Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью схем и моделей на материалах народного творчества"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Федорова Маргарита Федоровна

При обучении дошкольников правильному употреблению звуков в речи, то есть автоматизации звуков, часто возникают большие трудности. Случается, что у ребенка утрачивается или нет мотивации к занятиям. Но эту проблему частично можно решить, если помнить о том, что дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. Поэтому эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад № 303» Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью схем и моделей на материалах народного творчества Советы курочки Болтушки «Использование мнемотаблиц для разучивания скороговорок » подготовил учитель-логопед Федорова М.Ф .

Слайд 2

Актуальность При обучении дошкольников правильному употреблению звуков в речи, то есть автоматизации звуков, часто возникают большие трудности. Случается , что у ребенка утрачивается или нет мотивации к занятиям. Но эту проблему частично можно решить, если помнить о том, что дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. Поэтому эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемодорожки предложений, чистоговорок , скороговорок, стихотворений и даже небольших рассказов помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. Позволяют ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Это происходит за счет того, что не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет и укладываются в цепочку связных мыслей. Используя в домашних занятиях по автоматизации звуков мнемодорожки , вы сделаете свои занятия более продуктивными и увлекательными.

Слайд 3

Консультация для родителей « Использование мнемотаблиц для разучивания скороговорок» Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью схем и моделей на материалах народного творчества Задачи: Способствовать эффективной автоматизации звуков при коррекции нарушений звукопроизношения Обогатить словарный запас дошкольников Сформировать у детей умения с помощью мнемотаблиц учить скороговорки и чистоговорки ; Повысить уровень компетенций родителей в вопросах речевого развития детей

Слайд 4

Схема работы с чистоговорками и скороговорками выглядит следующим образом : Прослушивание текста четко проговариваемого взрослым. Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица . Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией. Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко. Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая голос и не модулируя. На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить шепотом. Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в полный голос, используя различные виды интонации Глядя на мнемотаблицу , ребенок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Важно, чтобы процесс создания такой таблицы был совместным, с активным участием ребенка. Каждое слово заменяется простым изображением. Для этого совсем не обязательно уметь хорошо рисовать. Лучше, если образы будут предложены в ходе обсуждения самим ребенком и зарисованы тоже им .

Слайд 5

«Использование мнемотаблиц для разучивания скороговорок» Например, составим таблицу для чистоговорки «У Пашки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках ромашки, на ромашке — букашка.» Запомнить такую фразу сходу ребенку нелегко. Как ее схематично Изобразить? В самом начале говорится о Пашке — значит, изображаем человечка. У Пашки есть рубашка, значит в следующем окошке таблицы будет нарисована именно она.

Слайд 6

Следующая строчка таблицы — вторая часть скороговорки. В первом окошке — рубашка, во втором рисуем карманы («на рубашке кармашки»). Третья строка — «на кармашках ромашки». Соответственно, в одном окне изображаем карманы, в другом рисуем цветы. Четвертая строка — изображение ромашки и небольшого жучка (букашки ). Дети довольно быстро схватывают принцип составления мнемотаблиц . При объяснении взрослый сначала помогает им, ориентируя на основные признаки предмета или понятия и задавая наводящие вопросы.

Слайд 7

Активно используя мнемотехнику, ребенок сможет развить речь, научиться строить рассказ, учить стихи и песенки. Не игнорируйте такой способ развития памяти и мышления! Кроме того, он сможет оказать детям большую помощь при обучении в школе. Желаем успехов!

Слайд 8

«Использование мнемотаблиц для разучивания скороговорок»

Слайд 9

«Использование мнемотаблиц для разучивания скороговорок»

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: «Праздник русской березки» с использованием элементов музыкального народного творчества

Цель. Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с  березой, как символом Росс...

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая д...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью Сторителлинга

Материл будет полезен для воспитателей для ознакомления с этим  способом передачи информации....

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью техники оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....