Буклет "Логоша". "Развиваем фонематический слух".
материал по логопедии (старшая группа)

Селезнева Ирина Алексеевна

В буклете предлагаютсся игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей и представлена поэтапная работа над развитием слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logosha-fonematicheskiy_sluh.doc807.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенку необходимо иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание – это непременные условия овладения грамотой. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.

Упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания и фонематического.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

1.Предложите малышу послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

2.Определение звучания игрушек. Взять несколько (3-5) игрушек, которые по-разному звучат, и предложить ребенку послушать их звучание. Затем повернуть ребенка спиной к игрушкам и воспроизвести звучание одной из них. Ребенок должен указать звучавшую игрушку.

3.Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.

4.Перемещение предметов по заданию, например: поменять зайку (на диване) и мишку (на полу) местами.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко – близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко

или далеко мяукает котенок.

 Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - близко». Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего.

                     

 Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх. Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) – далеко – (тихо) или близко- (громко);

 какая дудочка играет – большая («у-у-у» -произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» - высоким голосом).

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый.

Капля медленно сперва

Капля раз, капля два,
Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять – 
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).
3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детям, и они всегда радостно откликаются на нее. Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

Повторение сочетаний звуков и слогов:

А, У, О, И     А-У, А-И, О-А

А- О-У, А-И-У, И-У-А

ТА, ПА, МА, НА, СА

ТА-ТА, ТАТА

ПА - ПА-ПА     ПАПАПА

ТА-МА, ТА-МА-СА, ТА-ТА-ПА и т.д.

МБДОУ «Детский сад № 57»

«Логоша»№1

«Развиваем фонематический слух»

буклет для родителей  и воспитателей.

 

Памятка для родителей и воспитателей МБДОУ

«Детский сад №57»

Подготовила учитель – логопед Селезнева И.А.

Сначала при проведении этого занятия дайте ребенку видеть ваше лицо, а затем повернитесь к нему спиной.

Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:       

Домик и елка

Лопата, ведро, песок

Кошка, корова, собака, лошадка

Синий мяч, большой дом

Кошка спит, собака лает

Корова дает молоко и т.д.

Ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.     5 этап – различение звуков

- Взрослый дает картинки ребенку с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Насос».

- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с… (Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…». - Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Развиваем фонематический слух

В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....

Развиваем фонематический слух

Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему  "Игры на развитие фонематического восприятия". ...

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Развиваем Фонематический слух

Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Развиваем фонематический слух

памятка для родителей...