Речевая карта дошкольника
учебно-методический материал по логопедии
В презентации представлены материалы по составлению речевой карты и заключения в ходе логопедического обследования ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с нарушениями речи
«Речевая карта ТНР»
Выполнила обучающаяся:
Бунина Дарья Викторовна
Направление подготовки:
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598, для детей с ТНР обязательно логопедическое сопровождение.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Педагог-дефектолог», утвержден Министерством труда и социальной защиты от 13 марта 2023 № 136н
3.1.2. Трудовая функция «Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений». В трудовых действиях прописано:
- Выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи.
- Планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития,
индивидуальных психофизических особенностей.
- Составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса.
Также, согласно распоряжению Минпросвещения России от 06.08.2020 №Р-75:
- Логопедическая диагностика проводится не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, каждое из которых длится не менее 15 календарных дней.
- Возможно проведение внеплановых диагностических мер по запросу педагогических работников в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи.
Речевая карта логопеда — это документ в виде бланка, на который вносятся данные речевого обследования и коррекции.
Значение:
- Выявление причин развития нарушения речи, определение механизмов отклонения развития речи.
- Определение способностей, «ресурсов» у ребенка.
- Планирование направлений коррекционно-развивающей работы.
- Мониторинг динамики развития речи.
- Составление списочного состава, нуждающихся в получении логопедической помощи.
Принципы:
- Комплексное изучение ребенка с речевой патологией. Позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях: анализ первичной документации, П-П обследование детей с ТНР и подробное Логопедическое Обследование.
- Учет возрастных особенностей детей. Подбор и использование в процессе О методов, приемов, форм работы, лексического материала, которые соответствуют возможностям того или иного возраста детей.
- Динамическое изучение детей. Позволяет оценивать не отдельные патологические проявления, а общие тенденции нарушения реч развития и компенсаторные возможности детей.
- Качественный системный анализ результатов. Позволяет выявить характер РН у детей разных групп и, соответственно, определить адекватные направления коррекционной работы.
Существуют различные методические пособия для диагностики речи:
«Альбом по развитию речи» В.С. Володиной;
«Логопедические тесты» Е. Косцовой;
«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой;
«Диагностический комплект логопедического обследования младших школьников» О.И. Азова;
«Картинный материал к речевой карте ребенка» Н.В. Нищевой и др.
Также существуют и многообразие речевых карт разных авторов и направлений:
- «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» Ольги Игорев Крупенчук,
- «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи» Нат.Вал-на Нищева,
- «Логопедические карты для диагностики речевых нарушений» Ел.Дмит. Дмитрова,
- «Речевая карта для обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья» и др.
Выделяют два типа речевых карт:
общая речевая карта (содержит общие данные о развитии ребёнка и краткие сведения о его речевых отклонениях и их динамике),
развернутая речевая карта (содержит детальную информацию обо всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогах его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития).
Бланки речевых карт не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.
Муниципальное методическое объединение логопедов г. Северодвинска разработало свою речевую карту, на основе которой можно рассмотреть структуру речевой карты.
Структура развернутой речевой карты:
- Общие данные, анамнез.
- Состояние неречевых функций (общая и мелкая моторика, внимание, память и т.д.)
- Состояние импрессивной речи (понимание речи)
- Просодическая сторона речи (элементы выразительности и интонации речи)
- Строение артикуляционного аппарата (мимика, моторика)
- Состояние звукопроизношения
- Состояние фонематического восприятия (анализ и синтез)
- Состояние звуко-слоговой структуры слова
- Лексика (объем словарного запаса)
- Состояние грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)
- Состояние связной речи
- Логопедическое заключение
Речевая карта может составляться сразу на два года обучения. Тогда в карте пропечатывается таблица на 1-й и 2-й год обучения, в которую вносятся результаты обследования в конкретный период. Итак, рассмотрим последовательно основные показатели заполнения речевой карты.
- Общие данные, анамнез
Дата обследования, Ф.И.О. ребенка, дата рождения, адрес, из какой ДОО поступил, Ф.И,О. матери и отца, заключение врачей-специалистов (невролог, сурдолог, лор, педиатр и др), диспансерный учет, информация о родах и жизни ребенка до 1 года.
Прежде, чем приступать к О ребенка, у-л необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о развитии ребенка. В первую очередь, информацию можно изучить в мед карте ребенка. Можно также провести предварительную Б-ду с родителями с целью уточнения к-л особенностей протекания беременности, родов, раннего речевого, психического и физического развития.
2. Состояние неречевых функций (общая и мелкая моторика, внимание, память и т.д.)
Осанка, скорость и ловкость выполнения, утомляемость, координация движений, ведущая рука, переключаемость движений, удержание позы, наличие скованности движений, ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве, «разрезные картинки», свойства внимания и памяти.
Возможные задания: «колечки», «кулак-ладонь» (4 года), «кулак-ребро-ладонь», «заяц-коза», шнуровка, расстёгивание-застегивание пуговиц на игрушке (5 лет),
3. Состояние импрессивной речи (понимание речи)
Уровень понимания простых и более сложных инструкций, объем пассивного словаря, понимание лексико-грамматических конструкций, переносного и скрытого смысла.
Возможные задания 5-летнему ребенку: покажи живот и шею мальчика, у девочки, окно и дверь у дома, балкон и трубу, стул, ножки стула, спинку, сиденье, кабину и кузов грузовика, туловище и голову собаки, и другие задания на разные части речи.
4. Просодическая сторона речи (элементы выразительности и интонации речи)
Характеристики дыхания (норма, слабая воздушная струя, вдох с поднятием плеч, короткий и сильный выдох),
голоса (норма, тихий, громкий, высокий, низкий, с хрипами, модулированный (с разными интонациями) или монотонный, назализация голоса (в нос)),
темпа (норма, быстрый, замедленный, запинки, заикания),
ритма (норма, растянутый, скандированный, несовпадение вдоха и логических пауз),
дикции речи (разборчивая, невнятная).
5. Строение артикуляционного аппарата (мимика, моторика)
Особенности строения губ нормальное строение или (хейлоскиз - расщелина верхней губы),
зубов нормальное строение или (редкие, кривые, отсутствуют верхние и т.д.),
прикуса нормальное строение или (прогнатия – верхний зубной ряд выступает вперед, прогения – нижний зубной ряд выступает вперед), открытый, боковой.
твердого неба нормальное строение или (готическое – высокое, куполообразное) и мягкого неба (палатосхиз – расщелина мягкого неба),
языка: нормальное строение или макроглоссия (увеличенный язык) или микроглоссия (неразвитый) дистония (в покое-мышечный тонус языка низкий, в речи – тонус резко нарастает), передний край языка подгибается, возможная девиация языка (смещение влево или вправо), тремор вытянутого языка;
подъязычная связка: короткая (не может выполнить «парус», «грибок»);
особенности мимической мускулатуры: гиперкинезы - непроизвольное сокращение мышц языка, синкенизии - непроизвольные движения, сопутствующие произвольным, гипотония (мышцы лица вялые, повисшие, мягкие),
гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
Возможные задания по мимике: 5-летнего ребенка просят по подражанию закрыть правый-левый глаз, поднять-нахмурить брови, надуть-втянуть щеки, наморщить нос.
6. Состояние звукопроизношения
Во время проведения предварительной беседы, у у-л уже формируется первичное впечатление об особенностях произношения им звуков. Но для полной картины фонетической стороны речи, необходимо предъявить ряд специальных заданий.
Проверяется: - как ребенок произносит звук изолированно; - в составе слогов (прямых ЗА-ЗО, обратных АЗ-ОЗ, со стечением согл ЗДА-ЗДО), в словах, где проверяемый звук находится в разных позициях (ЗАМОК, КОЗА, ОТКАЗ), а затем предложений У ЗОИ ЗАБОЛЕЛИ ЗУБЫ. Отметка и наличие, отсутствии, искажении, смешении или замене на другой звук; степень автоматизации звука.
Например, звук М – мышь, пума, дом. У мамы и Маши малина.
При отборе лексического материала принципы: насыщенность заданным звуком, разнообразие, исключение дефектно произносимых зв, включение одно-, двух-, четырехсложных слов (стекольщик, крановщик), отдельное обследование мягк и тв, зв и глух вариантов фонем (ЗУБЫ-ЗИМА, сом-сеть, нос-гусь)
Методические приемы: повторение слов за у-л, самостоятельное называние лекс-го мат-ла, совместное и сам-ое проговаривание слов и предложений.
7. Состояние фонематического восприятия (анализ и синтез)
- Слова, похожие по звучанию;
- Выделение звука в ряду других звуков, слогах,
- Определение заданного звука в ряду слов;
- Дифференциация звуков (по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и т.д.);
- Выделение первого, последнего звука в слове, выделение гласного звука из середины слова;
- Составление слова из заданных звуков, определения количества звуков в слове
- Придумывание слов с заданным звуком.
Возможные задания 5-летнему ребенку: БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА, ДА-ТА-ДА и т.д. Выделить ударный гласный в словах: АСТРА, АРКА, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, УЛЕЙ, УШИ, ИГЛЫ, ИСКРЫ. По Н.В. Нищевой с 6-ти лет: конечный согласный КОТ, СУП, СОМ и т.д. и начальных согл. МОСТ, БАНКА, ДОМ, НОС и т.д.
8. Состояние звуко-слоговой структуры слова
Воспроизведение двусложных, трехсложных и четырехсложных слов с открытыми, закрытыми слогами или со стечением согласных звуков.
ЛИ-МО-НЫ ТУФ-ЛИ РЮК-ЗАК ТЕ-ЛЕ-ФОН БО-ТИН-КИ СКА-КАЛ-КА КНОП-КИ
ПА-У-ТИ-НА АВ-ТО-БУС ГУ-СЕ-НИ-ЦА
9. Лексика (объем словарного запаса)
Наличие в активном словаре и соответствие возрастной норме существительных, глаголов, прилагательных, обобщений, антонимов (с 6-ти лет у Н.В. Нищевой), форм предметов, цвета и др.
Возможные задания ребеноку 5 л: перечисляет известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель; части тела и некоторых предметов (нос, рот, шею, живот, грудь кукол, рукав, воротник, пуговицу, кабину машины и руль); обобщить то, что перечислял; без опоры на картинки называет глаголы (ест, спит, летает, плавает, едет); называет цвета (красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный, оранжевый, розовый, голубой); называет форму предметов (круг, квадрат, треугольник, овал).
10. Состояние грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)
- Образовывание сущ. с помощью уменьшит.–ласкат. суффиксов (5-летнему: забор-заборчик, носок-носочек, лента-ленточка, окно-окошечко)
- названия детенышей животных (5-летнему: медвежонок, бобренок, барсучонок, щенок, теленок);
- с 6-ти лет у Н.В. Нищевой образование относительных (из дерева деревянный, из кирпича, из меха, из резины) и притяжательных (мамин, лисий. кошкины, медвежья, петушиный) прилагательных;
- также, с 6-ти лет у Н.В. Нищевой образование приставочных глаголов (выходит, переходит); глаголы совершенного вида (построила, покрасил);
- форму мн. ч. сущ. (5-летнему: глаз-глаза, рот-рты, река-реки, ухо-уши, кольцо-кольца);
- форму имен сущ. в косвенных падежах (Р.п., Д.п., В.п., П.п.);
- согласование имен прилагательных с именами сущ. ед.ч. (оранжевый апельсин, голубая чашка, белое блюдце и т.д.);
- употребление простых предлогов (НА дереве, В гараже, У девочки, ЗА забором, ПО дороге);
- умение согласовывать имена числ. с именами сущ. («Сколько?»: два мяча - пять мячей, две розы – пять роз, два окна – пять окон).
11. Состояние связной речи
- Употребление в речи: однословные предложения, фразы, простые или сложносочиненные предложения;
- Ребенку необходимо пересказать текст: прослушивание – ответы на вопросы - прослушивание – план - пересказ ребенком.
- Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок (с 6-ти лет у Н.В. Нищевой): рассмотреть картинки – разложить их по порядку – рассказать, что на каждой – составить рассказ.
Логопедическое заключение
Логопедическое заключение должно отражать педагогический аспект состояния ребёнка с точки зрения имеющихся у него особенностей, а также включать в себя анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития.
В заключении определяется уровень сформированности речи: ОНР I ур., ОНР II ур., ОНР III ур., IV ур. речевого развития, норма + специфика речевого нарушения (алалия, ринолалия, дизартрия, заикания), сочетание недоразвития речи с нарушениями письма и чтения + ВЫВОДЫ из всех разделов речевой карты.
Пример заключения: ОНР, I ур. речевого недоразвития, моторно-сенсорная алалия. Полиморфное нарушение звукопроизношения, слабость, спастичность, ограниченность в артикуляционной моторике;
недоразвитие голоса, дыхательной функции, темпа и ритмической стороны речи;
фонематический слух снижен значительно, фонематический анализ и синтез – не сформированы;
низкий ур. развития памяти, внимания, мыслительных операций; быстрая истощаемость, утомляемость;
пассивный и активный словарь не соответствует возрастной норме; навыки словообразования, словоизменения не сформированы; речь состоит из 2-х, реже 3-х слов усеченной фразы. Значительные трудности в понимании и производстве речи.
Навыки связной речи не сформированы. Значительные трудности в мелкой моторике и общей координации движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта дошкольника 4 – 5 лет
1. Ф. И. ребенка __________________________________________________________________________________ 2....
Речевая карта дошкольника
Речевая карта подойдет для обследования детей старшего дошкольного возраста...

Речевая карта дошкольника
Речевая карта дошкольника - важный документ, содержащий выводы логопеда по итогам диагностического обследования ребенка с нарушениями речи. При личном обследовании логопед подробно фиксируе...

Речевая карта дошкольника (5 лет)
Речевая карта дошкольника составлена на основе методики обследования О. Крупенчук....


