самообразование
материал по логопедии (старшая группа)
«Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелым нарушением речи
посредством использования сюжетных картин»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования на 2025- 2026 гг
Учитель-логопед: Омарова Айна Салимхановна
«Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелым нарушением речи
посредством использования сюжетных картин»
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование связной речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей у детей с ТНР.
Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют недостаточный уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.
Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области развития речи благодаря использованию сюжетных картин.
Задачи:
– изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование сюжетных картин»;
– создать условий для работы с детьми в этом направлении;
– внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная), интернет – ресурсы, мастер – классы, курсы.
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение качества коррекционно – развивающей работы;
- Совершенствование развивающей речевой среды:
- Разработка и апробирование дидактических материалов, заданий, текстов.
- Совершенствование связной речи, умение составлять рассказы по серии сюжетных картин.
Планируемые результаты самообразования:
- Разработка дидактических материалов;
- Решение коррекционно-воспитательных (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма); коррекционно-развивающих (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения); коррекционно-образовательных задач;
- Публикация статей в интернет-сообществах на городском уровне
Дата начала работы над темой: сентябрь 2025 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2026 учебный год.
Этапы реализации программы:
I этап подготовительный.
- Изучение литературы по данной теме.
- Диагностика детей с нарушениями речи.
- Подготовка материальной и методической базы.
- Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
- Связанная речь
II этап – основной.
- Разработать картотеку картинок и заданий и апробировать их в программе.
- Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине.
III этап - заключительный.
- Анализ достигнутых результатов.
- Презентация опыта, видео – фотоматериалы.
2025 – 2026 уч.г.
месяцы | педагог | дети | родители |
сентябрь | – Постановка проблемы. – Определение цели и задач над темой. – Подбор и изучение литературы по теме – Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме. | Мониторинг уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. | Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа). Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». |
октябрь | Создание картотеки «Картины для составления рассказов»: – «Кошка с котятами», – «Ежи», – «Купание медвежат», – «Верблюды» и др. Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами». Задачи: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов. | Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»: – внимательно рассматривать картину; – рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов. – Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»; – Игра «Что умеет делать кошка». | Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». Памятка «В игры играем – речь развиваем» |
ноябрь | Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»: – «Как Миша варежку потерял», – «Медвежонок на прогулке». – «Как подружки котёнка спасли», – «Девочка и ёж». Составление с детьми рассказов по картине «Ежи». Задачи: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; – упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему; – воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его. – развивать внимание, память. | Составление рассказов по картине «Ежи»: – внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); – рассуждать над её содержанием; – составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; – внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; – оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
– Игра-разминка «Осень». | Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину» «Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей» |
декабрь | Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Задачи: – формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); – упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие; – развивать память, внимание. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»: – составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); – подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие; – выделять «зимние» слова. – Игра «Послушай и запомни; – Игра «Отгадай задуманное слово». | Папка – передвижка «Составляем рассказы по картинке» Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки» |
январь | Создание презентации «Серии сюжетных картинок для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке». Задачи: – формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. – упражнять в подборе слов близких по значению; – воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; – Развивать внимание память. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»: – составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – подбирать слова близкие по значению; – внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. – Отгадывание кроссворда; | Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». |
февраль | Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали». Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); – формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»: – внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); – выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – слушать друг друга, не перебивая. – Упражнение «Соедини по точкам»; – Игра «Предложения в шкатулке». | Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию». Памятка «Играем вместе с ребёнком» (речевые игры). |
март | Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат». Задачи: – Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; – формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; – упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных; – воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. | Составление рассказов по картине «Купание медвежат»: – внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); – рассуждать над её содержанием; – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; – подбирать слова, близкие по значению; – слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. – Игра «Умное эхо». | Памятка «И снова поиграем!». |
апрель | Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками» Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж». Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; – формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; – побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; -упражнять в подборе слов на заданную тему; – воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; – договариваться и приходить к общему мнению. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»: – отгадывать загадки, аргументируя свой ответ; – внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; – составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; – придумывать окончание рассказа; – подбирать слова на заданную тему; – выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. – Отгадывание загадок; – Игра «Доскажи словечко». | Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха» |
май | Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; – формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. – воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». | Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине: – внимательно рассматривать картину; – рассуждать над её содержанием; – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. – Игра «Опиши предмет». | Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...