Статья «Инновационные формы работы учителя-логопеда ДОУ с семьей »
статья по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 7.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы работы учителя-логопеда ДОУ с семьей
Уважаемые коллеги, каждый из вас задавался вопросом: как повысить эффективность коррекционной работы, как наладить работу с родителями и сделать её более продуктивной, как облегчить и сократить сроки коррекции?
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, я столкнулась с проблемой закрепления полученных знаний в домашних условиях. Приходилось искать новые нетрадиционные формы работы с родителями, облегчающие и направляющие процесс коррекции речи. Ведь успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семей воспитанников.
Учитель-логопед, взаимодействуя с родителями, реализует ряд функций:
- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Для включения членов семьи в коррекционно-образовательный процесс необходимо использовать разнообразные формы работы. Все их можно разделить на 4 группы:
I группа – информационно-аналитические формы. К ним относятся:
- анкетирование и тестирование
- родительские консультации
- патронаж
При помощи анкетирования мы узнаем состав семьи, особенности семейного воспитания. Важно то, что отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка. Для педагога же важным является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучении ребенка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берет на вооружение при планировании работы с родителями.
Консультации логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, т.к. современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.
II Наглядно-информационные формы работы:
-инфомационный родительский уголок
- день открытых дверей
- родительский клуб
- видеотека
-выпуск газет
-открытые занятия
- мини-библиотека
- интернет страничка для родителей
- создание электронной библиотеки
-оганизация выставок
-брошюры, буклкты, памятки
Данные формы работы знакомят родителей с условиями, содержанием, методами и приемами развития и обучения детей. Информационный уголок отражает тему занятия, рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекромендации по формированию различных ечевых навыков, например, артикуляции. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, упажнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
Дни открытых дверей тоже играют важную роль в аботе логопеда. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Родительский клуб-это объединение родителей, чьи дети нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Его целью является оказание теоетической и практической помощи родителям в развитии речи детей. Многие занятия, а так же некоторые консультации снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны темины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура слова), принцип выполнения задания (составить звуковую схему слова), названия некоторых звуков(ль, й, сь). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеофайл с занятиями , консультациями, пактикумами по интересующей теме и посмотреть дома, чтобы пактически точно выпеолнять с ребенком задания логопеда.
В логопедической газете освещаются события логопедической группы, даются практические советы родителям.
На открытых занятиях для родителей, которые проводятся регулярно, одители выполняют сначала пассивную функцию, как наблюдатели записывают игры, упражнения, наблюдают за побелами в знаниях своихдетей, учатся методам и приемам работы. А позже мы можем пивлекать одителей к проведению занятий. «Вооружившись» знаниями на консультациях и практикумах, они побуют эти знания применить на практике.
Мини-бибилиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, котоая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на азвитие внимания, памяти. В нашей бибилиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных занятиях, одители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий дома. Плюс к этому материалу создана электронная бибилиотека художественной детской и коекционно-развивающей литературы.
Безусловно, участие ИКТ в работе с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Поэтому у нас есть интернет-страничка для родителей. В ней различные статьи-консультации, советы, домашние задания, чат, рекомендации.
III Досуговые формы работы:
- речевые праздники
- совместные досуги и развлечения для детей и родителей
- совместные проекты
-спектакли, конкурсы
Такие формы работы устанавливают эмоционально теплые отношения между родителями, детьми и специалистами, атмосферу доверия и сотрудничества.
IV Познавательные формы работы
- логотренинги для родителей
- вебинары
- обучающие семинары-практикумы
-домашние игротеки
-родительская школа
-круглые столы и конференции с участием родителей
Такие формы работы проводятся с целью ознакомления родителей с особенностями детей с нарушениями речи, спецификой нарушения, формирования у одителей практических навыков. Обучающие семинары для родителей могут быть на различные темы-артикуляционная гимнастика, развитие связной речи,формирование звукопроизношения и др.
Логотренинг-это своеобразная тренировка, которая направлена на освоение человеком каких-либо умений. В логопедической работе тренинги нацелены на формирование знаний и практических навыков.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьяровать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересрванности и пониманию поблем своего ребенка, то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотудничеству с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда по связям с семьей.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого н...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ
Буклет для родителей и педагогов. Подсказка для работы....

Интерактивная взаимосвязь-инновационная форма работы учителя-логопеда с семьей.
Статья об интерактивной взаимосвязи учителя-логопеда с семьей. Такая инновационная форма взаимосвязи очень актуальна в логопедической работе....

"Инновационные формы работы учителя-логопеда"
quot;Квест-игра – инновационная форма работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи"....

Инновационные формы работы учителя-логопеда с семьями воспитанников
Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детског...
Инновационные формы работы учителя-логопеда с родителями и детьми
В настоящее время особой популярностью у педагогов пользуются инновационные, нетрадиционные формы работы не только с детьми, но и с родителями, которые в соответствии с требованиями ФГОС ДО, становятс...

"Инновационные формы работы учителя - логопеда с родителями в ДОУ"
quot;Инновационные формы работы учителя - логопеда с родителями в ДОУ"...
