Буклет "Логоша". "Развиваем фонематический слух".
материал по логопедии (старшая группа)
В буклете предлагаютсся игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей и представлена поэтапная работа над развитием слухового внимания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 807.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенку необходимо иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание – это непременные условия овладения грамотой. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух. Упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания и фонематического. 1 этап – узнавание неречевых звуков. 1.Предложите малышу послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?». 2.Определение звучания игрушек. Взять несколько (3-5) игрушек, которые по-разному звучат, и предложить ребенку послушать их звучание. Затем повернуть ребенка спиной к игрушкам и воспроизвести звучание одной из них. Ребенок должен указать звучавшую игрушку. 3.Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц. 4.Перемещение предметов по заданию, например: поменять зайку (на диване) и мишку (на полу) местами. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи. Игра «Далеко – близко». Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - близко». Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего.
| Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх. Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) – далеко – (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» -произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» - высоким голосом). Игра «Угадай, как надо делать». Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Капля медленно сперва Капля раз, капля два, Игра «Не ошибись». Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детям, и они всегда радостно откликаются на нее. Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному. Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка. - В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). 4 этап – различение слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания. Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори». - Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку. Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, О, И А-У, А-И, О-А А- О-У, А-И-У, И-У-А ТА, ПА, МА, НА, СА ТА-ТА, ТАТА ПА - ПА-ПА ПАПАПА ТА-МА, ТА-МА-СА, ТА-ТА-ПА и т.д. | МБДОУ «Детский сад № 57» «Логоша»№1 «Развиваем фонематический слух» буклет для родителей и воспитателей.
Памятка для родителей и воспитателей МБДОУ «Детский сад №57» Подготовила учитель – логопед Селезнева И.А. Сначала при проведении этого занятия дайте ребенку видеть ваше лицо, а затем повернитесь к нему спиной. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений: Домик и елка Лопата, ведро, песок Кошка, корова, собака, лошадка Синий мяч, большой дом Кошка спит, собака лает Корова дает молоко и т.д. Ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов. 5 этап – различение звуков - Взрослый дает картинки ребенку с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков. Игра «Насос». - Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с… (Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…». - Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников
Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...
Развиваем фонематический слух
В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....
Развиваем фонематический слух
Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему "Игры на развитие фонематического восприятия". ...

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.
Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....




