Коррекционно-логопедическая работа в ДОУ.
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Коррекционно-логопедическая работа в ДОУ.
Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении при сопровождении детей с нарушениями речи опирается не только на фундаментальные теоретические и прикладные знания в области логопедии, специальной педагогики, психологии, но и на тесное включение в данный процесс всех участников образовательных отношений, центральное место среди которых отводится родителям, законным представителям ребенка.
Согласно Примерному положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 6 августа2020 г. N Р-75 [1], одна из задач организации по оказанию логопедической помощи является консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. В основе реализации консультативной работы учителя-логопеда с участниками образовательных отношений лежит диагностическая работа со всем контингентом воспитанников учреждения, которая осуществляется с письменного согласия родителей/законных представителей. Такая работа проводится в рамках Положения о педагогической диагностике и проводится в точно установленные сроки (1-я, 2-я недели сентября).
Специалист отражает итоги диагностики в общей речевой карте, которая заполняется на каждого воспитанника. По итогам диагностических мероприятий с воспитанниками учитель-логопед проводит консультирование родителей с целью раннего выявления и профилактики речевых нарушений, привлечения семьи для участия в психолого-педагогическом консилиуме, а также оказания помощи для дальнейшего создания специальных образовательных условий для детей .
В процессе проведения консультирования родителей учитель-логопед опирается не только на результаты диагностических мероприятий, но и на специфику работы по формированию правильного произношения: приёмы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнениях для развития речевого дыхания, игровые приёмы по развитию пальцевого и кистевого праксиса , дает рекомендации по дальнейшему маршруту обучения ребенка.
Важным направлением консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда является работа с родителями , поскольку включение семьи в процесс сопровождения речевого развития дошкольника приносит более эффективный результат.
На протяжении учебного года учитель-логопед систематически проводит консультации для родителей, которые проходят по типу родительской школы. Консультации и беседы позволяют приобщить родителей к коррекционно-логопедической работе. Родители обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, приемам дыхательной гимнастики, овладевают навыками звукового анализа. На индивидуальных практикумах (тренингах)специалист показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что нужно обратить внимание в домашних условиях.
Учитель-логопед также может использовать в своей деятельности открытые занятия для родителей, где они знакомятся с методами и приемами работы, пропагандирует дефектологические знания членов семьи через оформление стендов, тематических выставок, папок-передвижек. Такая работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей. Тесный контакт в работе логопеда и родителей способствует компенсации речевых нарушений в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Формы консультативной работы с родителями:
- Анкетирование родителей в письменной форме .
- Групповые родительские собрания.
- Тематические консультации проводятся 1 раз в месяц и направлены
- Индивидуальные беседы с родителями проводятся по мере необходимости для оказания помощи по воспитанию и обучению ребенка в домашних условиях.
- Открытые логопедические занятия по развитию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи, занятия по формированию правильного звукопроизношения, занятия по обучению грамоте.
- Индивидуальные практикумы (тренинги) по обучению приемам логопедической помощи. При использовании этих форм родители непосредственно участвуют в образовательном процессе. Таким образом, тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательных отношений является основой для формирования позитивного сотрудничества, способствующего осуществлять коррекционную работу в интересах всей семьи, на стороне ребенка детям в домашних условиях .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями в подготовительной логопедической группе ГБОУ Школа №121 ДО 28А
Подготовительная логопедическая группа. по ФГОС...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....

Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ
Выступление на родительском собрании: Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий до...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)
Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе ле...
Занятие по коррекционно-логопедической работе в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР на тему: «Школа. Школьные принадлежности.» ( квест)
Занятие в пдготовительной логопедической группе для детей с ТНР на тему: "Школа. Школьные принадлежности" (квест)....
