Конспект открытого занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Овощи и фрукты" для детей старшей компенсирующей группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бочарова Оксана Викторовна

Цель занятия: активизация  и закрепление словаря по  теме «Овощи и фрукты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkryt_zanyatiya_ovoshchi_frukty_okt_23_.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24»

Конспект

открытого группового занятия по НОД «Речевое развитие»

«Овощи и фрукты» в рамках логопедической недели

«Профилактика дисграфии у дошкольников»

для детей старшей компенсирующей группы

                                                                            Составили

                                                                                       Воспитатель

                                                                                        Одинаева Г.А.

                                                                                       учитель- логопед                

                                                                                       Бочарова О.В.

                                                                                     

                                                                                                           

Ачинск 2023

Цель: активизация  и закрепление словаря по  теме «Овощи и фрукты».

Задачи:

1.Коррекционно - образовательные:

  • Закрепить в речи детей обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;
  • Закрепить навыки словообразования и словоизменения;
  • Закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно- развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое  восприятие, тактильные ощущения, пространственные представления;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

    3. Коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать чувство  взаимопомощи, самостоятельность, активность.

    Возраст детей: 4-5 лет.

    Образовательная область: речевое развитие (коррекция речи).

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, познавательно- исследовательская.

    Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений.

    Методы и приемы: беседа, показ, объяснение, наблюдение, упражнения, игры, анализ, синтез.

    Форма проведения: совместная деятельность воспитателя, учителя- логопеда с детьми, самостоятельная деятельность детей.

     Оборудование и материалы: овощи, фрукты, картинки овощей и фруктов, разрезные картинки овощей и фруктов, банки, кастрюля, дерево, грядка, скакалки, кубики, «волшебная» палочка, корзинка с яблоками.

Предварительная работа: знакомство и расширение знаний детей об овощах и фруктах.

Ход занятия        

  1. Организационный момент.

(Дети входят в группу под звуки музыки и становятся в круг).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (приветствие гостей)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах. Для чего они нужны человеку?

Дети: мы их едим, они полезные, в них много витаминов.

Воспитатель:  когда мы заканчиваем собирать урожай в садах и огородах?

Дети: Осенью.

(звучит музыка, входит логопед «Осень»)                                                                                Воспитатель: Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Осень: Здравствуйте! Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку  в сад и огород. Там я и покажу свои подарки. Отправляемся. Будьте внимательны, с дорожки не сходите, камушки перешагните. Вот мы и пришли. Ой, кто-то перемешал здесь все овощи и фрукты. Поможете мне разделить: овощи - в огород, а фрукты - в сад?

Дети: Да!

Осень: Каждому, кого я назову, нужно взять овощ или фрукт, назвать его и отнести в огород или сад.

Дети дифференцируют фрукты и овощи , произнося предложения «Я взял яблоко. Это фрукт» (употребление существительных единственного числа в винительном падеже).

Воспитатель: Друзья мои, какой богатый урожай вы собрали? Идите ко мне, есть у меня одна игра, вам понравится она!

 Дети с педагогом садятся на ковер в круг , перед детьми лежат мячики.

По дорожке мы ходили,      (кулачок на кулачок)                                                                                                                                                    Фрукты здесь мы находили.                                                                                                                                                      Фрукты  взяли, передали,   (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу)                                                                                                                                                      Подержали и отдали. (берут в руки мяч и передают соседу вправо)                                                                       Фрукты  взяли, передали,     (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Подержали, нюхать стали, (делают вдох носом, выдох ртом «Ах»)

По дорожке мы ходили,      (передают мяч из руки в руку перед собой и за спиной начиная с правой руки)                                                                                                                                                                                                         Фрукты здесь мы находили.                                                                                                                                                      Фрукты  взяли, передали,   (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу)                                                                                                                                                      Подержали и отдали, (берут в руки мяч и передают соседу вправо)                                                                Фрукты взяли, передали,                                                                                                                                                                    Подержали,  угощали. («угощают» соседей справа и слева)

По дорожке мы ходили,      (перекатывают мяч между ладонями)                                                                                                                                                    Фрукты здесь мы находили.                                                                                                                                                      Фрукты  взяли, передали,   (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу)                                                                                                                                                      Подержали и отдали. (берут в руки мяч и передают соседу вправо)                                                                       Фрукты  взяли, передали,     (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Подержали, называли. (дети по очереди кладут свой мяч на картинку фрукта и называют его)  

                                                                                                                                        Осень: Ребята, посмотрите, осенний ветер пошалил и перепутал все картинки. Надо их сложить и назвать.

Дети собирают разрезные картинки овощей и называют их в форме множественного числа «У меня тыквы»

Осень: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, летом и осенью хозяйки готовят варенье из фруктов. Вот и я приготовила. Посмотрите в каждой баночке варенье, да позабыла я, из чего варила! Поможете мне назвать?

Дети называют, из чего сделано варенье (употребление существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом «из»).

Воспитатель: Яблочное варенье  из чего?

Дети: Яблочное варенье из яблок.

Воспитатель: Грушевое варенье из чего?

Дети: Грушевое варенье из груш.

Воспитатель: Сливовое варенье  из чего?

Дети: Сливовое варенье из слив .

Воспитатель: Персиковое варенье из чего?

Дети: Персиковое  варенье из персиков.

Воспитатель: Абрикосовое варенье  из чего?

Дети: Абрикосовое варенье из абрикосов .

Воспитатель: Апельсиновое варенье из чего?

Дети: Апельсиновое  варенье из апельсинов.

Осень: Замечательные ответы! Вот вам «волшебная» палочка в награду. А с ней игра «Яблоко или морковь?».                                                                                             Осень: Ребята, какое яблоко по форме?                                                                                              Дети: Круглое.                                                                                                               Осень: Какая морковь по форме?                                                                                                   Дети: Треугольная.                                                                                                            Осень: Сейчас  я приглашу одного из вас подойти ко мне и  повернуться  спиной, а  я «волшебной» палочкой нарисую яблоко или морковь, вы же должны угадать и назвать, что я нарисовала. Готовы? 

Дети: Да.

(дети подходят по одному, Осень  «рисует» на спине ребенка  яблоко (круг), морковь (треугольник)

Воспитатель: Я нашла вот здесь в корзинке очень странные картинки. Вы внимательно взгляните, что здесь лишнее скажите (согласование прилагательного и существительного в роде)

Дети называют картинки (овощи и фрукты, лишнюю картинку по размеру, в зеркальном отображении, без какой- либо детали).

Какие вы внимательные! Правильно выполнили задание!

Осень: Ребята, варенье мы с вами сегодня называли. А хозяйки еще и компот варят из фруктов. Давайте и мы с вами сварим компот (ставит кастрюлю на стол)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Осень: Будем мы варить компот.   (дети хлопают в ладоши))                                                                      Фруктов надо много. Вот.  (сжимают и разжимают кулаки).                                                                                       Будем яблоки крошить,  (по левой ладони бьют ребром правой ладони )                              Будем грушу мы рубить,   (сгибают и разгибают руки в локтевых суставах перед собой)                                                                                                      Сладкий сахар мы добавим   (собирают пальцы в щепоть и насыпают сахар со звуком [с])                                                                                                                                                                                И компот душистый сварим. (хлопают в ладоши, делают из рук кольцо – «кастрюлю», вдох через нос, выдох через рот «Ах»)

Воспитатель: Итак, компот вы сварили?  А что нужно положить в компот? Один апельсин. Далее продолжают  дети: берут картинки с фруктами и называют их  с числительными «один», «одна», «одно».

Мы положили столько много фруктов в компот. Какой компот получился?

Дети: Фруктовый.

Итог:

Осень:  Ребята, сегодня на занятии  мы побывали в гостях у Осени, собирали фрукты и овощи. Повторили их названия. Что вам больше всего понравилось на занятии? С чем было справиться трудно? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, что нам Осень в  корзинке принесла.  Это Осень угощает вас за то, что вы давали правильные ответы.

Ребята, Осень подготовила для вас загадки. Послушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!

- Здесь весною было пусто, Летом выросла ... капуста.

- Помогает деду внук,

Собирает с грядок ... лук.

- Собираем мы в лукошко очень крупную... картошку.

- От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка -... свёкла.

- Из земли за чуб плутовку Тянем сочную... морковку.

- Вот зеленый толстячок - Крупный, гладкий ... кабачок.

- Для Володи и Катюши Соберем в корзину ... груши.

- Не забудем для Алёны Очень кислые... лимоны.

- А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж ... виноград.

- Очень сочны и красивы Выросли на ветках ... сливы.

- Для начинки в пироги Собираем ... яблоки.

- Красный, круглый и большой,

Сочный лакомый синьор. Угадали? ... Помидор.

- Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»

Конспект  открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Весна. Перелетные птицы» в старшей логопедической группе

laquo;Весна. Перелетные птицы»Цели:Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образ...

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия студентов педагогического института по аппликации на тему: «Солнышко лучистое» старше-подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2019г.

Цель: учить детей создавать новый образ из деталей.Задачи:Образовательная: формировать умение собирать из частей целый образ, развивать зрительную ориентацию на круге, ориентироваться в пространстве, ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей старшей группы. Тема «Москва – столица России».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей старшей группы.Тема «Москва – столица России»....

Конспект открытого занятия по лепке на тему: «Птички на кормушке» для детей старшей группы №7 «Синички»

Покормите птиц зимой!Пусть со всех концов.К вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшна,Будет им зима.Сколько гибнет их — не с...

"Весна пришла" конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) для детей старшей группы

Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года;  актуализация знаний о весенних признаках (приметах), первоцветах, перелетных птицах, пословицах и поговорках по теме....