поссорились и перепутались. Нам надо помочь им: распределить по летающим тарелкам. Где 2 слога, а где 3.
Комета, спутник, космос, звезда, корабль, космонавт, ракета, планета,
Молодцы! (На слайде появляется звездочка)
- Продолжаем наше путешествие. Ну, что, взлетаем! Заводим мотор…..
(артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 10. Планета «Спортивная». нейрогимнастика
(На слайде появляется звездочка)
- Пора лететь дальше. Ну, что, взлетаем! Заводим мотор…..
(артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 11. Планета «Скажи наоборот»
В солнечный день на Земле светло, а в космосе …. | Темно холодно медленно тяжело чужие |
- Отлично! С этим заданием вы тоже справились! (На слайде появляется звездочка)
- Отправляемся дальше. Ну, что, взлетаем! Заводим мотор…..
(артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 12. Планета «Схема слов» (развитие звукового анализа и синтеза)
Дети выкладывают схемы слов:
(На слайде появляется звездочка)
- Молодцы! Ну, что, продолжаем! Заводим мотор…..
(артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 13. Планета «Предложения»
- Ребята, новое задние, составьте правильно предложения, из перечисленных слов.
Космонавт, летит, ракете, в.
Звёзды, светят, небе, на.
Падает, с, комета, неба.
На, космический, приземлился, луне, корабль.
Мы, Земля, живем, планета, на
Космосе, летит, ракета, в.
(На слайде появляется звездочка)
- Совершенно верно! Наш полет проходит успешно!
Слайд 14. Планета «Слушай-выполняй» графический диктант.
Ракета: 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 9 вниз,1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 5 вниз, 2 влево, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, 2 влево, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, 2 влево, 5 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 9 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх.
(На слайде появляется звездочка)
- Отлично! Наше путешествие заканчивается. Возвращаемся в детский сад! Ну, что, взлетаем! Заводим мотор…..(артикуляционная гимнастика: ДДДДДДДДД-РРРРРРРРРРРРРРР)
Слайд 15. Итог
- Сколько звёзд мы получили за время путешествия?
- Сколько мы посетили планет?
- Было ли вам интересно путешествовать?
-Что вам больше всего запомнилось?
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. С вами интересно было путешествовать. Вы были активными, любознательными и внимательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".
Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...
Цикл логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Тема: Отработка лексико-грамматических категорий по теме "Посуда" с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР...

Цикл логопедических сказок "Лесная школа"
Материал предназначен для занятий с детьми старшего дошкольного возраста...
Цикл обучающих занятий для воспитателей (4 занятия) «Подготовка к обучению грамоте».
Цикл обучающих занятий для воспитателей (4 занятия)«Подготовка к обучению грамоте».1 занятиеФормирование навыков языкового анализа и синтеза предусматривает работу на различных уровнях: пр...

Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе.
Родительское собрание № 1.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».Родительское собрание № 2.Тема: «Логопеди...

Занятие в подготовительной группе из цикла «Развивающие занятия по подготовке детей к школе»
Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения;развитие воображения и мелкой моторики руки;развитие внимания, мышления, умение выявлять нелогичные ситуации;развитие скорости реакции, пространств...

«Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию». Конспекты занятий.
laquo;Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию».Конспекты занятий. Занятие № 1. Тема: «Вода».Задачи:образовательные:- познакомить детей со следующими свойст...
