Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке осенью"
консультация по логопедии (старшая группа)

В материале даётся описание игр и упражнений, которые можно использовать во время прогулок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дидактические игры и упражнения

с детьми старшего дошкольного возраста

на прогулке осенью»

       Дети очень любят узнавать что-то новое, демонстрировать свои знания в познании окружающего мира. Лучше всего у них это получается в процессе игры. Играть можно не только в помещении, но и на улице: на прогулке в парке, по дороге в детский сад, на детской площадке.

       Целью дидактических игр и упражнений на прогулке с ребёнком в осенние дни является закрепление и повторение полученных знаний о живой и неживой природе, развитие речевой и познавательной активности детей, лексико-грамматических категорий речи. Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения для дошкольников по лексическим темам.

«Осенние цветы»

Дидактическая игра: «Какой цветок?» — описать предложенный цветок. Развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

Упражнение: У этого цветка четыре лепестка, а сколько лепестков у двух таких цветков? Цель — закрепить навыки счета.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

 «Составь цветок» — составление цветка на песке из разноцветных пробочек. (В процессе игры можно проговаривать цвет лепестков и т.д.)  

«Выложи узор» — выложить узор из сухих травинок.

   Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле.

«Явления природы»

Дидактическая игра:

«Ласковые слова» — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (солнышко, тучка, облачко…).

«Наоборот» Цель:  научить подбирать антонимы к словам.— Подобрать противоположные по значению слова к заданным (жарко – холодно…) 

«Какое небо?» Цель: научить подбирать относительные прилагательные.— Дети рассматривают небо,  описывают его.

 «Какой ветер?» Цель: научить подбирать относительные прилагательные.— Дети рассуждают о ветре, описывают eгo. (День ветреный, погода ветреная…)

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Выложи сам» — выкладывание круга из осенних листиков; из камней выложить солнышко.

«Поймай, не урони» - бросить мяч вверх к солнышку и поймать.

«Выложи узор» — выложить узор из сухих травинок.

   Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле.

 «Нарисуй палочкой» — нарисовать палочкой на песке облака и тучи.

«Деревья осенью»

 Дидактические игры:

 «Найди дерево» Цель: закрепить названия деревьев. — Взрослый показывает дерево, имеющееся на участке, дети находят его.

 «Сравни» Цель: найти и назвать веточки разной длины и толщины. — Дети сравнивают веточки разных деревьев.

«Найди самый красивый листок» Цель: закрепить названия цвета, научить составлять сложносочиненные предложения. — Дети выбирают из предложенных наиболее понравившийся.  

«Узнай дерево по листочку» Цель:  закрепить названия деревьев.— Детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево.

Упражнение: «Сдуй листок» Цель: развивать речевое дыхание.— Ребёнок кладёт листик на ладонь так, чтобы он находился на уровне губ. По команде педагога дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  «Угадай» — угадать на ощупь, что положили в ладошки (камешек, шишку, травинку или палочку).

«Составь узор» — составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

«Своими руками» - скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.

«Дары осени»

Дидактическая игра: «Назови одним словом» Цель: закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».— Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

«Наоборот» Цель:  научить подбирать антонимы к словам.— Подобрать противоположные по значению слова к заданным. Например,  большой – маленький, сладкий – солёный.

Упражнения: «Урожай». Цель: развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».

В огород пойдем,                                   Идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем                             «Таскают»

И картошки накопаем.                                «Копают»

Срежем мы кочан капусты,                        «Режут»

Круглый, сочный, очень вкусный.     Показывают круг руками 3 раза.

            Щавеля нарвем немножко                      «Рвут».

И вернемся по дорожке.                   Идут по кругу, взявшись за руки.

                                                Н. Нищева

   «Овощи». Цель: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Как-то вечером на грядке             Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Репа, свекла, редька, лук                 В центре круга водящий с завязанными глазами.

Поиграть решили в прятки,  

Но сначала встали в круг.              

Рассчитались четко тут же:              Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разбегаются, приседают, водящий «ищет» их.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

                                                    В. Волина

 «Домашние животные»

Дидактическая игра:  «Назови собачку (кошку)»  Цель:  активизировать в речи клички животных. – Подобрать кличку для животного.

Упражнение:  «Как кричат?» Цель: научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные звуки. – Взрослый бросает мяч ребенку и называет домашнее животное, ребенок, поймавший мяч, произносит соответствующее звукоподражание.

«Птицы»

Дидактическая игра:  «Назови одним словом» Цель:  закрепить обобщающие слова.— Дети подбирают обобщающие слова к предложенным группам слов. (Сорока, дятел… - птицы)

Упражнение:  «Кто как поет?» Цель: закрепить звуко-произношение голосов птиц.— Дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц. (Ворона – кар-кар, воробей - чик-чирик и т.д.)

«Транспорт»

Дидактическая игра:  «Угадай по описанию».  Цель:  научить детей составлять описательный рассказ.— По плану, предложенному взрослым, ребенок составляет описание транспорта, не называя его! Остальные дети должны назвать по описанию транспорт.

Упражнение: «Как гудит машина?» Цель: закрепить произношение согласных звуков. Отработка силы, громкости голоса.— По заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произнося отработанные ранее согласные звуки.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

   «Нарисуй» — нарисовать колесо (машину) на песке палочкой или на асфальте мелом.

   «Выложи из камней» — выложить из камней машинку (мотоцикл, велосипед и т.д.).

«Первый снег»

Дидактическая игра:

«Доскажи фразу» Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.— Ребенку предлагается закончить фразу, ответив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Например, снег – мокрый, холодный…, ветер – колючий, осенний…

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  «Выложи сам» — выложить снежинку из палочек на столике или на земле.

«Вода в природе»

Дидактическая игра:  «Придумай предложение»  Цель: научить составлять предложения с заданным словом.— Дети составляют предложения со словом «дождь».

Упражнение: «Как шумит вода?». Цель:  закрепить произношение звуков [с], [ш].

 Взрослый предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, — звук [щ].

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

   «Графический диктант» — нарисовать, как идет дождь из тучки.

   Рисование на мокром песке.

«Профессии»

«Что делает?» Цель: научить подбирать глаголы к существительному, н-р, «дворник» (подметает, убирает, сгребает, выносит…).— Описать работу дворника.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

 «Сделай сам» — сделать из сухой травы веник.

   Собрать мелкие камешки в корзину.

      Игры и упражнения могут быть самыми разными. Главное, чтобы они нравились детям и вызывали у них интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование статико – динамических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности.

Инновацинная работа по физической культуре на занятии с использованием статико-динамических упражнений....

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Весенняя прогулка"

Конспект подгруппового занятия с детьми с целью обучения дифференциации звуков "Ш" и "Ж" в словах...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Прогулка в зоопарк »

Образовательные – Продолжать формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства – мимику, пантомимику, речевую мимику. Закреплять ум...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.

Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.Программное содержание:- развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об о...

Консультация: "Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста"

Развитие современного общества носит динамический характер, поэтому ключевой задачей образовательного процесса является передача детям знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешн...