Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке осенью"
консультация по логопедии (старшая группа)
В материале даётся описание игр и упражнений, которые можно использовать во время прогулок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Дидактические игры и упражнения
с детьми старшего дошкольного возраста
на прогулке осенью»
Дети очень любят узнавать что-то новое, демонстрировать свои знания в познании окружающего мира. Лучше всего у них это получается в процессе игры. Играть можно не только в помещении, но и на улице: на прогулке в парке, по дороге в детский сад, на детской площадке.
Целью дидактических игр и упражнений на прогулке с ребёнком в осенние дни является закрепление и повторение полученных знаний о живой и неживой природе, развитие речевой и познавательной активности детей, лексико-грамматических категорий речи. Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения для дошкольников по лексическим темам.
«Осенние цветы»
Дидактическая игра: «Какой цветок?» — описать предложенный цветок. Развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.
Упражнение: У этого цветка четыре лепестка, а сколько лепестков у двух таких цветков? Цель — закрепить навыки счета.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Составь цветок» — составление цветка на песке из разноцветных пробочек. (В процессе игры можно проговаривать цвет лепестков и т.д.)
«Выложи узор» — выложить узор из сухих травинок.
Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле.
«Явления природы»
Дидактическая игра:
«Ласковые слова» — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (солнышко, тучка, облачко…).
«Наоборот» Цель: научить подбирать антонимы к словам.— Подобрать противоположные по значению слова к заданным (жарко – холодно…)
«Какое небо?» Цель: научить подбирать относительные прилагательные.— Дети рассматривают небо, описывают его.
«Какой ветер?» Цель: научить подбирать относительные прилагательные.— Дети рассуждают о ветре, описывают eгo. (День ветреный, погода ветреная…)
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Выложи сам» — выкладывание круга из осенних листиков; из камней выложить солнышко.
«Поймай, не урони» - бросить мяч вверх к солнышку и поймать.
«Выложи узор» — выложить узор из сухих травинок.
Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле.
«Нарисуй палочкой» — нарисовать палочкой на песке облака и тучи.
«Деревья осенью»
Дидактические игры:
«Найди дерево» Цель: закрепить названия деревьев. — Взрослый показывает дерево, имеющееся на участке, дети находят его.
«Сравни» Цель: найти и назвать веточки разной длины и толщины. — Дети сравнивают веточки разных деревьев.
«Найди самый красивый листок» Цель: закрепить названия цвета, научить составлять сложносочиненные предложения. — Дети выбирают из предложенных наиболее понравившийся.
«Узнай дерево по листочку» Цель: закрепить названия деревьев.— Детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево.
Упражнение: «Сдуй листок» Цель: развивать речевое дыхание.— Ребёнок кладёт листик на ладонь так, чтобы он находился на уровне губ. По команде педагога дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Угадай» — угадать на ощупь, что положили в ладошки (камешек, шишку, травинку или палочку).
«Составь узор» — составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
«Своими руками» - скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
«Дары осени»
Дидактическая игра: «Назови одним словом» Цель: закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».— Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.
«Наоборот» Цель: научить подбирать антонимы к словам.— Подобрать противоположные по значению слова к заданным. Например, большой – маленький, сладкий – солёный.
Упражнения: «Урожай». Цель: развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».
В огород пойдем, Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Режут»
Круглый, сочный, очень вкусный. Показывают круг руками — 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Н. Нищева
«Овощи». Цель: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Репа, свекла, редька, лук В центре круга — водящий с завязанными глазами.
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Разбегаются, приседают, водящий «ищет» их.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
В. Волина
«Домашние животные»
Дидактическая игра: «Назови собачку (кошку)» Цель: активизировать в речи клички животных. – Подобрать кличку для животного.
Упражнение: «Как кричат?» Цель: научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные звуки. – Взрослый бросает мяч ребенку и называет домашнее животное, ребенок, поймавший мяч, произносит соответствующее звукоподражание.
«Птицы»
Дидактическая игра: «Назови одним словом» Цель: закрепить обобщающие слова.— Дети подбирают обобщающие слова к предложенным группам слов. (Сорока, дятел… - птицы)
Упражнение: «Кто как поет?» Цель: закрепить звуко-произношение голосов птиц.— Дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц. (Ворона – кар-кар, воробей - чик-чирик и т.д.)
«Транспорт»
Дидактическая игра: «Угадай по описанию». Цель: научить детей составлять описательный рассказ.— По плану, предложенному взрослым, ребенок составляет описание транспорта, не называя его! Остальные дети должны назвать по описанию транспорт.
Упражнение: «Как гудит машина?» Цель: закрепить произношение согласных звуков. Отработка силы, громкости голоса.— По заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произнося отработанные ранее согласные звуки.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Нарисуй» — нарисовать колесо (машину) на песке палочкой или на асфальте мелом.
«Выложи из камней» — выложить из камней машинку (мотоцикл, велосипед и т.д.).
«Первый снег»
Дидактическая игра:
«Доскажи фразу» Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.— Ребенку предлагается закончить фразу, ответив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Например, снег – мокрый, холодный…, ветер – колючий, осенний…
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Выложи сам» — выложить снежинку из палочек на столике или на земле.
«Вода в природе»
Дидактическая игра: «Придумай предложение» Цель: научить составлять предложения с заданным словом.— Дети составляют предложения со словом «дождь».
Упражнение: «Как шумит вода?». Цель: закрепить произношение звуков [с], [ш].
Взрослый предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, — звук [щ].
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Графический диктант» — нарисовать, как идет дождь из тучки.
Рисование на мокром песке.
«Профессии»
«Что делает?» Цель: научить подбирать глаголы к существительному, н-р, «дворник» (подметает, убирает, сгребает, выносит…).— Описать работу дворника.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Сделай сам» — сделать из сухой травы веник.
Собрать мелкие камешки в корзину.
Игры и упражнения могут быть самыми разными. Главное, чтобы они нравились детям и вызывали у них интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование статико – динамических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности.
Инновацинная работа по физической культуре на занятии с использованием статико-динамических упражнений....

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Весенняя прогулка"
Конспект подгруппового занятия с детьми с целью обучения дифференциации звуков "Ш" и "Ж" в словах...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Прогулка в зоопарк »
Образовательные – Продолжать формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства – мимику, пантомимику, речевую мимику. Закреплять ум...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста
Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.
Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.Программное содержание:- развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об о...
Консультация: "Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста"
Развитие современного общества носит динамический характер, поэтому ключевой задачей образовательного процесса является передача детям знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешн...




