Формирование психических, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)

Брацун Марина Игоревна

Дети с нарушениями речи (ТНР) сталкиваются с особыми трудностями в процессе освоения окружающего мира. Нарушения речевого аппарата существенно влияют на развитие ребенка в целом, включая когнитивные способности, эмоционально-личностную сферу и социальные навыки. Рассмотрим подробнее особенности формирования психических, сенсомоторных и коммуникативных аспектов у детей с диагнозом ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_detey_s_tnr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование психических, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей с ТНР

Дети с нарушениями речи (ТНР) сталкиваются с особыми трудностями в процессе освоения окружающего мира. Нарушения речевого аппарата существенно влияют на развитие ребенка в целом, включая когнитивные способности, эмоционально-личностную сферу и социальные навыки. Рассмотрим подробнее особенности формирования психических, сенсомоторных и коммуникативных аспектов у детей с диагнозом ТНР.

Психическое развитие

Психологическое состояние ребенка тесно связано с развитием речи. Недостаточное владение речью ограничивает способность усваивать новую информацию, анализировать ситуации и выражать собственные мысли. Дети с ТНР часто испытывают трудности в понимании абстрактных понятий, что затрудняет формирование высших психических функций (ВПФ).

Основные направления психологической помощи детям с ТНР включают:

  • Развитие внимания и памяти путем специальных упражнений и занятий.
  • Стимуляцию мыслительных процессов посредством игровых методик и познавательных заданий.
  • Работа над самооценкой и уверенностью в себе, помогающая ребенку адаптироваться в обществе.

Таким образом, психологическая поддержка должна быть комплексной и учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.

Сенсомоторное развитие

Сенсорно-двигательная сфера играет важную роль в общем развитии ребенка. Проблемы с речью нередко сопровождаются нарушением координации движений, мелкой моторики рук и общей двигательной активности. Поэтому важно уделять внимание развитию сенсорно-моторных способностей.

Эффективные методы воздействия на сенсомоторику:

  • Игры с мелкими предметами для улучшения ловкости пальцев.
  • Занятия спортом и танцами для укрепления мышц тела и координации движений.
  • Специальные упражнения для артикуляции и дыхания, способствующие улучшению произношения звуков.

Эти мероприятия способствуют нормализации речевых нарушений и помогают детям быстрее освоить речь.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникационные навыки являются ключевым элементом социализации ребенка. Трудности в формировании устной речи негативно сказываются на взаимодействии с окружающими людьми, вызывают замкнутость и социальную изоляцию. Однако своевременная помощь позволяет минимизировать негативные последствия и создать благоприятные условия для полноценного социального развития.

Способы коррекции социальных трудностей:

  • Организация совместных игр и мероприятий, направленных на улучшение межличностных взаимоотношений.
  • Использование современных технологий (компьютерные программы, мобильные приложения) для облегчения общения.
  • Индивидуальная работа с педагогом-дефектологом и логопедом, позволяющая выявить причины проблем и подобрать эффективные стратегии коррекционной работы.

Таким образом, комплексное воздействие на разные сферы жизнедеятельности ребенка с ТНР способствует успешному формированию основных компонентов его развития.

Заключение

Развитие психических, сенсомоторных и социально-коммуникативных сфер у детей с ТНР требует особого подхода и профессиональной поддержки. Своевременная диагностика и комплексная коррекционная работа позволяют значительно повысить качество жизни ребенка, устранить препятствия на пути к полноценному освоению окружающей среды и адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Тимбилдинг как средство формирования социально-коммуникативной культуры в группе детей с ТНР.

Наш мастер-класс мы хотим начать со слов доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой, которая считает, что главная потребность для старших дошкольников – потребность в сотрудничестве, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательной (формирование элементарных математических представлений), социально-коммуникативной, речевой областям на тему «Цветик- Семицветик» для детей старшей группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательной (формирование элементарных математических  представлений), социально-коммуникативной,  речевой областям на тему &l...

Проектирование развивающей предметно- пространственной среды в рамках празднования 80-летия со Дня Победы в социально- коммуникативной образовательной сфере в подготовительной группе детского сада.

Одним из приоритетных направлений работы детского сада является создание условий для  всестороннего развития дошкольника, в частности социально-коммуникативного.Принимая во внимание всемирно-исто...