Применение инновационного умного зеркала «ArtikMe» в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
консультация по логопедии

 Татьяна Бельтюкова М
«Умное зеркало» используя в ДОУ для логопидических занятий, превращая ихи в игру. 

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_innovatsionnogo_umnogo_zerkala.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Применение инновационного умного зеркала «ArtikMe» в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Современные реалии требуют от логопеда дошкольного учреждения решения целого комплекса задач, направленных не только на коррекцию и профилактику различных нарушений речи, но и на создание условий для развития способностей каждого ребенка и формирование личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Поэтому очень важно организовать учебный процесс так, чтобы ребенок активно, с увлечением и энтузиазмом посещал коррекционные занятия. Ведь, не секрет, что коррекционная работа, зачастую, представляет собой однообразные, монотонные и долгие тренировки. А такая активность требует напряженного внимания и значительных усилий. Логопеды находятся в постоянном поиске наиболее эффективных приемов. Одним из таких приемов является применение современных компьютерных технологий, а именно – нового инструмента в логопедии от компании «Инновации детям» - оборудование «Умное зеркало Artik me», которое совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала. Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превращаются в увлекательную игру – ребенок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало, путем распознавания качества выполнения упражнения, дает обратную связь, а в полуавтоматическом режиме – логопед сам определяет качество выполнения упражнения и нажатием на клавишу определяет обратную связь от игрового персонажа в Умном зеркале.

«Умное зеркало» Artik Me — это новый инструмент в логопедии и педагогике от компании «Инновации детям». Оборудование предназначено для детей от 4 до 10 лет, представляет собой монитор с видеокамерой, колонками, микрофоном. «Умное зеркало» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала.

Как же это инновационное оборудование помогает в нашей работе с детьми?

Ребёнок видит одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Они сопровождают ребёнка по зеркальному миру, дают задания и помогают их выполнять.

«Умное зеркало» включает в себя несколько блоков:

  1. Артикуляционная гимнастика – упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата.
    В зеркале появляется сказочный персонаж ( это мальчик Артик или девочка Мими) который показывает, как правильно выполнять артикуляционные упражнения. Выполнение упражнения сопровождается стихотворным текстом, звучащим из динамика. Учитель-логопед следит за правильностью выполнения и контролирует скорость.
  2. Дыхательная гимнастика - упражнения для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном делают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным. Учитель-логопед контролирует силу и длительность выдоха, регулируя настройки. На начальном этапе нужно выбирать минимальные настройки, постепенно увеличивая нагрузку. Очень важно, что мы можем проследить, насколько увеличивается сила и длительность выдоха.
  3. Интересно и занимательно выполнять с умным зеркалом пальчиковую гимнастику -упражнения на развитие мелкой моторики, на чувство ритма и воображения. Зеркало распознаёт жесты, и, если упражнение выполнено правильно, появляется картинка - изображение. Задания для выполнения двумя руками развивают межполушарное взаимодействие.
  4. Следующий блок -это звукопроизношение. Чтобы поставленный звук закрепился в речи нужно многократное повторение. С «ArtikMe» этот процесс наполняется смыслом- ребёнок повторяет звук, чтобы пройти игру до конца и помочь персонажам. Оценивает произношение не только логопед, но и нейросеть. Если звук произносится неправильно, то персонаж на экране не будет двигаться. После того как изолированное произношение отработано, нам нужно его автоматизировать.

Автоматизация звуков – представлена различными играми и упражнениями, мотивирующими многократно повторять слова с закрепляемым звуком. Игры: «Один-много», «Назови ласково», «Запомни и назови», «Назови слово к которому приблизится звезда (шарик, мячик), «Сделай фигурки одинаковыми» и многие другие.

Также разнообразно представлена и дифференциация звуков - это следующий этап работы.

Особое внимание уделено развитию фонематического восприятия,

формированию умения выполнять слоговой и звуковой анализ слов.

В процессе выполнения упражнений дети получают весёлых и задорных светлячков, которые накапливаются в волшебном сосуде. В конце занятия можно поиграть со светлячками и выполнить с их помощью звуковой анализ задуманного слова.

Для работы над лексико- грамматическим строем речи мы используем хорошо всем знакомые игры, только в новом формате «Назови чей», «Мой, моя, моё», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка» и др. Эти игры можно использовать не только в предложенных вариантах, но и создавать свои. В этом нам помогает конструктор занятий.

Он даёт возможность создания авторских игр и заданий и включает в себя подбор картинок, звуков иллюстраций и анимаций.

Это дает возможность педагогу создавать индивидуальный маршрут ребёнка. Такие привычные задания как сортировка, классификация, четвёртый лишний и другие мы самостоятельно наполняем содержанием, важным для занятий с определенным ребёнком. Так обеспечивается простое и гармоничное встраивание опыта педагога в индивидуальную программу занятий с умным зеркалом, когда мы стремимся работать в зоне ближайшего развития конкретного ребёнка, включая новые подходящие упражнения в программу занятий.

Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми, требуется соблюдение методических рекомендаций.

Зеркало используется в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций; Применяемые информационно-дидактические пособия соответствуют психическим и психофизическим возможностям ребенка.

Организация и способ проведения занятия с применением «Умного зеркала «ArtikMe» соответствует технологии проведения традиционных занятий. Занятие содержит в себе несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом. При составлении занятий, мы учитываем имеющиеся знания, приобретенные на традиционных занятиях в процессе выполнения адаптированной образовательной программы.

Мы проводим занятия с Умным зеркалом второй год и за это время отметили ряд преимуществ его использования:

  1. Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превратились в увлекательную игру. Повысилась мотивация к занятиям.
    Улучшился самоконтроль: ребёнок видит себя и процесс выполнения задания, на этом же пространстве видит слово, его написание, подсказки для произношения звуков, а также необходимый иллюстративный и другой дидактический материал.
    Следует отметить, что дети посещающие логопедические занятия, второй год уже самостоятельно пользуются мышкой, выбирают правильные варианты и даже читают задания.
  2. Распознавание и проявление эмоций. У детей появилась возможность соотнести свои эмоции с их выражением. Что особенно важно для ребят с нарушением эмоциональной сферы. Кроме того, функция дополненной реальности позволяет ребёнку перевоплощаться в игре, примерять различные маски. Вместе с детьми мы учимся понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, рефлексировать.
  3. Значительно повысилась динамика речевого развития по всем направлениям работы.

Подводя итог, можно отметить, что в наши дни коррекционно-образовательный процесс уже не представляется без информационно-компьютерных технологий. Современные дети проявляют огромный интерес к данным технологиям и возможность взаимодействия с ними на коррекционно-развивающих занятиях, что служит дополнительным стимулом для выполнения установленных педагогом задач. Компьютерные технологии создают высокую мотивацию детей, и поддерживают их восприятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Использование массажёров су-джок в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики создаёт максимально-комфортные условия для последую...

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".

Коррекционно-развивающая работа  с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  с применением здоровьесберегающих технологий....

Применение ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

   Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.  Постепенно использование электронных средств обучения (ЭСО) входит и в систему дошкольного образован...

"Умное зеркало ArtikMe" в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

В статье описано содержание работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР с использованием интерактивного комплекса "Умное зеркало ArtikMe"....