Конспект открытого занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Овощи и фрукты" для детей старшей компенсирующей группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель занятия: активизация и закрепление словаря по теме «Овощи и фрукты».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24»
Конспект
открытого группового занятия по НОД «Речевое развитие»
«Овощи и фрукты» в рамках логопедической недели
«Профилактика дисграфии у дошкольников»
для детей старшей компенсирующей группы
Составили
Воспитатель
Одинаева Г.А.
учитель- логопед
Бочарова О.В.
Ачинск 2023
Цель: активизация и закрепление словаря по теме «Овощи и фрукты».
Задачи:
1.Коррекционно - образовательные:
- Закрепить в речи детей обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;
- Закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- Закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы.
2. Коррекционно- развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, пространственные представления;
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
3. Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельность, активность.
Возраст детей: 4-5 лет.
Образовательная область: речевое развитие (коррекция речи).
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, познавательно- исследовательская.
Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений.
Методы и приемы: беседа, показ, объяснение, наблюдение, упражнения, игры, анализ, синтез.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя, учителя- логопеда с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материалы: овощи, фрукты, картинки овощей и фруктов, разрезные картинки овощей и фруктов, банки, кастрюля, дерево, грядка, скакалки, кубики, «волшебная» палочка, корзинка с яблоками.
Предварительная работа: знакомство и расширение знаний детей об овощах и фруктах.
Ход занятия
- Организационный момент.
(Дети входят в группу под звуки музыки и становятся в круг).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (приветствие гостей)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах. Для чего они нужны человеку?
Дети: мы их едим, они полезные, в них много витаминов.
Воспитатель: когда мы заканчиваем собирать урожай в садах и огородах?
Дети: Осенью.
(звучит музыка, входит логопед «Осень») Воспитатель: Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?
Осень: Здравствуйте! Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в сад и огород. Там я и покажу свои подарки. Отправляемся. Будьте внимательны, с дорожки не сходите, камушки перешагните. Вот мы и пришли. Ой, кто-то перемешал здесь все овощи и фрукты. Поможете мне разделить: овощи - в огород, а фрукты - в сад?
Дети: Да!
Осень: Каждому, кого я назову, нужно взять овощ или фрукт, назвать его и отнести в огород или сад.
Дети дифференцируют фрукты и овощи , произнося предложения «Я взял яблоко. Это фрукт» (употребление существительных единственного числа в винительном падеже).
Воспитатель: Друзья мои, какой богатый урожай вы собрали? Идите ко мне, есть у меня одна игра, вам понравится она!
Дети с педагогом садятся на ковер в круг , перед детьми лежат мячики.
По дорожке мы ходили, (кулачок на кулачок) Фрукты здесь мы находили. Фрукты взяли, передали, (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу) Подержали и отдали. (берут в руки мяч и передают соседу вправо) Фрукты взяли, передали, (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу) Подержали, нюхать стали, (делают вдох носом, выдох ртом «Ах»)
По дорожке мы ходили, (передают мяч из руки в руку перед собой и за спиной начиная с правой руки) Фрукты здесь мы находили. Фрукты взяли, передали, (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу) Подержали и отдали, (берут в руки мяч и передают соседу вправо) Фрукты взяли, передали, Подержали, угощали. («угощают» соседей справа и слева)
По дорожке мы ходили, (перекатывают мяч между ладонями) Фрукты здесь мы находили. Фрукты взяли, передали, (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу) Подержали и отдали. (берут в руки мяч и передают соседу вправо) Фрукты взяли, передали, (берут в правую руку мяч, передают вправо соседу) Подержали, называли. (дети по очереди кладут свой мяч на картинку фрукта и называют его)
Осень: Ребята, посмотрите, осенний ветер пошалил и перепутал все картинки. Надо их сложить и назвать.
Дети собирают разрезные картинки овощей и называют их в форме множественного числа «У меня тыквы»
Осень: Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, летом и осенью хозяйки готовят варенье из фруктов. Вот и я приготовила. Посмотрите в каждой баночке варенье, да позабыла я, из чего варила! Поможете мне назвать?
Дети называют, из чего сделано варенье (употребление существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом «из»).
Воспитатель: Яблочное варенье из чего?
Дети: Яблочное варенье из яблок.
Воспитатель: Грушевое варенье из чего?
Дети: Грушевое варенье из груш.
Воспитатель: Сливовое варенье из чего?
Дети: Сливовое варенье из слив .
Воспитатель: Персиковое варенье из чего?
Дети: Персиковое варенье из персиков.
Воспитатель: Абрикосовое варенье из чего?
Дети: Абрикосовое варенье из абрикосов .
Воспитатель: Апельсиновое варенье из чего?
Дети: Апельсиновое варенье из апельсинов.
Осень: Замечательные ответы! Вот вам «волшебная» палочка в награду. А с ней игра «Яблоко или морковь?». Осень: Ребята, какое яблоко по форме? Дети: Круглое. Осень: Какая морковь по форме? Дети: Треугольная. Осень: Сейчас я приглашу одного из вас подойти ко мне и повернуться спиной, а я «волшебной» палочкой нарисую яблоко или морковь, вы же должны угадать и назвать, что я нарисовала. Готовы?
Дети: Да.
(дети подходят по одному, Осень «рисует» на спине ребенка яблоко (круг), морковь (треугольник)
Воспитатель: Я нашла вот здесь в корзинке очень странные картинки. Вы внимательно взгляните, что здесь лишнее скажите (согласование прилагательного и существительного в роде)
Дети называют картинки (овощи и фрукты, лишнюю картинку по размеру, в зеркальном отображении, без какой- либо детали).
Какие вы внимательные! Правильно выполнили задание!
Осень: Ребята, варенье мы с вами сегодня называли. А хозяйки еще и компот варят из фруктов. Давайте и мы с вами сварим компот (ставит кастрюлю на стол)
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Осень: Будем мы варить компот. (дети хлопают в ладоши)) Фруктов надо много. Вот. (сжимают и разжимают кулаки). Будем яблоки крошить, (по левой ладони бьют ребром правой ладони ) Будем грушу мы рубить, (сгибают и разгибают руки в локтевых суставах перед собой) Сладкий сахар мы добавим (собирают пальцы в щепоть и насыпают сахар со звуком [с]) И компот душистый сварим. (хлопают в ладоши, делают из рук кольцо – «кастрюлю», вдох через нос, выдох через рот «Ах»)
Воспитатель: Итак, компот вы сварили? А что нужно положить в компот? Один апельсин. Далее продолжают дети: берут картинки с фруктами и называют их с числительными «один», «одна», «одно».
Мы положили столько много фруктов в компот. Какой компот получился?
Дети: Фруктовый.
Итог:
Осень: Ребята, сегодня на занятии мы побывали в гостях у Осени, собирали фрукты и овощи. Повторили их названия. Что вам больше всего понравилось на занятии? С чем было справиться трудно? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что нам Осень в корзинке принесла. Это Осень угощает вас за то, что вы давали правильные ответы.
Ребята, Осень подготовила для вас загадки. Послушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!
- Здесь весною было пусто, Летом выросла ... капуста.
- Помогает деду внук,
Собирает с грядок ... лук.
- Собираем мы в лукошко очень крупную... картошку.
- От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка -... свёкла.
- Из земли за чуб плутовку Тянем сочную... морковку.
- Вот зеленый толстячок - Крупный, гладкий ... кабачок.
- Для Володи и Катюши Соберем в корзину ... груши.
- Не забудем для Алёны Очень кислые... лимоны.
- А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж ... виноград.
- Очень сочны и красивы Выросли на ветках ... сливы.
- Для начинки в пироги Собираем ... яблоки.
- Красный, круглый и большой,
Сочный лакомый синьор. Угадали? ... Помидор.
- Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»
Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Весна. Перелетные птицы» в старшей логопедической группе
laquo;Весна. Перелетные птицы»Цели:Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образ...

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия студентов педагогического института по аппликации на тему: «Солнышко лучистое» старше-подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2019г.
Цель: учить детей создавать новый образ из деталей.Задачи:Образовательная: формировать умение собирать из частей целый образ, развивать зрительную ориентацию на круге, ориентироваться в пространстве, ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей старшей группы. Тема «Москва – столица России».
Конспект открытого занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей старшей группы.Тема «Москва – столица России»....

Конспект открытого занятия по лепке на тему: «Птички на кормушке» для детей старшей группы №7 «Синички»
Покормите птиц зимой!Пусть со всех концов.К вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшна,Будет им зима.Сколько гибнет их — не с...

"Весна пришла" конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) для детей старшей группы
Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; актуализация знаний о весенних признаках (приметах), первоцветах, перелетных птицах, пословицах и поговорках по теме....
