Экспериментирование - как средство развития речи
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Четвергова Наталья Николаевна

опытно - экспериментальная деятельность оказывает огромное влияние на развитие речи детей. В процессе экспериментирования решаются многие задачи развития речи, активизируются мыслительные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 «Буратино» города Белово

Экспериментирование – как средство

развития речи.

Составитель: Четвергова Н.Н.

учитель-логопед

Беловский городской округ 2025

  Познавательно-исследовательская деятельность - это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир через предметы, их свойства и действия с ними, а также через природу и природные явления. Умывает руки - познает свойства воды, обедает - познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени - ранний и дошкольный возраст

 В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. Обогащения словаря дошкольника ведется по таким направлениям как живая и неживая природа, человек, рукотворный мир.

 Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:

 1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи) ;

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей)

 3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

 Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).

Выстраивать цепочку своих действий дошкольникам помогают карты-схемы поэтапного экспериментирования (дети рассказывают, что они будут делать, что им понадобится для проведения опыта).

 Самостоятельные игры в мини-лаборатории позволяют развивать коммуникативные способности детей. После проведенных опытов дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

Благодаря данному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение опытно-экспериментальной деятельности в работе помогает подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

 Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание (собака - домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом), повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных), рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло) и контаминированный (смешанный)вид, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

В формировании связной речи - т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной - особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей.

Процесс обучения речи и развитие логического мышления составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком - то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений ,но и частей высказывания. Эти высказывания связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

Детское экспериментирование оказывает большое влияние и на речевые умения ребенка, такие как:

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.)

3. Формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента).

4. Развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПОИСКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ПРОДУМЫВАТЬ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ СПРОВОЦИРУЮТ ОТВЕЧАТЬ РЕБЕНКА ПОЛНЫМИ, РАЗВЕРНУТЫМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ. НЕ ТОЛЬКО НАБЛЮДАТЬ ЗА ЭКСПЕРИМЕНТОМ, НО И РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТАПАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Рассказы детей могут быть в форме "радиопередачи", "телепередачи", "детского журнала", "телефонного разговора", из личного опыта и т.п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание должно быть использовано с коллективным (прием моделирования), когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т.к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих.

Наличие познавательного интереса, мотивации

 • «Я хочу!» Наличие познавательного интереса, мотивации

 • «Я умею!» Готовность решать ряд практических и познавательных задач, опираясь на имеющиеся знания и умения

• «Я найду!» Готовность к самостоятельному нахождению способов решения практических и познавательных задач, выделению новых связей и отношений

 • «Я себя проверю!» Готовность к контролю за способом выполнения своих действий и их результатом

• «Я умею работать в команде!» Готовность к совместной деятельности

В этом случае речь становится связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем–нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

(Например: песок - это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что - либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительных с глаголами.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

Можно взять образ любого подходящего сказочного героя и обыграть любой эксперимент или сделать серию опытов с этим персонажем.

Например:

Педагог: Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир экспериментов, где все интересно и необычно.

И поможет нам один сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..

-Вы узнали героя?

(Буратино)

Буратино нужен золотой ключик, который находится у Тортиллы, а она живет на другом берегу озера. Он просит у нас помочь ему перебраться на другой берег.

Буратино принес с собой несколько предметов, но как они с их помощью переплыть не знает. Поможем?

Опыт № 1 . Пластилин.

У нас есть пластилин. Положите его в воду. Что с ним произошло? (он тонет).

- А теперь выньте пластилин из воды. Пластилин расплющьте и сделайте из него плоскую с закруглёнными краями лодочку. Спустите лодочку на воду, посадите зайку.

- Что Вы видите? (пластилин плавает на поверхности воды, в него даже можно положить предмет).

Педагог: Какой вывод можно сделать из данного опыта?

Вывод: пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому «лодка» держится на воде. И на этой лодке Буратино сможет переплыть озеро.

Опыт № 2. «Надуватель» для шарика

Педагог: У нас еще есть воздушный шарик, на котором можно перелететь озеро, но как надуть его Буратино, ведь ему мешает нос, все шарики лопаются?

Понадобится: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода, уксус

Насыпаем в шарик две чайные ложки соды.

В пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус (примерно три-четыре столовые ложки; удобнее всего это делать с помощью воронки).

Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.

Шарик начинает постепенно надуваться.

Педагог: Какой вывод можно сделать из данного опыта?

Вывод: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке и выходит из неё, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.

Опыт № 3. Мыльные пузыри

Педагог: У нас есть еще - миска, глицерин, мыло жидкое

Давайте нальем в миску воду, мыло, глицерин и всё хорошо размешиваем.

Получается мыльная вода. Пробуем мыльные пузыри подуть.

А мыльные пузыри могут помочь Буратино? Мы сделаем мост из мыльных пузырей.

Через нос вдохните воздух, а теперь выдыхаем воздух через рот, опускаем конец трубочки в банку с водой и дуем в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Вывод: Мыльные пузыри легко сделать, но обычно они недолговечны, существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Поэтому Буратино нужно как можно быстрее передвигаться через такой мост.

Опыт № 4. Два апельсина

Педагог: Посмотрите, какой у нас апельсин.

Погрузим в миску с водой апельсин и увидим, что с ним произойдет. Как хорошо он умеет плавать. А теперь очистим тот же апельсин и положим его в воду: он тут же опустится на дно. Почему?

Вывод: Потому что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке». Переплыть через озеро Буратино сможет только на неочищенном апельсине.

Опыт № 5. Магнит

Педагог: Позвонила Тортилла, она услышала, что ее разыскивает Буратино. Но вот беда, золотой ключик утонул.

У нас на столе есть различные предметы. Это палочка, ленточка, магнит, камень. Можем ли мы их как то использовать, что бы достать ключик? (выдвигаются предположения).

Педагог: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Мы чудесно поэкспериментировали, показали Буратино множество способов, как перебраться через озеро. Но пора с ним прощаться.

Скажем, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...