Минимальное снижение слуха у детей дошкольного возраста в массовых группах
статья по логопедии (старшая группа)
Минимальные нарушения слуха могут оказывать выраженное отрицательное влияние на развитие и качество жизни ребенка. Снижение слуха негативно отражается на психическом развитии ребёнка, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Речь и умственная деятельность - ведущие условия в ориентировании человека в жизни. Умственная деятельность отображается в речи, предвосхищает процесс и результат практической материальной деятельности, поэтому развитие речи и невозможность ее осмысления вследствие недоразвития оказывает влияние на успешность обучения. Недоразвитие речи оказывает влияние на одну из важнейших особенностей общего развития ребенка - учебную деятельность, что определяет своеобразие обучения детей со сниженным и остаточным слухом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Минимальное снижение слуха у детей дошкольного возраста в массовых группах
Герасимова Марина Валентиновна,
Учитель-логопед,
МБДОУ д/с комбинированного вида № 74,
«Аленький цветочек», г. Ставрополь
Под термином минимальные нарушения слуха обычно подразумевают двустороннее снижение слуха первой степени в области речевых частот, высокочастотную и одностороннюю тугоухость. Иногда в данный термин включаются односторонние потери слуха. Типы нарушений слуха могут быть самыми различными: кондуктивная, сенсоневральная тугоухость (в том числе слуховая нейропатия), снижение слуха смешанного характера. Дополнительно к термину минимальные нарушения слуха иногда используются другие определения: незначительные, неглубокие нарушения слуха. В настоящее время доказано, что минимальные нарушения слуха могут оказывать выраженное отрицательное влияние на развитие и качество жизни ребенка. Снижение слуха негативно отражается на психическом развитии ребёнка, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Речь и умственная деятельность - ведущие условия в ориентировании человека в жизни. Умственная деятельность отображается в речи, предвосхищает процесс и результат практической материальной деятельности, поэтому развитие речи и невозможность ее осмысления вследствие недоразвития оказывает влияние на успешность обучения. Недоразвитие речи оказывает влияние на одну из важнейших особенностей общего развития ребенка - учебную деятельность, что определяет своеобразие обучения детей со сниженным и остаточным слухом. Проводимые исследования доказали наличие значительного количества детей с речевыми нарушениями с осложненной структурой дефекта, обусловленного сочетанием центральных (фонематических) и минимальных периферических слуховых расстройств. Следует отметить, что расстройства слуха у детей, даже односторонние, ведут к нарушениям формирования речи, причем даже небольшая временная потеря слуха приводит к значительной задержке развития 2-ой сигнальной системы, к проблемам с обучением, коммуникацией и поведением. В связи с этим становится очевидной необходимость дальнейшего изучения состояния слуха у детей дошкольного возраста, в особенности страдающих нарушениями речи. Проблемы минимальных нарушений слуха обусловлена достаточно высокой распространенностью этой патологии, доля которой в структуре всей детской тугоухости увеличивается с возрастом. Рост числа минимальных нарушений слуха у детей по мере взросления обусловлен возникновением отсроченной и приобретенной тугоухостью. Причины возникновения минимальных слуховых нарушений многофакторны. Врожденные нарушения могут носить наследственный характер, быть обусловлены аномалиями строения слуховой системы, перенесенными заболеваниями матери во время беременности, осложнениями во время родов, заболеваниями в неонатальном периоде. Частой причиной минимальных слуховых потерь являются заболевания среднего уха, которые могут носить хронический характер и приводить к кондуктивной тугоухости. Также причинами возникновения высокочастотной тугоухости являются длительное воздействие шума, применение ототоксических лекарственных препаратов (антибиотиков нестероидных противовоспалительных препаратов и др.).
Основными признаками слуховых расстройств являются:
1) нестабильные реакции на звук, отсутствие реакции на тихие, удаленные звуки;
2) скудный, монотонный лепет;
3) развитие речи не соответствует возрастной норме;
4) плохое понимание обращенной речи, особенно на расстоянии;
5) ребенок часто переспрашивает, пристально смотрит в лицо говорящего;
6) понимание обращенной речи облегчается при сопровождении ее жестами, повышении громкости голоса или уменьшении расстояния от ребенка до говорящего;
7) понимание речи затруднено в шумной обстановке;
8) ребенок быстро устает, часто отвлекается при длительном слушании.
Ребенок с незначительной двусторонней потерей слуха обычно хорошо слышит большинство звуков в тихой обстановке, однако отдельные тихие звуки, фонемы могут им не восприниматься, особенно это касается согласных звуков, таких как ф, с, ч, к, ш. Часто это не сказывается на понимании речи в целом, но отражается на формировании речи самого ребенка в дальнейшем. Как правило, в тишине ребенок с минимальной или односторонней тугоухостью понимает обращенную речь, но испытывает трудности и с различением звуков, и пониманием речи на фоне окружающего шума или при удалении от говорящего.
Односторонняя тугоухость и двусторонние минимальные слуховые нарушения могут приводить к следующим проблемам:
1) трудностям восприятия речи, особенно в шумных условиях;
2) затруднениям при выполнении сложных устных инструкций;
3) речевым нарушениям;
4) низкому уровню навыков чтения и письма;
5) пониженному вниманию, быстрой утомляемости, низкой активности во время проведения учебных мероприятий;
6) поведенческим проблемам, таким как немотивированная агрессия, неадекватное поведение и др., спровоцированным постоянным воздействием стрессорных факторов;
7) сложностям при локализации источника звука (у детей с односторонней тугоухостью).
При выявлении минимальных слуховых нарушений всегда следует предоставлять подробную информацию родителям о том, что слышит их ребенок, какие трудности он может испытывать в связи с имеющимся у него нарушением слуха, как можно минимизировать негативные последствия. Обязательно проводится наблюдение за слуховой функцией ребенка в динамике, рекомендуется обращаться к специалистам с целью проверки слуха и установления диагноза. Кроме того, родители должны понимать, как правильно общаться с ребенком с учетом особенностей его слуха. Они должны быть осведомлены, как правильно организовать акустическую среду в домашних условиях (общаться лицом к лицу, стараться находиться ближе к ребенку во время разговора, избегать фонового шума, использовать занавески, ковровые покрытия для звукопоглощения и уменьшения реверберации и т.п.). При проведении учебных мероприятий детям должны быть предоставлены места в непосредственной близости от педагога, также следует оптимизировать акустическое окружение в помещении, уменьшив окружающий фоновый шум и уровень реверберации.
Таким образом, минимальные нарушения слуха могут оказывать выраженное отрицательное влияние на развитие и качество жизни ребенка. Они могут быть как врожденными, так и отсроченными, в связи с чем высока актуальность их своевременного выявления. Всем детям с задержкой речевого развития в обязательном порядке должно проводиться диагностическое обследование слуховой функции, даже при наличии реакции на окружающие звуки. При обнаружении минимальных слуховых расстройств необходимо регулярно контролировать слух ребенка, давать родителям рекомендации по правильному общению с ребенком с учетом состояния его слуха, корректной организации акустической среды в домашних условиях. Программа помощи может включать в себя регулярные занятия с педагогом, а также использование различных технических средств для компенсации слуховых потерь по показаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста
Занятие-путешествие, направленное на развитие навыков совместной деятельности, формирование у детей моральных представлений....

Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста
Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....

Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста
В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...
Игры на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов по снижению агрессивности у детей дошкольного возраста
Рекомендации педагогом дошкольного учреждения по снижению уровня агрессивного поведения дошкольников...

Минимальные дизартрические проявления у детей дошкольного возраста
В статье описываются причины, симптоматика и способы выявления минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста....