Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР 2023-2024 уч.г.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа для детей с ТНР старшего возраста. Составлена в соответствии с АОП ДОУ, ФАОП
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Золотой петушок»»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующим МБДОУ № 23 «Золотой петушок» Приказ № ________ от «____» _______2023 _________________ Н.О. Вячеславова |
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С ТНР
ГРУППА № 16 МБДОУ № 23
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Алалыкина Т.А.
2023-2024 уч.г.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
1.1.1 Цель реализации программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
1.1.2. Специфические принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы учителя – логопед для обучающихся с ТНР:
1. Установление партнерских отношений с семьями обучающихся и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
2. Построение коррекционно-образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
1.1.3. Сведения о детях.
№ п/п | Фамилия,имя обучающегося | Дата рождения | Рекомендованная образовательная программа (по заключению ТПМПК) | Логопедическое заключение | Срок повторного прохождения ТПМПК |
1 | Б. Кирилл | 07.07.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР при МДР | 31.05.25 |
2 | Д. Катя | 14.02.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР при МДР | 31.05.25 |
3 | Д. Маша | 14.02.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР при МДР | 31.05.25 |
4 | К. Агата | 17.01.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР III ур. | 31.05.25 |
5 | К. Дарина | 05.02.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР III ур. при МДР | 31.05.25 |
6 | Л. Катя | 06.05.15 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР III ур. | 31.05.25 |
7 | М. Софья | 23.09.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР при МДР | 31.05.25 |
8 | М. Айша | 28.08.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР III ур. | 31.05.25 |
9 | П. София | 25.04.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР III ур. | 31.05.25 |
10 | С. Вика | 12.05.18 | АОП ДО для детей с ТНР | ОНР III ур. при МДР | 31.05.24 |
1.2. Целевые ориентиры реализации коррекционно-развивающей программы (КРП) для обучающихся с ТНР.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Общими ориентирами в достижении результатов программы коррекционной работы являются:
сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;
совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой способности;
овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;
сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных навыков;
сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
1.3. Целевые ориентиры на этапе освоения КРП. (старший возраст)
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
11) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
12) владеет предпосылками овладения грамотой;
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности обучающихся дошкольного возраста, с ОВЗ с учетом сенситивных периодов в развитии. Обучающиеся с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности, поэтому целевые ориентиры учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
1.4. В КРП предусмотрена система мониторинга динамики речевого развития обучающихся, основанная на методе наблюдения и включающая:
1) педагогические наблюдения, логопедическую диагностику, связанную с оценкой эффективности коррекционных действий с целью их дальнейшей оптимизации;
2) речевые карты со шкалой динамики развития речевых процессов (приложение 1);
3) сводная таблица результатов мониторинга развития речевых компонентов (групповая) (приложение 2);
4) индивидуальный план обучающегося по коррекции звукопроизношения (ИП по КЗ) (приложение 4).
Учитель - логопед самостоятельного выбирает инструмент логопедической диагностики развития обучающихся, в том числе, его динамики.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Образовательная деятельность по профессиональной
коррекции речевых нарушений
2. 1. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.
Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ТПМПК;
- возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
- коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает:
- проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителям (законным представителям).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у обучающихся с ТНР;
- познавательное развитие,
- развитие высших психических функций;
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования обучающихся с ТНР.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).
Специальные условия для получения образования детьми старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи:
- создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР;
- использование специальных дидактических пособий, технологий, методики других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией;
- реализация комплексного взаимодействия со специалистами образовательной организации при реализации АОП ДО;
- проведение групповых (подгрупповых) и индивидуальных коррекционных занятий.
Описание места КРД учителя - логопеда в АОП ДОУ
Групповые (подгрупповые) занятия в группе для детей с ТНР старшего возраст 1-го года обучения проводятся 3 раза в неделю по направлениям: коррекция и развитие фонетико-фонематической стороны речи , коррекция и развитие связной речи, коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в соответствии с КТП (приложение 3).
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, проводятся согласно расписанию (приложение 6 ) и ИП по КЗ (приложение 4).
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР основывается на результатах комплексного всестороннего обследования каждого ребенка.
Обследование строится с учетом следующих принципов:
1. Принцип комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи, позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях:
анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких обучающихся, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности;
психолого-педагогическое изучение обучающихся, оценивающее соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы;
специально организованное логопедическое обследование обучающихся, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях спонтанной и организованной коммуникации.
2. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся, ориентирующий на подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям обучающихся.
3. Принцип динамического изучения обучающихся, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности обучающихся.
4. Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить характер речевых нарушений у обучающихся разных возрастных и этиопатогенетических групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков речевого развития обучающихся дошкольного возраста.
Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Проведению дифференциальной диагностики предшествует предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителям (законным представителям) ребенка.
При непосредственном контакте учителя – логопеда с ребенком обследование начинается с ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой коммуникации, умения адекватно воспринимать вопросы, давать на них ответы (однословные или развернутые), выполнять устные инструкции, осуществлять деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями.
Содержание полной программы обследования ребенка формируется учителем – логопедом в соответствии с конкретными профессиональными целями и задачами, с опорой на обоснованное привлечение методических пособий и дидактических материалов. Беседа с ребёнком позволяет составить представление о возможностях диалогической и монологической речи, о характере владения грамматическими конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании голоса, тембре, интонированности, темпо-ритмической организации речи ребенка, наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении речевого высказывания. Содержание беседы определяется национальными, этнокультурными особенностями, познавательными, языковыми возможностями и интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: "Моя семья", "Любимые игрушки", "Отдых летом", "Домашние питомцы", "Мои увлечения", "Любимые книги", "Любимые мультфильмы", "Игры". Образцы речевых высказываний ребенка, полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.
Обследование словарного запаса.
Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров состояния лексического строя родного языка обучающихся с ТНР. Характер и содержание предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в разных ситуациях и видах деятельности. В качестве приемов обследования используется показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов с ярко выраженными признаками; предметов и их частей; частей тела человека, животных, птиц; профессий и соответствующих атрибутов; животных, птиц и их детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по смыслу словом.
Обследование грамматического строя языка.
Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм, словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций. В заданиях используются такие приемы, как составление фразы с опорой на вопрос, на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по слову, заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения.
Обследование связной речи.
Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога - реализуется в самом начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного, творческого. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования, членов предложения, использования сложных или простых предложений, принятия помощи педагогического работника, наличие в рассказе прямой речи, литературных оборотов, адекватность использования лексико-грамматических средств языка и правильность фонетического оформления речи в процессе рассказывания.
Обследование фонетических и фонематических процессов.
Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях произношения им звуков родного языка. Для чего необходимо предъявить ряд специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический материал понятны ребенку с ТНР. Звуковой состав слов, соответствующих этим картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой слов отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с ними связанных. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При обследовании фонетических процессов используются разнообразные методические приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное проговаривание, называние с опорой на наглядно-демонстрационный материал. Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер нарушений звуко-слоговой организации слова. Обследование фонематических процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми приемами, направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем родного языка с возможным применением адаптированных информационных технологий. В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности.
В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.
Обследование речи, осуществляется с учетом возраста ребёнка и состояния его базовых коммуникативно-речевых навыков.
Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР.
При планировании и проведении коррекционно-развивающей деятельности (КРД) за основу взята программа Нищевой Н.В.
Обучение обучающихся с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития (третьим уровнем речевого развития) предусматривает:
1. Совершенствование понимания речи (умение вслушиваться в обращенную речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; понимание более тонких значений обобщающих слов в целях готовности к овладению монологической и диалогической речью).
2. Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, сонорные.
3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного или согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного или гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-3-сложных слов).
4. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения включает в себя закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение", "рассказ"; анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур.
5. Развитие лексико-грамматических средств языка. Этот раздел включает не только увеличение количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных с уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость - вежливость; жадность - щедрость). Умение объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши). Подбирать существительные к прилагательным (острый -нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образовывать от названий действия названия предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь -шум; объяснять логические связи (Оля провожала Таню -кто приезжал?), подбирать синонимы (смелый - храбрый).
6. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи: птичница, проволока, регулировщик регулирует уличное движение, экскаваторщик, экскаваторщик работает на экскаваторе.
Обучение обучающихся с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (четвертым уровнем речевого развития) предусматривает следующие направления работы:
1. Совершенствование лексико-грамматических средств языка: расширение лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп (панцирь, скорлупа, бивни, музей, театр, выставка), активизация словообразовательных процессов (сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая черноглазая девочка, прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с оттеночными значениями: выползать, вползать, подъехать - объехать), упражнение в подборе синонимов, антонимов (скупой - жадный, добрый - милосердный, неряшливый - неаккуратный, смешливый - веселый, веселый - грустный и проч.), объяснение слов и целых выражений с переносным значением (сгореть со стыда, широкая душа), преобразование названий профессий мужского рода в названия женского рода (портной - портниха, повар - повариха, скрипач - скрипачка), преобразование одной грамматической категории в другую (читать - читатель - читательница - читающий).
2. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: закрепление навыка составления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем введения однородных членов предложений.
3. Совершенствование связной речи: закрепление навыка рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов.
4. Совершенствование произносительной стороны речи: закрепление навыка четкого произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях, воспитание ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
5. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения: закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение"; осуществление анализа и синтеза обратных и прямых слогов в односложных и двух, трех сложных словах; развивать оптико-пространственные и моторно-графические навыки.
На протяжении всего времени обучения коррекционно-развивающая работа предусматривает целенаправленную и системную реализацию общей стратегии коррекционного воздействия, направленную на преодоление и (или) компенсацию недостатков речеязыкового, эмоционально-волевого, личностного, моторно-двигательного развития, несовершенства мыслительных, пространственно-ориентировочных, двигательных процессов, а также памяти, внимания и проч. Этот системный подход предусматривает обязательное профилактическое направление работы, ориентированное на предупреждение потенциально возможных, в том числе отсроченных, последствий и осложнений, обусловленных нарушением речеязыкового развития ребенка с ТНР.
В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Обучающиеся адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.
2.2. Вариативная часть образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Для коррекции и развития речевых процессов наряду с рекомендованными ФАОП авторами при составлении КТП (приложение 3) используются авторские методики, которые на практике показали свою эффективность при коррекции и формировании речевых нарушений у детей с ТНР: Ткаченко Т.А., Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н., Ефименковой Л.Н., Яцель О.С., Сычёва Г.Е., Гомзяк О.С., Коноваленко В.В., Засим В.Н. и др.
2.3. Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ.
Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное физиологическое дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений, проводит игры на пространственную ориентировку, игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков. Обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка.
Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; проводит этюды на развитие выразительности мимики и жеста, развивает силу и тембр голоса, проводит упражнения на развитие слухового восприятия и т.д.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: психопрофилактика и психологическое просвещение, психодиагностика, психокоррекция и психологическое консультирование.
Воспитатель осуществляет НОД с учетом речевых нарушений у детей с ТНР, проводит коррекционно-развивающую работу по заданию учителя – логопеда, осуществляет коррекционно-развивающую деятельность с детьми в совместной, свободной деятельности и во время режимных моментов.
2.4. Взаимодействие с родителями обучающихся отражено в плане работы (приложение 5).
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный процесс для формирования у них компетентной коррекционно-развивающей и педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
- уважительное отношение к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
- вовлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный процесс;
- внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни группы и детского сада.
- создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- повышение родительской компетентности в вопросах коррекции, воспитания и обучения обучающихся.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к коррекции и развитию речи ребёнка в семье и детском коллективе.
- информационное - пропаганда и популяризация опыта коррекционной деятельности, создание открытого информационного пространства (форум, группы в социальных сетях).
Содержание направлений работы учителя – логопеда с семьей. Учитель-логопед и воспитатели группы привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям информацию о речевых нарушениях, выявленных у ребенка, и информирует о плане индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разъясняя необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Рекомендации родители получают на индивидуальных приемах логопеда, на семинарах – практикумах, родительских собраниях, — устно; в письменной форме — в тетрадях ребенка.
Участие родителей предусматривает:
- организацию выполнения ребенком домашних заданий;
- проведение упражнений с ребенком на развитие артикуляционных навыков;
- систематическое закрепление изученного материала по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, поощрение успехов ребенка, формирование мотивации к самостоятельным занятиям, желания научиться говорить правильно.
Планируемый результат работы с родителями (законными представителями):
- организация преемственности в работе педагогов группы для детей с ТНР и семьи по вопросам коррекции речевых нарушений, досуга, обучения и воспитания;
- повышение уровня родительской компетентности;
- гармонизация семейных детско-родительских отношений.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка с ТНР.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями:
1. Личностно-порождающее взаимодействие учителя – логопеда с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей социально-коммуникативному, познавательному, речевому, развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3.2. Обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Н. В. Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.
- Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. - Изд. 2-е, испр. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
- Нищева Н. В., Развивающие сказки. Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Учебно-методическое пособие, 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬ СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. - Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021
- Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. Выпуски 1, 2. 3, 4, 5 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Нищева Н. В. Играйка 1. Во саду ли, в огороде. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в стар- шей группе для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика (2).— СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Вып. 1, 2, 3, 4. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.
- Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
приложение 2
Коррекционно-развивающая ООД в группе № 6 для детей с ТНР
(старший возраст 1-ый год обучения).
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | V неделя | |
сентябрь | огород, овощи | сад, фрукты | |||
МОНИТОРИНГ | 1. Звук У. 2. Ед. и мн. число сущ-ых (с.51) 3. Пересказ рассказа по СК «В огороде»(№30-1) | 1. Звук А. 2. Образ-е ум.-ласк. форм сущ-ых.(с.52) 3. Пересказ рассказа по СК «В саду»(№30-1) | |||
октябрь | лес, деревья | ягоды, грибы | осень | человек | одежда |
1. Звуки А - У. 2. Употребление глаголов. (с.55) 3. Пересказ рассказа по СК «В парке»(№17-2) | 1. Звук И. 2. Суффикс-ый способ обр-ия сущ-ых. Суффиксы -ИК-, -ИЩ- (с.57) 3 Пересказ рассказа по СК «Осень»(№9-1) | 1. Звук О. 2. Приставочные глаголы. (с.58) 3. Составление 2-словного предложения типа «Маша играет. Дети играют.» | 1. Звук Ы. 2. М. и Ж. род сущ-ых. (с.61) 3. Составление 3-словного предложения типа «Мама купила мяч» | 1. Звук Э. 2. Согласование глагола с сущ-ым в роде и числе. (с.63) 3. Составление 3-словного предложения типа «Мама купила капусту» | |
ноябрь | головные уборы, обувь | посуда | продукты питания | домашние птицы | |
1. Гласные звуки. 2. Согласование сущ-го с прилаг. в роде. (с.67) 3. Составление 4-словного предложения б/предл. типа «Папа купил мешок картошки» | 1. Гласные звуки. 2. Образование относит-ых прил (из чего сделан?). 3. Составление 4-словного предложения б/предл. типа «Мама читает книгу дочке» | 1. Гласные звуки. 2.В.П. сущ-ых б/предлога. (с.70) 3. Сост. рассказа по СК «Заготовки на зиму»(№29-2) | 1. Гласные звуки. 2. Д.П. сущ-го б/предлога. (с.73) 3. Составление 4-словного предложения типа «Мама режет хлеб ножом» | ||
декабрь | зима, зимние забавы | зимующие птицы | домашние животные | новый год | |
1. Гласные звуки. 2. Р.П. сущ-го б/предлога. (с.76) 3. Сост. рассказа по СК «Зимние забавы»(№54-с/г) | 1. Гласные звуки. 2. Т.П. сущ-ых б/предлога. (с.79) 3. Предлог НА. | 1. Гласные звуки. 2. Предлог ПОД. 3. Предлоги НА-ПОД. | 1. Гласные звуки. 2. Предлог В. 3. Сост. рассказа по СК «Новогодняя ёлка»(№53-2) | ||
январь | дикие животные | квартира, мебель | детёныши животных | профессии | |
КАНИКУЛЫ | 1. Звук П. 2. Предлоги В-НА 3. Сост. рассказа по СК «Кабан под дубом»(№44-2) | 1. Звуки П-П' 2. Образ-ие притяжат-ых прил. (суф-ы: -ий-, -ья-, -ье-) 3. Сост. рассказа по СК «Мебель»(№106-1) | 1. Звук Т. 2. Образ-ие притяжат-ых прил. (суф-ы: -ий-, -ья-, -ье-) 3. Составление рассказа-описания. | 1. Звуки П-Т. 2. Согласование существительных с числительными. (с.124) 3. Сост. рассказа по СК «Повар»(№22-2) | |
февраль | материалы, инструменты | транспорт, ПДД | день защитника отечества | мой город, мой край, моя страна | |
1. Звук К. 2. Предлог ЗА. 3. Сост. рассказа по СК «Строитель»(№105-1) | 1. Звуки К-К'. 2. Согласование числит-ых. с прил. и существительными. (с.125) 3. Сост. рассказа по ССК «Ехали мы, ехали»(№114-1) | 1. Звук Х. 2. Предлог К. 3. Сост. рассказа по ССК. | 1. Звуки Х-Х'. 2. Предлог ОТ. 3. Составление рассказа-описания «Дом в котором я живу». | ||
март | мамин праздник | весна | дикие животные Севера | дикие животные Юга | |
1. Звуки К-Х. 2. Предлоги К-ОТ. 3. Сост. рассказа по СК «Помощники»(№97-1) | 1. Звук М. 2. Предлог ПО. 3. Сост. рассказа по СК «Весна»(№89-с/г) | 1. Звуки М-М'. 2. П.П. сущ-ых с предлогами О, НА, В. (с.95) 3. Составление рассказа-описания. | 1. Звук Н 2. Интонационная законченность предложений. (с.99) 3. Составление рассказа-описания. | ||
апрель | моя семья | космос | цветы | перелётные птицы | |
1. Звуки М- Н. 2. Сложносочиненное предложение. (с.121) 3. Пересказ рассказа по опорным картинкам. (№ 3 вып.3 Г.Е.Сычёва) | 1. Звук Б. 2. Сложноподчиненное предложение. (с.126) 3. Составление рассказа по ССК «Как Петя летал в космос». (Рассказы по рис.) | 1. Звуки Б-Б'. 2. Образование относительных прилагательных 3. Сост. описательного рассказа. | 1. Звуки П-Б. 2. Предлог ИЗ-С 3. Сост. описательного рассказа. | ||
май | праздник Победы | насекомые | лето | летние забавы | |
1. Звук Т. 2. Звуковой анализ слов (повторение) 3. Пересказ рассказа по опорным картинкам. (№ 5 вып.3 Г.Е.Сычёва) | 1. Звуки Т-Т'. 2. Звуковой анализ слов (повторение) 3. Сост. описательного рассказа. | 1. Звуки В-В'. 2 Звуковой анализ слов (повторение) 3. Пересказ рассказа по опорным картинкам. (№ 6 вып.3 Г.Е.Сычёва) | МОНИТОРИНГ | ||
приложение 4
Индивидуальный план
коррекционной работы по звукопроизношению
на 2023 — 2024 уч. год
ФИ ребёнка:_______________ Логопедическое заключение: ____________________________________
Месяц неделя Звуки | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | ||||||||||||||||||||||||
3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | ||
звуки раннего онтогенеза | |||||||||||||||||||||||||||||||||
свистящие | С | ||||||||||||||||||||||||||||||||
С’ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
З | |||||||||||||||||||||||||||||||||
З’ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
шипящие | Ш | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ж | |||||||||||||||||||||||||||||||||
аффрикаты | Ц | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Щ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
соноры | Л | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Л’ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Р | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Р’ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Условные обозначения:
- Постановка.
- Автоматизация звука в прямом слоге, в начале слова.
- Автоматизация звука в прямом слоге, в середине слова.
- Автоматизация звука в обратном слоге, в словах, предложениях.
- Автоматизация звука в стечении согласных , в словах, в предложениях.
- Дифференциация звуков.
приложение 5
План работы с родителями
группа № 6 учитель – логопед Алалыкина Т.А.
Форма работы Месяц | Родительское собрание | Семинар – практикум (открытое занятие) | Индивидуальная беседа (см. на обороте) | ||
Дата | Тема | Дата | Тема | ||
СЕНТЯБРЬ | 25.09.23 | Знакомство с требованиями логопедической группы. Как заниматься с ребёнком дома. | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||
ОКТЯБРЬ | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||||
НОЯБРЬ | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||||
ДЕКАБРЬ | .12.23 | Динамика коррекционной работы. Автоматизируем звуки дома. | 11.12.23 | Звуковой анализ и синтез. Работа с предложением. (семинар-практикум) | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) |
ЯНВАРЬ | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||||
ФЕВРАЛЬ | 12.02.24 | Предложения с предлогами. (семинар-практикум) | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||
МАРТ | .03.24 | Динамика коррекционной работы. Составляем рассказы вместе. | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||
АПРЕЛЬ | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||||
МАЙ | по запросу родителя (1) по запросу уч-логопеда (2) | ||||
Индивидуальные беседы с родителями | Индивидуальные беседы с родителями | ||||||||
Дата | ФИО родителя | Ини циа тор | Цель обращения | Подпись родителя | Дата | ФИО родителя | Ини циа тор | Цель обращения | Подпись родителя |
приложение 6
Расписание индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения
группа № 6 учитель – логопед Алалыкина Т.А.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Индивидуальные занятия с детьми | ||||
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | ||
1. | Б. Кирилл | 1500 – 1510 | 0930 - 0940 | 0930 - 0942 | 0850 - 0905 | 0955 - 1009 |
2. | Д. Катя | 1510 - 1520 | 1005 - 1020 | 0942 - 0954 | 0905 - 0920 | 1009 – 1023 |
3. | Д. Маша | 1520 - 1530 | 1020 – 1035 | 1007 – 1020 | 1035 – 1045 | 1023 – 1037 |
4. | К. Дарина | 1530 - 1540 | 1035 – 1050 | 1020 – 1033 | 1045 – 1055 | 1037 – 1051 |
5. | Л. Катя | 1605 - 1615 | 1050 - 1104 | 1105 – 1116 | 1055 – 1105 | 1051 - 1105 |
6. | М. Софья | 1615 - 1625 | 1104 - 1118 | 1116 – 1127 | 1105 - 1115 | 1105 - 1119 |
7. | М. Айша | 1625 - 1635 | 1118 - 1132 | 1127 – 1138 | 1115 - 1130 | 1119 - 1133 |
8. | П. София | 1635 - 1645 | 1132 - 1146 | 1138 – 1149 | 1130 - 1145 | 1133 - 1147 |
9. | С. Вика | 1645 - 1700 | 1146 - 1200 | 1149 - 1200 | 1145 - 1200 | 1147 - 1200 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы
Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями в условиях логопункта»
Представлена рабочая программа коррекционно-равивающей работы с детьми с речевыми нарушениями ФФНР, ОНР III уровня, ОНР II уровня, ОНР I уровня в условиях логопункта. В приложении имеется ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...






