Речевая карта дошкольника
учебно-методический материал по логопедии

Бунина Дарья Викторовна

В презентации представлены материалы по составлению речевой карты и заключения в ходе логопедического обследования ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с нарушениями речи
«Речевая карта ТНР»

Выполнила обучающаяся:

 Бунина Дарья Викторовна

Направление подготовки:

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598, для детей с ТНР обязательно логопедическое сопровождение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Педагог-дефектолог», утвержден Министерством труда и социальной защиты от 13 марта 2023 № 136н

3.1.2. Трудовая функция «Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений». В трудовых действиях прописано:

  • Выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи.
  • Планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития,

индивидуальных психофизических особенностей.

  • Составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса.

Также, согласно распоряжению Минпросвещения России от 06.08.2020 №Р-75:

  • Логопедическая диагностика проводится не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, каждое из которых длится не менее 15 календарных дней.
  • Возможно проведение внеплановых диагностических мер по запросу педагогических работников в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи.

Речевая карта логопеда — это документ в виде бланка, на который вносятся данные речевого обследования и коррекции.

Значение:

  1. Выявление причин развития нарушения речи, определение механизмов отклонения развития речи.
  2. Определение способностей, «ресурсов» у ребенка.
  3. Планирование направлений коррекционно-развивающей работы.
  4. Мониторинг динамики развития речи.
  5. Составление списочного состава, нуждающихся в получении логопедической помощи.

Принципы:

  • Комплексное изучение ребенка с речевой патологией. Позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях: анализ первичной документации, П-П обследование детей с ТНР и подробное Логопедическое Обследование.
  • Учет возрастных особенностей детей. Подбор и использование в процессе О методов, приемов, форм работы, лексического материала, которые соответствуют возможностям того или иного возраста детей.
  • Динамическое изучение детей. Позволяет оценивать не отдельные патологические проявления, а общие тенденции нарушения реч развития и компенсаторные возможности детей.
  • Качественный системный анализ результатов. Позволяет выявить характер РН у детей разных групп и, соответственно, определить адекватные направления коррекционной работы.

Существуют различные методические пособия для диагностики речи:

«Альбом по развитию речи» В.С. Володиной;

«Логопедические тесты» Е. Косцовой;

«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой;

«Диагностический комплект логопедического обследования младших школьников» О.И. Азова;

«Картинный материал к речевой карте ребенка» Н.В. Нищевой и др.

Также существуют и многообразие речевых карт разных авторов и направлений:

  1. «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» Ольги Игорев Крупенчук,
  2. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи» Нат.Вал-на Нищева,
  3. «Логопедические карты для диагностики речевых нарушений» Ел.Дмит. Дмитрова,
  4. «Речевая карта для обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья» и др.

Выделяют два типа речевых карт:

общая речевая карта (содержит общие данные о развитии ребёнка и краткие сведения о его речевых отклонениях и их динамике),

развернутая речевая карта (содержит детальную информацию обо всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогах его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития).

Бланки речевых карт не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.  

Муниципальное методическое объединение логопедов г. Северодвинска разработало свою речевую карту, на основе которой можно рассмотреть структуру речевой карты.

Структура развернутой речевой карты:

  1. Общие данные, анамнез.
  2. Состояние неречевых функций (общая и мелкая моторика, внимание, память и т.д.)
  3. Состояние импрессивной речи (понимание речи)
  4. Просодическая сторона речи (элементы выразительности и интонации речи)
  5. Строение артикуляционного аппарата (мимика, моторика)
  6. Состояние звукопроизношения
  7. Состояние фонематического восприятия (анализ и синтез)
  8. Состояние звуко-слоговой структуры слова
  9. Лексика (объем словарного запаса)
  10. Состояние грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)
  11. Состояние связной речи
  12. Логопедическое заключение

Речевая карта может составляться сразу на два года обучения. Тогда в карте пропечатывается таблица на 1-й и 2-й год обучения, в которую вносятся результаты обследования в конкретный период. Итак, рассмотрим последовательно основные показатели заполнения речевой карты.

  1. Общие данные, анамнез

Дата обследования, Ф.И.О. ребенка, дата рождения, адрес, из какой ДОО поступил, Ф.И,О. матери и отца, заключение врачей-специалистов (невролог, сурдолог, лор, педиатр и др), диспансерный учет, информация о родах и жизни ребенка до 1 года.

 Прежде, чем приступать к О ребенка, у-л необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о развитии ребенка. В первую очередь, информацию можно изучить в мед карте ребенка. Можно также провести предварительную Б-ду с родителями с целью уточнения к-л особенностей протекания беременности, родов, раннего речевого, психического и физического развития.

2. Состояние неречевых функций (общая и мелкая моторика, внимание, память и т.д.)

Осанка, скорость и ловкость выполнения, утомляемость, координация движений, ведущая рука, переключаемость движений, удержание позы, наличие скованности движений, ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве, «разрезные картинки», свойства внимания и памяти.

Возможные задания: «колечки», «кулак-ладонь» (4 года), «кулак-ребро-ладонь», «заяц-коза», шнуровка, расстёгивание-застегивание пуговиц на игрушке (5 лет),

3. Состояние импрессивной речи (понимание речи)

Уровень понимания простых и более сложных инструкций, объем пассивного словаря, понимание лексико-грамматических конструкций, переносного и скрытого смысла.

Возможные задания 5-летнему ребенку: покажи живот и шею мальчика, у девочки, окно и дверь у дома, балкон и трубу, стул, ножки стула, спинку, сиденье, кабину и кузов грузовика, туловище и голову собаки, и другие задания на разные части речи.

4. Просодическая сторона речи (элементы выразительности и интонации речи)

Характеристики дыхания (норма, слабая воздушная струя, вдох с поднятием плеч, короткий и сильный выдох),

голоса (норма, тихий, громкий, высокий, низкий, с хрипами, модулированный (с разными интонациями) или монотонный, назализация голоса (в нос)),

темпа (норма, быстрый, замедленный, запинки, заикания),

ритма (норма, растянутый, скандированный, несовпадение вдоха и логических пауз),

дикции речи (разборчивая, невнятная).

5. Строение артикуляционного аппарата (мимика, моторика)

Особенности строения губ нормальное строение или (хейлоскиз - расщелина верхней губы),

зубов нормальное строение или (редкие, кривые, отсутствуют верхние и т.д.),

прикуса нормальное строение или (прогнатия – верхний зубной ряд выступает вперед, прогения – нижний зубной ряд выступает вперед), открытый, боковой.

твердого неба нормальное строение или (готическое – высокое, куполообразное) и мягкого неба (палатосхиз – расщелина мягкого неба),

языка: нормальное строение или макроглоссия (увеличенный язык) или микроглоссия (неразвитый) дистония (в покое-мышечный тонус языка низкий, в речи – тонус резко нарастает), передний край языка подгибается, возможная девиация языка (смещение влево или вправо), тремор вытянутого языка;

подъязычная связка: короткая (не может выполнить «парус», «грибок»);

особенности мимической мускулатуры: гиперкинезы - непроизвольное сокращение мышц языка, синкенизии - непроизвольные движения, сопутствующие произвольным, гипотония (мышцы лица вялые, повисшие, мягкие),

гиперсаливация (повышенное слюноотделение).

Возможные задания по мимике: 5-летнего ребенка просят по подражанию закрыть правый-левый глаз, поднять-нахмурить брови, надуть-втянуть щеки, наморщить нос.

6. Состояние звукопроизношения

Во время проведения предварительной беседы, у у-л уже формируется первичное впечатление об особенностях произношения им звуков. Но для полной картины фонетической стороны речи, необходимо предъявить ряд специальных заданий.

Проверяется: - как ребенок произносит звук изолированно; - в составе слогов (прямых ЗА-ЗО, обратных АЗ-ОЗ, со стечением согл ЗДА-ЗДО), в словах, где проверяемый звук находится в разных позициях (ЗАМОК, КОЗА, ОТКАЗ), а затем предложений У ЗОИ ЗАБОЛЕЛИ ЗУБЫ. Отметка и наличие, отсутствии, искажении, смешении или замене на другой звук; степень автоматизации звука.

Например, звук М – мышь, пума, дом. У мамы и Маши малина.

При отборе лексического материала принципы: насыщенность заданным звуком, разнообразие, исключение дефектно произносимых зв, включение одно-, двух-, четырехсложных слов (стекольщик, крановщик), отдельное обследование мягк и тв, зв и глух вариантов фонем (ЗУБЫ-ЗИМА, сом-сеть, нос-гусь)

Методические приемы: повторение слов за у-л, самостоятельное называние лекс-го мат-ла, совместное и сам-ое проговаривание слов и предложений.

7. Состояние фонематического восприятия (анализ и синтез)

  • Слова, похожие по звучанию;
  • Выделение звука в ряду других звуков, слогах,
  • Определение заданного звука в ряду слов;
  • Дифференциация звуков (по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и т.д.);
  • Выделение первого, последнего звука в слове, выделение гласного звука из середины слова;
  • Составление слова из заданных звуков, определения количества звуков в слове
  • Придумывание слов с заданным звуком.

Возможные задания 5-летнему ребенку: БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА, ДА-ТА-ДА и т.д. Выделить ударный гласный в словах: АСТРА, АРКА, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, УЛЕЙ, УШИ, ИГЛЫ, ИСКРЫ. По Н.В. Нищевой с 6-ти лет: конечный согласный КОТ, СУП, СОМ и т.д. и начальных согл. МОСТ, БАНКА, ДОМ, НОС и т.д.

8. Состояние звуко-слоговой структуры слова

Воспроизведение двусложных, трехсложных и четырехсложных слов с открытыми, закрытыми слогами или со стечением согласных звуков.

ЛИ-МО-НЫ   ТУФ-ЛИ   РЮК-ЗАК   ТЕ-ЛЕ-ФОН   БО-ТИН-КИ   СКА-КАЛ-КА   КНОП-КИ  

ПА-У-ТИ-НА АВ-ТО-БУС  ГУ-СЕ-НИ-ЦА

9. Лексика (объем словарного запаса)

Наличие в активном словаре и соответствие возрастной норме существительных, глаголов, прилагательных, обобщений, антонимов (с 6-ти лет у Н.В. Нищевой), форм предметов, цвета и др.

Возможные задания ребеноку 5 л: перечисляет известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель; части тела и некоторых предметов (нос, рот, шею, живот, грудь кукол, рукав, воротник, пуговицу, кабину машины и руль); обобщить то, что перечислял; без опоры на картинки называет глаголы (ест, спит, летает, плавает, едет); называет цвета (красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный, оранжевый, розовый, голубой); называет форму предметов (круг, квадрат, треугольник, овал).

10. Состояние грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)

  • Образовывание сущ. с помощью уменьшит.–ласкат. суффиксов (5-летнему: забор-заборчик, носок-носочек, лента-ленточка, окно-окошечко)
  • названия детенышей животных (5-летнему: медвежонок, бобренок, барсучонок, щенок, теленок);
  •  с 6-ти лет у Н.В. Нищевой образование относительных (из дерева деревянный, из кирпича, из меха, из резины) и притяжательных (мамин, лисий. кошкины, медвежья, петушиный) прилагательных;
  • также, с 6-ти лет у Н.В. Нищевой образование приставочных глаголов (выходит, переходит); глаголы совершенного вида (построила, покрасил);
  • форму мн. ч. сущ. (5-летнему: глаз-глаза, рот-рты, река-реки, ухо-уши, кольцо-кольца);
  • форму имен сущ. в косвенных падежах (Р.п., Д.п., В.п., П.п.);
  • согласование имен прилагательных с именами сущ. ед.ч. (оранжевый апельсин, голубая чашка, белое блюдце и т.д.);
  • употребление простых предлогов (НА дереве, В гараже, У девочки, ЗА забором, ПО дороге);
  • умение согласовывать имена числ. с именами сущ. («Сколько?»: два мяча - пять мячей, две розы – пять роз, два окна – пять окон).

11. Состояние связной речи

  • Употребление в речи: однословные предложения, фразы, простые или сложносочиненные предложения;
  • Ребенку необходимо пересказать текст: прослушивание – ответы на вопросы - прослушивание – план -  пересказ ребенком.
  • Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок (с 6-ти лет у Н.В. Нищевой): рассмотреть картинки – разложить их по порядку – рассказать, что на каждой – составить рассказ.

Логопедическое заключение

       Логопедическое заключение должно отражать педагогический аспект состояния ребёнка с точки зрения имеющихся у него особенностей, а также включать в себя анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития.

       В заключении определяется уровень сформированности речи: ОНР I ур., ОНР II ур., ОНР III ур., IV ур. речевого развития, норма + специфика речевого нарушения (алалия, ринолалия, дизартрия, заикания), сочетание недоразвития речи с нарушениями письма и чтения + ВЫВОДЫ из всех разделов речевой карты.

Пример заключения: ОНР, I ур. речевого недоразвития, моторно-сенсорная алалия. Полиморфное нарушение звукопроизношения, слабость, спастичность, ограниченность в артикуляционной моторике;

недоразвитие голоса, дыхательной функции, темпа и ритмической стороны речи;

фонематический слух снижен значительно, фонематический анализ и синтез – не сформированы;

 низкий ур. развития памяти, внимания, мыслительных операций; быстрая истощаемость, утомляемость;

пассивный и активный словарь не соответствует возрастной норме; навыки словообразования, словоизменения не сформированы; речь состоит из 2-х, реже 3-х слов усеченной фразы. Значительные трудности в понимании и производстве речи.

Навыки связной речи не сформированы. Значительные трудности в мелкой моторике и общей координации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта дошкольника

Речевая карта дошкольника с ФФНР и ФНР....

Речевая карта дошкольника 4 – 5 лет

1.       Ф. И. ребенка __________________________________________________________________________________     2....

Речевая карта дошкольника

Речевая карта подойдет для обследования детей старшего дошкольного возраста...

Речевая карта дошкольника

Речевая карта дошкольника -  важный документ, содержащий выводы логопеда по итогам диагностического обследования ребенка с нарушениями речи. При личном обследовании логопед подробно фиксируе...

Речевая карта дошкольника (5 лет)

Речевая карта дошкольника составлена на основе методики обследования О. Крупенчук....

Речевая карта дошкольника (6 лет)

Речевая карта составлена на основе методики О.И. Крупенчук...

Речевая карта дошкольника

по методике Кольцова Е. П., Романович О. А для детей 5-7 лет...