Формирование психических, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)
Дети с нарушениями речи (ТНР) сталкиваются с особыми трудностями в процессе освоения окружающего мира. Нарушения речевого аппарата существенно влияют на развитие ребенка в целом, включая когнитивные способности, эмоционально-личностную сферу и социальные навыки. Рассмотрим подробнее особенности формирования психических, сенсомоторных и коммуникативных аспектов у детей с диагнозом ТНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование психических, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей с ТНР
Дети с нарушениями речи (ТНР) сталкиваются с особыми трудностями в процессе освоения окружающего мира. Нарушения речевого аппарата существенно влияют на развитие ребенка в целом, включая когнитивные способности, эмоционально-личностную сферу и социальные навыки. Рассмотрим подробнее особенности формирования психических, сенсомоторных и коммуникативных аспектов у детей с диагнозом ТНР.
Психическое развитие
Психологическое состояние ребенка тесно связано с развитием речи. Недостаточное владение речью ограничивает способность усваивать новую информацию, анализировать ситуации и выражать собственные мысли. Дети с ТНР часто испытывают трудности в понимании абстрактных понятий, что затрудняет формирование высших психических функций (ВПФ).
Основные направления психологической помощи детям с ТНР включают:
- Развитие внимания и памяти путем специальных упражнений и занятий.
- Стимуляцию мыслительных процессов посредством игровых методик и познавательных заданий.
- Работа над самооценкой и уверенностью в себе, помогающая ребенку адаптироваться в обществе.
Таким образом, психологическая поддержка должна быть комплексной и учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.
Сенсомоторное развитие
Сенсорно-двигательная сфера играет важную роль в общем развитии ребенка. Проблемы с речью нередко сопровождаются нарушением координации движений, мелкой моторики рук и общей двигательной активности. Поэтому важно уделять внимание развитию сенсорно-моторных способностей.
Эффективные методы воздействия на сенсомоторику:
- Игры с мелкими предметами для улучшения ловкости пальцев.
- Занятия спортом и танцами для укрепления мышц тела и координации движений.
- Специальные упражнения для артикуляции и дыхания, способствующие улучшению произношения звуков.
Эти мероприятия способствуют нормализации речевых нарушений и помогают детям быстрее освоить речь.
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникационные навыки являются ключевым элементом социализации ребенка. Трудности в формировании устной речи негативно сказываются на взаимодействии с окружающими людьми, вызывают замкнутость и социальную изоляцию. Однако своевременная помощь позволяет минимизировать негативные последствия и создать благоприятные условия для полноценного социального развития.
Способы коррекции социальных трудностей:
- Организация совместных игр и мероприятий, направленных на улучшение межличностных взаимоотношений.
- Использование современных технологий (компьютерные программы, мобильные приложения) для облегчения общения.
- Индивидуальная работа с педагогом-дефектологом и логопедом, позволяющая выявить причины проблем и подобрать эффективные стратегии коррекционной работы.
Таким образом, комплексное воздействие на разные сферы жизнедеятельности ребенка с ТНР способствует успешному формированию основных компонентов его развития.
Заключение
Развитие психических, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей с ТНР требует особого подхода и профессиональной поддержки. Своевременная диагностика и комплексная коррекционная работа позволяют значительно повысить качество жизни ребенка, устранить препятствия на пути к полноценному освоению окружающей среды и адаптации в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет
Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие
общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представление опыта работы....
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...
Тимбилдинг как средство формирования социально-коммуникативной культуры в группе детей с ТНР.
Наш мастер-класс мы хотим начать со слов доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой, которая считает, что главная потребность для старших дошкольников – потребность в сотрудничестве, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательной (формирование элементарных математических представлений), социально-коммуникативной, речевой областям на тему «Цветик- Семицветик» для детей старшей группы.
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательной (формирование элементарных математических представлений), социально-коммуникативной, речевой областям на тему &l...

Проектирование развивающей предметно- пространственной среды в рамках празднования 80-летия со Дня Победы в социально- коммуникативной образовательной сфере в подготовительной группе детского сада.
Одним из приоритетных направлений работы детского сада является создание условий для всестороннего развития дошкольника, в частности социально-коммуникативного.Принимая во внимание всемирно-исто...
