Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну звуков» (Знакомство с буквой М и звуком [М]).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лемехова Ольга Владимировна

Технологии: Использование приемов эйдо-мнемо-рациотехники.

 

          Образовательные области: Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

 

          Цели: Учить правильно произносить звук [М], развить фонематическое восприятие, развить звуко-буквенный анализ.

 

          Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить понятие звук, буква, слог, слово, предложение
  2. Закрепить навык соотнесения звука с буквой.
  3. Совершенствовать навык чтения слогов.
  4. Прививать навыки работы в коллективе и индивидуально.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать звуко-буквенный анализ и синтез.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление.
  3. Развивать самоконтроль за речью.
  4. Развивать моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать
  2. Развивать инициативу.
  3. Воспитывать у детей интерес к занятию.

 

Оборудование:

  1. 4 гномика звуковика.
  2. Корзинки 2 штуки (синяя, зеленая)
  3. «Королевство звуков».
  4. 2 дракона (осень, зима).
  5. Коллаж на букву и звук [М].
  6. Карточки со слогами.
  7. Карточки с картинками на данный звук.
  8. Задания на мелкую моторику.
  9. Стихотворение в картинках.
  10.  Карточки со словами

        МАК     КОМ     МАМА

и картинки с их изображениями.

 

 

 

          Ход занятия:

 

Логопед: Ребята давайте с вами вспомним стихотворения, которые мы учили. Помогут нам в этом картинки.

 

Дети: Рассказывают стихотворение.

 

Логопед: О каком времени года говорится в нашем стихотворении?

 

Дети: Отвечают.

 

Логопед: Всю осень с нами прожил дракончик по имени СОН.

 

Осенью пришел дракон

С именем унылым СОН

Грустный, пасмурный, дождливый.

Листья все раскрасил он.

 

Ребята, а почему дракончика зовут СОН?

 

          Дети: У каждого времени года три месяца, столько голов у дракона. Первая голова – сентябрь, вторая – октябрь, третья – ноябрь.

 

          Логопед: Дракончик по имени СОН принес нам с вами много интересного. Мы познакомились осенью с понятиями звук и буква. Что мы называем - звуком, а что – буквой?

 

          Дети: Отвечают.

 

          Логопед: Теперь на смену дракончику  СНУ приходит дракончик ДЯФ (вывешивается дракончик).

 

          Вот второй дракон идет

          Зиму – зимушку несет

          Наступают холода

          Ветер дует, снег идет.

          Красивый праздник Новогодний

          Этот нам дракон несет

          ДЯФ дракончика зовут.

          Скажешь ДЯФ зима уж тут.

Почему его так зовут?

 

          Дети: У зимы три месяца – декабрь, январь, февраль.

 

          Логопед: И с дракончиком ДЯФом мы тоже узнаем много нового.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком [М]. Давайте его произнесем.

 

          Дети: Произносят.

 

          Логопед: Ребята, мы можем его спеть?

 

          Дети: Отвечают.

 

          Логопед: А почему?

 

          Дети: Отвечают.

 

          Логопед: Давайте положим ручку на горлышко и еще раз произнесем – (М).

 

          Дети: Произносят.

 

          Логопед: Что вы заметили?

 

          Дети: Отвечают.

 

          Логопед: Как вы думаете, какой гномик будет дружить с нашим звуком?

 

          Дети: Отвечают (выставляется гном).

 

          Логопед: Ребята, звук [М] может быть не только твердым, но и мягким (выставляется «королевство звуков»).

Давайте посмотрим на королевство наших звуков и увидим, где живет звук [М].

          Видите, он может служить сразу двум братьям – Твердышу и Мякишу. Значит звук [М]  может быть каким?

 

          Дети: Отвечают.

 

          Логопед: Значит, он дружит с двумя гномиками и зеленым и синим (выставляются два гномика).

          А теперь, предлагаю поиграть вам в интересную игру – коллаж.

 

          Дети: 1. Называют все картинки.

          2. Выделяют звук в словах (слоговые полянки).

          3. Смысловые ассоциации.

          4. Составляют предложения.

          5. «Жадина».

          Логопед: Молодцы! Давайте, немного отдохнем.

          Физкультминутка:

Под листочком жук проснулся,

Потянулся, встрепенулся,

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

 

Осенней листвы разговор еле слышен:

«Мы с кленов, мы с липы,

Мы с вязов и с вишен,

С осины, рябины,

Дуба, березы

Везде листопад –

На пороге морозы.»

 

А теперь давайте сядем и посмотрим какие интересные задания нас с вами ждут.

 

Дети: Садятся за столы, идет работа с заданиями:

  1. Раскрасить букву М двумя цветами (синим, зеленым).
  2. Одеть букве рубашку (штриховка).
  3. Провести дорожки от буквы синим или зеленым карандашом к картинкам (в зависимости от того с твердого или мягкого звука начинаются слова).
  4. В ряду букв найти обвести все буквы М.
  5. Найти и обвести правильно написанную букву М.

 

 

Логопед: Молодцы. Вы быстро справились с заданием. А теперь, попробуйте сами определить, где в словах спрятался звук  [М] (раздаются карточки).

 

Дети: Отвечают и прикрепляют карточку к фланелеграфу.

 

Логопед: Мы с вами узнали, что звук [М] может быть и твердым и мягким. Давайте поиграем: Я буду называть слово, а вы будете показывать мне какой в этом слове звук – твердый или мягкий.

 

Дети: Встают в кружок, если звук твердый, показывают кулак, если мягкий, рукой показывают кисточку.

 

Логопед: Молодцы! Давайте попробуем прочитать слоги с нашим звуком [М] (на фланелеграфе слоги).

 

Дети: Читают.

 

     Логопед: Очень хорошо. Мы прочитали с вами слоги с буквой М. А теперь давайте попробуем прочитать слова с буквой М (на фланелеграфе карточки со словами    МАК     КОМ     МАМА).

 

Дети: Читают первое слово   МАК.

 

Логопед: А что такое   МАК?

 

Дети: Отвечают.

 

Логопед: Правильно, смотрите вот он (вывешивается картинка под словом).

Ребята, давайте попробуем выложить схему слова   МАК. Сядьте за столы, вам понадобятся цветные кружочки.

 

Дети: Работают.

 

Логопед: Сколько букв в слове   МАК?

Сколько звуков в слове   МАК?

Какой звук в слове первый?

Каким кружком его обозначим?

(звуко – буквенный анализ слова   МАК)

 

Аналогично со словами   КОМ    МАМА.

 

Логопед: Молодцы. Наше занятие подходит к  концу. Вспомните любое понравившееся вам слово со звуком [М] и попробуйте придумать предложение.

 

Подведение итогов занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну звуков» (Знакомство с буквой М и звуком [М]).

Составила Лемехова О.В., учитель-логопед, высшая кв. категория

(старший возраст).

        Технологии: Использование приемов эйдо-мнемо-рациотехники.

        Образовательные области: Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

        Цели: Учить правильно произносить звук [М], развить фонематическое восприятие, развить звуко-буквенный анализ.

        Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить понятие звук, буква, слог, слово, предложение
  2. Закрепить навык соотнесения звука с буквой.
  3. Совершенствовать навык чтения слогов.
  4. Прививать навыки работы в коллективе и индивидуально.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать звуко-буквенный анализ и синтез.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление.
  3. Развивать самоконтроль за речью.
  4. Развивать моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать
  2. Развивать инициативу.
  3. Воспитывать у детей интерес к занятию.

Оборудование:

  1. 4 гномика звуковика.
  2. Корзинки 2 штуки (синяя, зеленая)
  3. «Королевство звуков».
  4. 2 дракона (осень, зима).
  5. Коллаж на букву и звук [М].
  6. Карточки со слогами.
  7. Карточки с картинками на данный звук.
  8. Задания на мелкую моторику.
  9. Стихотворение в картинках.
  10.  Карточки со словами

        МАК     КОМ     МАМА

и картинки с их изображениями.

        Ход занятия:

Логопед: Ребята давайте с вами вспомним стихотворения, которые мы учили. Помогут нам в этом картинки.

Дети: Рассказывают стихотворение.

Логопед: О каком времени года говорится в нашем стихотворении?

Дети: Отвечают.

Логопед: Всю осень с нами прожил дракончик по имени СОН.

Осенью пришел дракон

С именем унылым СОН

Грустный, пасмурный, дождливый.

Листья все раскрасил он.

Ребята, а почему дракончика зовут СОН?

        Дети: У каждого времени года три месяца, столько голов у дракона. Первая голова – сентябрь, вторая – октябрь, третья – ноябрь.

        Логопед: Дракончик по имени СОН принес нам с вами много интересного. Мы познакомились осенью с понятиями звук и буква. Что мы называем - звуком, а что – буквой?

        Дети: Отвечают.

        Логопед: Теперь на смену дракончику  СНУ приходит дракончик ДЯФ (вывешивается дракончик).

        Вот второй дракон идет

        Зиму – зимушку несет

        Наступают холода

        Ветер дует, снег идет.

        Красивый праздник Новогодний

        Этот нам дракон несет

        ДЯФ дракончика зовут.

        Скажешь ДЯФ зима уж тут.

Почему его так зовут?

        Дети: У зимы три месяца – декабрь, январь, февраль.

        Логопед: И с дракончиком ДЯФом мы тоже узнаем много нового.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком [М]. Давайте его произнесем.

        Дети: Произносят.

        Логопед: Ребята, мы можем его спеть?

        Дети: Отвечают.

        Логопед: А почему?

        Дети: Отвечают.

        Логопед: Давайте положим ручку на горлышко и еще раз произнесем – (М).

        Дети: Произносят.

        Логопед: Что вы заметили?

        Дети: Отвечают.

        Логопед: Как вы думаете, какой гномик будет дружить с нашим звуком?

        Дети: Отвечают (выставляется гном).

        Логопед: Ребята, звук [М] может быть не только твердым, но и мягким (выставляется «королевство звуков»).

Давайте посмотрим на королевство наших звуков и увидим, где живет звук [М].

        Видите, он может служить сразу двум братьям – Твердышу и Мякишу. Значит звук [М]  может быть каким?

        Дети: Отвечают.

        Логопед: Значит, он дружит с двумя гномиками и зеленым и синим (выставляются два гномика).

        А теперь, предлагаю поиграть вам в интересную игру – коллаж.

        Дети: 1. Называют все картинки.

        2. Выделяют звук в словах (слоговые полянки).

        3. Смысловые ассоциации.

        4. Составляют предложения.

        5. «Жадина».

        Логопед: Молодцы! Давайте, немного отдохнем.

        Физкультминутка:

Под листочком жук проснулся,

Потянулся, встрепенулся,

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

Осенней листвы разговор еле слышен:

«Мы с кленов, мы с липы,

Мы с вязов и с вишен,

С осины, рябины,

Дуба, березы

Везде листопад –

На пороге морозы.»

А теперь давайте сядем и посмотрим какие интересные задания нас с вами ждут.

Дети: Садятся за столы, идет работа с заданиями:

  1. Раскрасить букву М двумя цветами (синим, зеленым).
  2. Одеть букве рубашку (штриховка).
  3. Провести дорожки от буквы синим или зеленым карандашом к картинкам (в зависимости от того с твердого или мягкого звука начинаются слова).
  4. В ряду букв найти обвести все буквы М.
  5. Найти и обвести правильно написанную букву М.

Логопед: Молодцы. Вы быстро справились с заданием. А теперь, попробуйте сами определить, где в словах спрятался звук  [М] (раздаются карточки).

Дети: Отвечают и прикрепляют карточку к фланелеграфу.

Логопед: Мы с вами узнали, что звук [М] может быть и твердым и мягким. Давайте поиграем: Я буду называть слово, а вы будете показывать мне какой в этом слове звук – твердый или мягкий.

Дети: Встают в кружок, если звук твердый, показывают кулак, если мягкий, рукой показывают кисточку.

Логопед: Молодцы! Давайте попробуем прочитать слоги с нашим звуком [М] (на фланелеграфе слоги).

Дети: Читают.

        Логопед: Очень хорошо. Мы прочитали с вами слоги с буквой М. А теперь давайте попробуем прочитать слова с буквой М (на фланелеграфе карточки со словами    МАК     КОМ     МАМА).

Дети: Читают первое слово   МАК.

Логопед: А что такое   МАК?

Дети: Отвечают.

Логопед: Правильно, смотрите вот он (вывешивается картинка под словом).

Ребята, давайте попробуем выложить схему слова   МАК. Сядьте за столы, вам понадобятся цветные кружочки.

Дети: Работают.

Логопед: Сколько букв в слове   МАК?

Сколько звуков в слове   МАК?

Какой звук в слове первый?

Каким кружком его обозначим?

(звуко – буквенный анализ слова   МАК)

Аналогично со словами   КОМ    МАМА.

Логопед: Молодцы. Наше занятие подходит к  концу. Вспомните любое понравившееся вам слово со звуком [М] и попробуйте придумать предложение.

Подведение итогов занятия.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну пряностей".

« Путешествие в страну  пряностей »ЦЕЛЬ: продолжать знакомить детейсо странами Азии» Дать первоначальное представление об Индии. Познакомить детей с растительным и животным миром, обычаями....

конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну знаний"

СОВМЕСТНАЯПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМЫ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬН...

конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну знаний"

СОВМЕСТНАЯПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМЫ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬН...

Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну сказок"

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности: «Путешествие в Страну книг».

Дети знакомятся со стихотворением С. Я. Маршака «Книжка про книжку», посетят библиотеку, научатся клеить порванные книги....

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну Математики»

Цель: закрепление полученных знаний детей по формированию элементарных математических представлений....

Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну сказок"

Задачи:• Формировать у детей интерес к сказкам• воспитывать бережное отношение к животным, любовь к близким• развивать речевую активность путём использования малых форм, учить детей вос...