Логопедическое занятие "Перелетные птицы. Автоматизация звука [Ль]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие поможет актуализировать и расширить словарь по теме «Перелётные птицы», автоматизировать мягкий звук [Л'] в словах и предложениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет
Тема: «Перелётные птицы. Звук [Л']»
Цель: Актуализация и расширение словаря по теме «Перелётные птицы», автоматизация мягкого звука [Л'] в словах и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить словарь по теме: ввести в активный словарь существительные (ласточка, скворец, грач, журавль, лебедь, аист, кукушка, стая, клин, скворечник, гнездо, перелётные), глаголы (летать, щебетать, клевать, вить, курлыкать, куковать), прилагательные (перелётные, быстрые, длинноклювые, белокрылые).
- Автоматизировать правильное произношение звука [Л'] в словах и фразовой речи.
- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственного и множественного числа («Кого нет?»), в согласовании числительных с существительными («Один – пять»).
- Развивать навык составления простого распространенного предложения с предлогом «на» по картине.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать артикуляционную моторику, тонкую моторику пальцев рук.
- Развивать фонематический слух, речевой слух, зрительное восприятие и внимание.
- Развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе и птицам, интерес к окружающему миру.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.
Оборудование:
- Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточка, скворец, грач, журавль, аист, лебедь, кукушка).
- Сюжетная картинка «Птицы летят на юг».
- Фишки или кружочки для звукового анализа.
- Массажные мячики или шишки для пальчиковой гимнастики.
- Картинка-задание «Чей след?».
- Аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Цель: Создать эмоциональный настрой, включить детей в работу.
(Дети заходят в кабинет. Логопед включает аудиозапись с щебетанием птиц).
Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте внимательно. Чьи это голоса? Правильно, это птицы. Но сегодня мы поговорим не о простых, а о перелётных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей). Верно, они улетают осенью в тёплые края, а весной возвращаются обратно.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков.
Логопед: Чтобы наши губы и язычок хорошо работали и мы чётко говорили, давайте сделаем зарядку. Представим, что мы птички.
- «Хоботок – улыбка» («Клювик – улыбка»): Вытягиваем губы трубочкой, как длинный клюв аиста, затем растягиваем в улыбке. (5-6 раз).
- «Вкусное варенье»: Представим, что мы сладкоежки, как ласточки, которые любят ягоды. Облизываем широким языком верхнюю губу. (5 раз).
- «Качели»: Язык поднимается к носу, затем опускается к подбородку. «Птички машут крылышками вверх-вниз». (5-6 раз).
- «Часики»: Кончик языка двигается из одного уголка рта в другой. «Птичка смотрит по сторонам». (5-6 раз).
2. Введение в тему. Беседа по картинкам.
Цель: Активизировать словарь по теме.
(На доске выставляются картинки с перелётными птицами).
Логопед: Посмотрите на этих птиц. Давайте назовём их.
(Дети хором и индивидуально называют: ласточка, скворец, грач, аист, журавль, лебедь, кукушка).
Логопед: Молодцы! А теперь скажите:
- Какая птица любит куковать? (Кукушка)
- У какой птицы длинные ноги и длинный клюв? (Аист, журавль)
- Какая птица вьёт гнездо под крышей дома? (Ласточка)
- Кого мы весной ждём из тёплых стран первым? (Грача)
3. Автоматизация звука [Л'] в словах. (5 мин)
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Л'].
Логопед: Среди наших птиц есть те, в названии которых живёт мягкий звук [Л']. Давайте его «позовём»: [Л']-[Л']-[Л']. Послушайте, какой он певучий, как песня птицы. Давайте найдём птиц, в названии которых есть этот звук.
(Дети находят картинки с помощью и кратким рассказом о птицах: лебедь, клёст, пеликан, пустельга, филин).
Логопед: Отлично! А теперь давайте поиграем в игру «Один – много» с этими словами. Я про одну птицу, а вы – про много.
- Лебедь – ... (лебеди)
- пеликан – ...
- Филин – ...
4. Физкультминутка + пальчиковая гимнастика.
Цель: Снять мышечное напряжение, развивать общую и тонкую моторику.
Логопед: А теперь давайте отдохнём и превратимся в стаю птиц.
Птички летали, (Машем руками, как крыльями)
Крыльями махали.
На деревья сели, (Присели)
Вместе посидели.
Клювом зерно клевали, (Соединяем пальцы в «клюв», делаем «клевающие» движения)
Потом полетели. (Встаем, машем руками)
Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком):
На ветке сидит скворец, (Сжимаем мячик в одной руке)
Перелётный певец. (Перекладываем мячик в другую руку)
Он червячка нашёл, (Катаем мячик между ладонями)
В гнездо птенцам унёс. (Кладем мячик на ладонь и накрываем другой)
5. Дидактическая игра «Кого не стало?».
Цель: Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
(Логопед выставляет 5-6 картинок с птицами. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку).
Логопед: Откройте глазки! Посмотрите внимательно, кого не стало?
- Ребёнок: Не стало аиста. (Не стало лебедя, ласточки и т.д.)
6. Работа над слоговой структурой и предложением.
Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом.
(Логопед показывает сюжетную картинку, где птицы сидят на разных объектах).
Логопед: Посмотрите на картину. Давайте составим предложения о том, где сидит каждая птица. Начинайте со слов «На крыше...», «На дереве...» и т.д.
- Ребёнок: На крыше сидит аист.
- Ребёнок: На ветке сидит кукушка.
- Ребёнок: На воде сидит лебедь.
III. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)
Цель: Закрепить полученные знания, подвести итог.
Логопед: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним:
- О ком мы сегодня говорили? (О перелётных птицах).
- Какой звук мы сегодня часто повторяли? (Звук [Л']).
- Назовите любых трёх перелётных птиц. (Дети называют).
Логопед: Вы сегодня были очень внимательными и активными, правильно произносили все звуки. Молодцы! Помните, что птиц нужно беречь и помогать им. Весной мы с вами обязательно повесим скворечник!
(Логопед может вручить детям небольшие раскраски с изображением птиц для закрепления темы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».
В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"
Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"...
Логопедического занятия по автоматизации звука [Л] по теме: «Перелетные птицы».
Индивидуальное занятие...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...