«Природа и речь: используем окружающий мир для развития речи»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: «Природа и речь: используем окружающий мир для развития речи»
Уважаемые родители!
Подготовительная группа— ответственное время для подготовки к школе. Природа, которая окружает нас каждый день, — это бесплатный и неисчерпаемый материал для развития речи вашего ребенка. Прогулки и совместные наблюдения могут стать увлекательными и очень полезными «логопедическими занятиями».
Почему это работает?
· Эмоционально: Яркие впечатления мотивируют ребенка делиться мыслями.
· Естественно: Речь рождается сама собой в процессе живого общения, а не по принуждению.
· Наглядно: Ребенок видит, трогает, нюхает, исследует — это обогащает словарный запас и делает его точным.
Наши главные цели:
1. Обогащать словарь точными и красивыми словами (не просто «птица», а «стремительная ласточка», «пестрый дятел»).
2. Учить строить правильные, сложные предложения.
3. Развивать связную речь — умение понятно и последовательно рассказывать о том, что увидел.
4. Тренировать слуховое внимание и умение слышать определенные звуки.
ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ НА ПРОГУЛКЕ
1. Игры на обогащение словаря и грамматики:
· «Какой? Какая? Какое?»
· Рассматривайте объекты природы и подбирайте как можно больше признаков.
Пример: «Сосна (какая?) – высокая, смолистая, стройная, колючая. Шишка (какая?) – твердая, коричневая, чешуйчатая».
· «Подбери действие»
Учите ребенка подбирать глаголы.
Пример: «Что делает ветер? – Воет, дует, свистит, срывает листья. Что делают листья? – Шелестят, кружатся, летят, опадают».
· «Один — много» (учимся менять слова)
Пример: «Один лист – много листьев, одно дерево – много деревьев, одна ворона – много ворон».
· «Назови ласково»
Пример: «Дерево – деревце, птица – птичка, солнце – солнышко, трава – травинка».
2. Игры на развитие связной речи:
· «Составь рассказ-описание»
Выберите любой объект (муравейник, лужа, необычный камень) и помогите ребенку составить о нем рассказ по плану:
1. Что это?
2. Какой он? (Цвет, размер, форма)
3. Из чего состоит? (Части)
4. Что с ним можно делать?
5. Нравится ли он тебе? Почему?
· «Что сначала, что потом?»
Наблюдайте за природными процессами и обсуждайте их последовательность.
Пример: «Сначала птица находит веточку, потом она летит к гнезду, затем укладывает ее...».
3. Игры для развития слухового внимания и звуковой культуры речи:
· «Какой звук я услышал?»
Закройте глаза и 1-2 минуты послушайте звуки природы. Затем перечислите, кто что услышал: «Я услышал, как зашумели листья... как застрекотал кузнечик... как прокричала ворона».
· «Охотники за звуками»
Договоритесь «поймать» (запомнить) слова, в которых есть определенный звук, например, [Р] или [Л]. На прогулке ищите объекты, в названии которых есть этот звук.
Пример для звука [Р]: «Трава, корона, ветер, дорога, кора».
Важные советы от логопеда:
· Говорите сами! Комментируйте все, что видите, используя красивую и правильную речь. Вы — главный образец для подражания.
· Задавайте открытые вопросы: Не «Это береза?», а «Как ты думаешь, почему кора у этого дерева такая белая?».
· Собирайте «природную коллекцию»: Шишки, камешки, листья дома можно рассматривать, описывать и использовать для поделок, параллельно закрепляя речевые навыки.
· Не торопите и не поправляйте резко. Дайте ребенку подумать, подобрать слова. Если он ошибся, мягко скажите верный вариант: «Ты хотел сказать, что этот камень шершавый, да, он действительно такой».
Помните: самая лучшая логопедия — это доброе, заинтересованное общение с вами!
Желаем вам приятных и полезных прогулок!
Ваш логопед, Ломтева Татьяна Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."
1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"
Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...
