Тема: «Развитие Фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста».
консультация по логопедии (старшая группа)

Гарник Светлана Евгеньевна

Приемы по развитие Фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Подготовила : учитель-логопед Гарник С.Е

МАДОУ № 129. г. Калининград

Мастер-класс с родителями.

 

Тема: «Развитие Фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста».

 Вступление:

Что такое фонематический слух?

         Для того, чтобы ребенок правильно научился произносить звуки, прежде всего, необходимо, чтобы он научился выделять и различать звуки в слове, причем каждый звук в отдельности.

         Для этого надо научить ребенка различать эти звуки, т.е. развивать фонематический слух.

        Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает гул приближающегося самолета от вертолета – то у него все в порядке с физиологическим слухом.

        А вот например, пяти летний ребенок без ошибок раскладывает картинки со звуками С и З в две стопки, или, например девочку зовут Варя, но на вопрос «Как тебя зовут?» отвечает ВАЯ или Валя, и когда взрослый повторяет «Валя?», девочка отвечает: «Нет, меня зовут ВАЛЯ», это значит, что у ребенка сформированный фонематический слух.

        Итак, фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи, другими словами это речевой слух.

         Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучение письму и чтению, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме. 

        Для нас письмо – единый автоматизированный процесс. Для маленького же дошкольника – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Сначала ребенок слово слышит, затем понимает его значение и раскладывает на звуки. Теперь нужно синтезировать из звуков графический образ этого слова и перевести его в моторный акт, то есть написать. Если на одном из этапов произошел сбой, то страдает весь процесс. Корректировать нужно то, что нарушено.

         

 

Основная часть: 

       Учитель-логопед : А теперь предлагаю поиграть.

 Игры и упражнения для развития фонематического слуха

 

  1. Игра «Цепочка слов или Слово в ладошке»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …

 

  1. Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звук Ш : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.

         

  1. Игра «Собери слово»

С, О, К       К, О, Т        М,У, Х, А   Т, У, Ч, А

  1. Игра «Назови лишнее»

Ком-ком-кот-ком

Утенок-утенок-утенок-котенок

Будка-будка-буква-будка

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

  1. Игра «Загадки-добовлялки»

Где весною было пусто,

Летом выросла    (Капуста)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную     (Картошку)

Вот стальная птица,

В небеса стремиться,

А ведет ее пилот

Что за птица ( Самолет)

6. Игра ««Звуки заблудились»

Задача: выяснить в каком слове звук заблудился и исправить её.

Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).

На столе с салатом… миШка (миСка).

В поле землю я… паСу (паШу).

На лугах коров… паШу (паСу).

С другом мы играли в… Чашки (Шашки).

Пили чай из белой… Шашки (Чашки).

Вылезла из норки… Шишка (Мышка).

На неё упала… Мышка (Шишка).

7. Игра «Посади игрушки в вагоны»

Цель : Совершенствование слогового анализа слов

Оборудование: Картинки вагонов, игрушки.

Ход : Дети находят игрушки, определяют количество слогов в слове, рассаживают по вагонам

         

 Итог (логопед)

Развитый фонематический слух позволяет:

·         правильно произносить звуки;

·         четко произносить слова;

·         владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

·         овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

·         успешно освоить письмо и чтение.

             Многие считают, что все выше перечисленное это область работы учителя-логопеда, но какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

         

                                                     Спасибо за внимание!  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»

Краткая аннотация проекта Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.Адресова...