Постановка звука Ш (шипящий)
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Поставить ребёнку звук «Ш» (шипящий звук) можно с помощью артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики и автоматизации звука в речи. Занятия проводятся поэтапно, важно регулярно выполнять упражнения. Если нет уверенности в своих силах, стоит обратиться к логопеду.
Артикуляционная гимнастика
Перед постановкой звука «Ш» нужно подготовить артикуляционный аппарат. Некоторые упражнения:
«Чашечка» — рот открыт, язык высунут и придан ему форму ковша: кончик и боковые края подняты, средняя часть прогибается книзу. В таком положении удерживать 5–10 секунд.
- «Грибочек» — растянуть губы в улыбке, коснуться языком неба, опустить нижнюю челюсть. Удерживать положение 5–10 секунд.
- «Парашют» — положить ватку на кончик носа, прижать язык к верхней губе, чтобы он по форме напоминал чашку. В этом положении подуть на ватку, чтобы она полетела вперёд.
Дыхательная гимнастика
Звук «Ш» произносится на выдохе, и чтобы он звучал чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. Некоторые упражнения: center-sozvezdie.ru
- «Загони мяч» — вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами). dou3baykalsk.runsportal.ru
Автоматизация
После постановки звука «Ш» проводится его автоматизация — процесс закрепления правильного произношения звука в речи. Некоторые этапы: logopediadoma.rublog.sadko-academy.ru
- Произнесение изолированного звука «Ш» — ребёнок учится произносить звук отдельно от других звуков.
- Произнесение звука в слогах — сначала в прямых слогах (ша, шо, шу), затем в обратных (аш, ош, уш) и со стечением согласных (шта, шко, шпа).
- Произнесение звука в словах — сначала в простых словах, где звук «Ш» находится в начале (шапка, шуба), затем в середине (машина, кошка) и в конце (малыш, камыш).
- Произнесение звука в словосочетаниях и предложениях — на этом этапе можно использовать игровые упражнения, например, «Придумай предложение со словом „шапка“».
Игры
Для закрепления звука «Ш» можно использовать различные игры и упражнения. Например: logopediadoma.ru
- «Доскажи словечко» — взрослый начинает фразу, а ребёнок должен закончить её словом со звуком «Ш».
- «Один-много» — называть предмет в единственном числе, а ребёнок должен назвать его во множественном.
- «Скажи наоборот» — называть слово, а ребёнок должен подобрать к нему антоним со звуком «Ш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха, артикуляционную гимнастику, постанов...

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков
Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

презентация "Постановка шипящих звуков"
Обобщенный материал по постановке шипящих звуков поможет в работе логопедам детских садов...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

упражнения для языка при постановке шипящих звуков
упражнения для языка при постановке щипящих звуков...
Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.
Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....
