Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе «Домашние животные».
план-конспект занятия по логопедии
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детёныши». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа, употребление предложно-падежных конструкций).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного гнозиса и пространственного праксиса, зрительного внимания, мышления. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности и ответственности. Воспитание любви и заботливого отношения к домашним животным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе
Автор: Чермакова Елена Петровна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МАДОУ №17 НМР РТ), учитель-логопед.
Тема занятия: «Домашние животные».
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детёныши». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа, употребление предложно-падежных конструкций).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного гнозиса и пространственного праксиса, зрительного внимания, мышления. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности и ответственности. Воспитание любви и заботливого отношения к домашним животным.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование. Фигурки домашних животных и их детёнышей, сюжетные картинки с изображениями лошадей, зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики, конверты с целыми и разрезными предметными картинками, плоскостные изображения «угощений» домашних животных, игра «Весёлый щенок».
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Кошка», чтение рассказов К.Д. Ушинского «Коровка» и «Конь», индивидуальная работа над артикуляционными упражнениями.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед. Закройте глаза и посчитайте от 1 до 5. Откройте глаза и зажмурьте их. Часто-часто поморгайте. Посмотрите, не двигая головой, вверх, вниз, влево, вправо. (Дети выполняют упражнения)
2. Беседа о домашних животных с использованием фигурок. [Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи.]
Логопед сооружает на столе перед детьми «загон» и ставит в него фигурки домашних животных и их детёнышей.
Логопед. Рассмотрите фигурки животных. Кого вы узнали? Называйте маму и ее детёныша.
Дети показывают фигурки животных и называют их:
-Кошка и котёнок.
-Коза и козлёнок.
-Собака и щенок.
-Лошадь и жеребёнок.
-Корова и телёнок.
-Свинья и поросёнок.
Логопед. Правильно.
Логопед. Эти животные называются домашними, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек заботится о них, строит им жилище, ухаживает за ними, поит их и кормит. Какую пользу приносят человеку домашние животные? Например, корова?
Дети. Она даёт молоко.
Логопед. А коза?
Дети. Она тоже даёт молоко.
Логопед. А ещё шерсть и пух, из которых вяжут тёплые кофточки, шапочки и носочки. А что делает собака?
Дети. Она охраняет своего хозяина и дом.
Логопед достаёт и раскладывает на столе предметные картинки с изображением разных лошадей.
Логопед. Верно. А теперь посмотрите на картинки. Вы видите на них лошадей, которые перевозят грузы: сено, дрова, удобрения. В деревне лошадь — очень нужное животное. На ней пашут землю и перевозят урожай.
Логопед убирает фигурки животных и картинки.
3. Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу для выполнения упражнения «Щёточка» и демонстрирует картинку с изображением детской зубной щётки.
Логопед. Выгорбив спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно двигаем выгорбленный язык слева направо и обратно.
Упражнение повторяется 3—4раза.
Логопед. А теперь выполним ещё одно упражнение — «Мостик качается». Качаем выгорбленной средней частью языка, кончик которого упирается в нижние зубы.
Логопед показывает детям картинку с изображением «горбатого» деревянного мостика.
Логопед. Этот мостик очень старый, он качается, когда по нему ходят. Так будет качаться и «мостик» из языка, который мы сделаем.
Упражнение повторяется 3—4раза.
4. Разрезные картинки «Домашние животные». [Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.]
Логопед приглашает детей сесть за стол, на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками.
Логопед. Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали домашних животных? Назовите их.
Дети по очереди называют домашних животных на картинках.
Логопед. А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.
5. Загадки о домашних животных. [Развитие мышления.]
Логопед. Сейчас я загадаю вам загадки о домашних животных. Будет вставать тот, о чьём животном я загадаю загадку. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это?
1-й ребёнок. Это кошка.
Логопед. Правильно. Садись. А как ты догадался?
1-й ребёнок. У кошки мягкие лапки и острые когти.
Логопед. Слушайте следующую загадку. Нос пятачком, а хвост крючком. Кто это?
2-й ребёнок. Это свинья. У неё нос похож на пятачок, а хвостик — на крючок.
Логопед. Правильно! Садись. Следующая загадка: с хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком. Кто это?
3-й ребёнок. Это собака. Она сторожит дом. У неё хвост колечком.
Логопед. Правильно! Садись. Последняя загадка: стоит гора, спереди - вилы, сзади - метла. Кто это?
4-й ребёнок. Это корова. Она большая, хвост у неё как метла.
Логопед. Молодец, садись. Вы отгадали все загадки. Похлопайте себе!
6. Игра «Угости животных». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]
Логопед помещает на доску плоскостные изображения «угощения» животных.
Логопед. Давайте вспомним, чем питаются домашние животные, и подберём угощения для них. Начинайте свой ответ словами «я угощу...»
1-й ребёнок. Я угощу кошку сметаной.
2-й ребёнок. Я угощу собаку косточкой.
3-й ребёнок. Я угощу лошадь овсом.
4-й ребёнок. Я угощу корову сеном.
Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.
7. Подвижная игра «Кошка». [Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением].
Логопед приглашает детей на ковёр и организует подвижную игру.
Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. | Идут по кругу на носочках крадучись, держа согнутые руки перед грудью. |
Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. | Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков. |
В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. | Вновь идут по кругу крадучись. |
Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. | Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти». |
В. Стоянов
8. Пальчиковая гимнастика «Кто же это?» [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением].
Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику.
Отгадайте, кто же это? Уха два, а рожек нету. Есть короткий толстый хвост, Есть холодный чёрный нос, Есть четыре сильных лапы, Очень сильных, как у папы. И ещё хочу сказать: Очень умные глаза. Я бы угадать бы смог! Кто же это? Мой щенок! Н. Нищева | Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово. Машут рукой. Пожимают плечами. Прижимают руки к сердцу. |
9. Игра «Весёлый щенок». [Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). Развитие диалогической речи.]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения дивана, шкафа, стола и маленького щенка.
Логопед. Кого вы видите?
Дети. Это щенок.
Логопед. Какой он?
Дети. Маленький, белый и пушистый.
Логопед. Что у него есть?
Дети. У него острые ушки и короткий хвостик.
Логопед. Щенок — очень весёлый. Он любит побегать и пошалить. Сейчас он будет проказничать, а вы будете рассказывать, что он делает.
Логопед перемещает щенка по магнитной доске и задаёт вопросы.
Логопед. Что сделал щенок?
Дети. Он прыгнул на диван.
Логопед. А теперь?
Дети. Он спрятался в шкафу.
Логопед. Что он делает сейчас?
Дети. Сидит под столом.
Логопед. А теперь?
Дети. Прячется за диваном.
Логопед. А теперь?
Дети. Сидит перед шкафом.
Логопед. А теперь?
Дети. Запрыгнул на стол.
Логопед. Молодцы! Щенку очень понравилось то, как вы о нём рассказывали (убирает магнитную доску}.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить то, чем занимались и то, что им понравилось. Оценивается работа каждого ребёнка.
Список использованной литературы:
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в средней группе «Домашние животные»
Цель занятия: актуализация знаний детей по теме “Домашние животные”.Задачи:I. Коррекционно-образовательные:- активизировать словарь детей; навыки словообразования, подбора слов-антонимов и употреблени...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: «Домашние животные» (Распространение предложений с использованием схем)
Формирование навыка распространения предложения с опорой на графические схемы....

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе. Тема "Весна"
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе. Тема "Весна"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ТНР по теме "Домашние птицы"
Занятие построено с использованием современных образовательных технологий ( мультимедийная презентация, дыхательная гимнастика, гидрогимнастика, пальчиковая гимнастика, опытная деятельность)....

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию лексико-грамматического строя речи.
Предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию лексико-грамматического строя речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе на тему «Весна»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (Развивать умение подбирать различные прилага...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе на тему: «Первые весенние цветы»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и уточнения словаря по теме «Первые весенние цветы». Совершенствование грамматического строя речи (Развивать умение под...
