Логопедическое занятие "Перелетные птицы. Автоматизация звука [Ль]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Занятие поможет актуализировать и расширить словарь по теме «Перелётные птицы», автоматизировать мягкий звук [Л'] в словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет

Тема: «Перелётные птицы. Звук [Л']»

Цель: Актуализация и расширение словаря по теме «Перелётные птицы», автоматизация мягкого звука [Л'] в словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме: ввести в активный словарь существительные (ласточка, скворец, грач, журавль, лебедь, аист, кукушка, стая, клин, скворечник, гнездо, перелётные), глаголы (летать, щебетать, клевать, вить, курлыкать, куковать), прилагательные (перелётные, быстрые, длинноклювые, белокрылые).
  2. Автоматизировать правильное произношение звука [Л'] в словах и фразовой речи.
  3. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственного и множественного числа («Кого нет?»), в согласовании числительных с существительными («Один – пять»).
  4. Развивать навык составления простого распространенного предложения с предлогом «на» по картине.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику, тонкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать фонематический слух, речевой слух, зрительное восприятие и внимание.
  3. Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к природе и птицам, интерес к окружающему миру.
  2. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.

Оборудование:

  • Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточка, скворец, грач, журавль, аист, лебедь, кукушка).
  • Сюжетная картинка «Птицы летят на юг».
  • Фишки или кружочки для звукового анализа.
  • Массажные мячики или шишки для пальчиковой гимнастики.
  • Картинка-задание «Чей след?».
  • Аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Цель: Создать эмоциональный настрой, включить детей в работу.

(Дети заходят в кабинет. Логопед включает аудиозапись с щебетанием птиц).

Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте внимательно. Чьи это голоса? Правильно, это птицы. Но сегодня мы поговорим не о простых, а о перелётных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей). Верно, они улетают осенью в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков.

Логопед: Чтобы наши губы и язычок хорошо работали и мы чётко говорили, давайте сделаем зарядку. Представим, что мы птички.

  • «Хоботок – улыбка» («Клювик – улыбка»): Вытягиваем губы трубочкой, как длинный клюв аиста, затем растягиваем в улыбке. (5-6 раз).
  • «Вкусное варенье»: Представим, что мы сладкоежки, как ласточки, которые любят ягоды. Облизываем широким языком верхнюю губу. (5 раз).
  • «Качели»: Язык поднимается к носу, затем опускается к подбородку. «Птички машут крылышками вверх-вниз». (5-6 раз).
  • «Часики»: Кончик языка двигается из одного уголка рта в другой. «Птичка смотрит по сторонам». (5-6 раз).

2. Введение в тему. Беседа по картинкам.

Цель: Активизировать словарь по теме.

(На доске выставляются картинки с перелётными птицами).

Логопед: Посмотрите на этих птиц. Давайте назовём их.
(Дети хором и индивидуально называют:
ласточка, скворец, грач, аист, журавль, лебедь, кукушка).

Логопед: Молодцы! А теперь скажите:

  • Какая птица любит куковать? (Кукушка)
  • У какой птицы длинные ноги и длинный клюв? (Аист, журавль)
  • Какая птица вьёт гнездо под крышей дома? (Ласточка)
  • Кого мы весной ждём из тёплых стран первым? (Грача)

3. Автоматизация звука [Л'] в словах. (5 мин)

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Л'].

Логопед: Среди наших птиц есть те, в названии которых живёт мягкий звук [Л']. Давайте его «позовём»: [Л']-[Л']-[Л']. Послушайте, какой он певучий, как песня птицы. Давайте найдём птиц, в названии которых есть этот звук.

(Дети находят картинки с помощью и кратким рассказом о птицах: лебедь, клёст, пеликан, пустельга, филин).

Логопед: Отлично! А теперь давайте поиграем в игру «Один – много» с этими словами. Я про одну птицу, а вы – про много.

  • Лебедь – ... (лебеди)
  • пеликан – ...
  • Филин – ...

4. Физкультминутка + пальчиковая гимнастика.

Цель: Снять мышечное напряжение, развивать общую и тонкую моторику.

Логопед: А теперь давайте отдохнём и превратимся в стаю птиц.

Птички летали, (Машем руками, как крыльями)
Крыльями махали.
На деревья сели, (Присели)
Вместе посидели.
Клювом зерно клевали, (Соединяем пальцы в «клюв», делаем «клевающие» движения)
Потом полетели. (Встаем, машем руками)

Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком):

На ветке сидит скворец, (Сжимаем мячик в одной руке)
Перелётный певец. (Перекладываем мячик в другую руку)
Он червячка нашёл, (Катаем мячик между ладонями)
В гнездо птенцам унёс. (Кладем мячик на ладонь и накрываем другой)

5. Дидактическая игра «Кого не стало?».

Цель: Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

(Логопед выставляет 5-6 картинок с птицами. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку).

Логопед: Откройте глазки! Посмотрите внимательно, кого не стало?

  • Ребёнок: Не стало аиста. (Не стало лебедя, ласточки и т.д.)

6. Работа над слоговой структурой и предложением.

Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом.

(Логопед показывает сюжетную картинку, где птицы сидят на разных объектах).

Логопед: Посмотрите на картину. Давайте составим предложения о том, где сидит каждая птица. Начинайте со слов «На крыше...», «На дереве...» и т.д.

  • Ребёнок: На крыше сидит аист.
  • Ребёнок: На ветке сидит кукушка.
  • Ребёнок: На воде сидит лебедь.

III. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)

Цель: Закрепить полученные знания, подвести итог.

Логопед: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним:

  • О ком мы сегодня говорили? (О перелётных птицах).
  • Какой звук мы сегодня часто повторяли? (Звук [Л']).
  • Назовите любых трёх перелётных птиц. (Дети называют).

Логопед: Вы сегодня были очень внимательными и активными, правильно произносили все звуки. Молодцы! Помните, что птиц нужно беречь и помогать им. Весной мы с вами обязательно повесим скворечник!

(Логопед может вручить детям небольшие раскраски с изображением птиц для закрепления темы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"

Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...