Конспект логопедического занятия с использованием авторской игры: «кубики Чаплыгина»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект
логопедического занятия с использованием авторской игры: «кубики Чаплыгина»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Орленок» города Искитима Новосибирской области
Конспект
логопедического занятия с использованием авторской игры: «кубики Чаплыгина»
Выполнил:
учитель-логопед,
Владыко Ольга Анатольевна
Искитим 2025
Конспект занятия по автоматизации звука [ш]
Цель:
Автоматизация звука [ш] в середине слова.
Задачи:
- Закрепление правильной артикуляции и произношения звука [ш].
- Формирование умения правильно произносить звук [ш] в середине слова.
- Развитие способности самостоятельно находить и обозначать позицию звука в слове.
- Совершенствование навыка падежного изменения существительных.
Оборудование:
- Пособие «Логопедическая подушка».
- Презентация с изображением картинок.
- Пособие «Динамические кубики Чаплыгина».
- Листочки в крупную клеточку.
- Простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня у нас особенное занятие. Я принесла вам вот такую необычную подушку. Поднимите руки, кто сможет угадать, какой именно звук спрятался внутри неё?
Дети рассматривают изображение подушки и отвечают.
Логопед: Правильно, ребята, сегодня мы научимся красиво произносить звук [ш]!
2. Артикуляционная разминка
Чтобы наша речь была красивой и чёткой, сначала выполним небольшую разминку для нашего язычка!
Зарядка для языка:
- «Заборчик»:широко улыбнуться, показать зубы.
- «Чашечка»: поднять края языка вверх, формируя чашечку.
- «Конфетка»: положить широкий язык на нижнюю губу, будто лизнешь конфету.
- «Лошадка»: цокнуть языком, имитируя бег лошади.
3. Речевое упражнение «Мышка и кошка»
Давайте представим ситуацию: мышка пытается убежать от кошечки, а та её ловит. Вообразим, как звучит их игра:
Мышка убегает от кошки и шуршит: Ш-ш-ш-ш.
Кошка приближается и шуршит: Ша-ша-ша.
Мышка вновь прячется и шуршит: Шу-шу-шу.
Кошка снова настигает и шуршит: Ши-ши-ши.
Это упражнение помогает закрепить правильное звучание звука [ш], развивает слуховую память и подражательные навыки детей.
4. Определение наличия и места звука [ш]
Теперь внимательно рассмотрим подушку и повторим задание ещё раз:
Посмотрите на рисунок и скажите:
- Что нарисовано в правом верхнем углу? (Мышка)
- Где находится этот предмет относительно всей картинки? Есть ли здесь звук [ш]? Определите его положение.
Правильно, звук [ш] находится в конце слова («мышь»). Запомним это правило.
Продолжаем:
- Назовите объект в правом нижнем углу. (Вишня)
- Какая позиция у звука [ш]: начало, середина или конец?
Верно, звук [ш] расположен в середине слова («ви́шня»).
И последний элемент:
- Кто сидит слева внизу? (Кошка)
- Определяемся с позицией звука [ш].
Да, верно, звук [ш] отсутствует в данном слове («кошка»).
Используя презентацию с дополнительными картинками, предложите детям назвать предметы и определить позицию звука [ш]:
- Машина: звук [ш] отсутствует.
- Камыш: звук [ш] находится в середине слова.
- Шарик: звук [ш] в конце слова.
Затем вместе с детьми заполните схемы при помощи пособия «Кубики Чаплыгина», демонстрируя правильное расположение звукового элемента в каждом слове.
5. Игра «Я начну, а ты закончи»
При помощи кубиков предлагается изменять окончания слов согласно заданному образцу предложений:
Исходное предложение Правильное завершение
Мише очень нравится... Маша
Он часто вспоминает о... Маше
Скучает, когда рядом нет... Маши
Радуется, когда видит... Машу
Каждое новое изменение ребенок показывает движением рук или записью изменений на листочке с крупными клеточками простым карандашом.
6. Итог занятия
Подведём итог нашей работы:
- Какой звук мы учились красиво произносить? ([ш])
- Вспомните, какие слова использовали в упражнениях? (машина, камыш, шарик, ви́шня).
- Как правильно определяли местоположение звука [ш]?
Предложите каждому ребёнку прописать изученные слова с правильным выделением буквы «Ш» простым карандашом в крупной клеточке.
Таким образом, данное занятие направлено на закрепление правильного произношения звука [ш], развитие фонематического слуха и грамматической компетенции дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Конспект ООД. "Такие разные зонтики". Рисование в подготовительной группе (с элементами письма) с использованием авторской игры "Типография"
Автор: воспитатель Крапп Марина Владимировна, МБДОУ "Детский сад №119"Цель занятия:Развивитие декоративного творчества детей, умения рисовать узоры на круге....

Конспект логопедического занятия с использованием авторской игры: «динамические кубики Чаплыгина»
Конспект логопедического занятия с использованием авторской игры: «динамические кубики Чаплыгина»...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе с использованием авторской игры: «Кормушки для снегирей», из палочек Кюизенера, в рамках конкурса «От призвания к признанию»
Обобщение и закрепление у детей представлений о зимующих и перелётных птицах в совместной деятельности, с использованием математических знаний в игровой ситуации....
Методическая разработка “Использование авторской игры В.Воскобовича “Кораблик Плюх-Плюх” в работе с детьми раннего возраста”
Методическая разработка“Использование авторской игры В.Воскобовича “Кораблик Плюх-Плюх”в работе с детьми раннего возраста”Первые игры В. Воскобовича появились еще в начале 90х ...

Методические рекомендации к использованию авторской игры "Авиадиспетчеры"
Игра разработана с целью сенсорного развития....

