«В гостях у диких животных»
план-конспект занятия по логопедии

 
Тема: «В гостях у диких животных»
Лексическая тема:Дикие животные и их детёныши.
Грамматическая тема:Употребление существительных в винительном и родительном падежах единственного числа; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление притяжательных прилагательных «лисий», «волчий» и т.д.
 
Цель: Актуализация и расширение словаря по теме «Дикие животные», совершенствование грамматического строя речи.
 
Задачи:
 
· Коррекционно-образовательные:
  · Закрепить в речи названия диких   животных и их детёнышей (лиса – лисёнок, волк – волчонок и т.д.).
  · Упражнять в образовании и использовании существительных в форме винительного (кого?) и родительного (кого нет?) падежей.
  · Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  · Учить образовывать и использовать притяжательные прилагательные «лисий», «заячий», «медвежий».
· Коррекционно-развивающие:
  · Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
  · Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  · Развивать речемыслительную деятельность.
· Коррекционно-воспитательные:
  · Воспитывать интерес к миру природы, бережное отношение к животным.
  · Формировать умение работать в коллективе, слушать товарища.
 
Оборудование:
 
· Игрушки или фигурки: медведь, лиса, заяц, волк, ёж, белка.
· Предметные картинки с изображениями этих же животных и их детёнышей.
· Магнитная доска или фланелеграф.
· Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?» (картинки с хвостами и мордами диких животных).
· Контурные изображения животных для штриховки или пластилин для развития моторики.
· Аудиозапись спокойной лесной музыки.
 
Ход занятия:
 
I. Организационный момент. (2-3 мин)
 
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, настроить на тему занятия.
 
Дети заходят в кабинет. Логопед включает аудиозапись с звуками леса (пение птиц, шум ветра).
 
Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте внимательно. Как вы думаете, куда мы с вами попали? (Ответы детей). Правильно, в лес. А в лесу живут... дикие животные. Давайте с ними познакомимся.
 
II. Основная часть. (15-18 мин)
 
1. Введение в тему. Игра «Кто в домике живёт?» (3-4 мин)
Цель:Активизация словаря по теме.
 
На доске — картинки-домики (дупло, берлога, нора, логово). Логопед показывает игрушку или картинку с животным.
Логопед:Ребята, у каждого животного в лесу есть свой дом. Давайте поможем им найти его.
 
· Кто это? (Показывает медведя). Где он живёт? (В берлоге). Правильно, медведь живёт в берлоге.
· Кто это? (Показывает лису). Где она живёт? (В норе). Да, лиса живёт в норе.
· (Аналогично: белка – в дупле, волк – в логове, ёж – в норке под корнями дерева).
 
2. Дидактическая игра «Назови ласково» (3-4 мин)
Цель:Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
 
Логопед: Давайте позовём животных ласково, чтобы они не испугались нас.
 
· Медведь – медвежонок, мишка.
· Лиса – лисичка, лисёнок.
· Заяц – зайчик, зайчонок.
· Волк – волчок, волчонок.
· Ёж – ёжик.
· Белка – белочка, бельчонок.
 
(Логопед хвалит детей, помогает с трудными словами, например, «бельчонок»).
 
3. Дидактическая игра «Кого не стало?» (4-5 мин)
Цель:Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.
 
На доске выставляются 4-5 игрушек диких животных.
Логопед:Ребята, посмотрите и запомните, кто к нам пришёл. Теперь закройте глазки.
Дети закрывают глаза,логопед убирает одну игрушку.
Логопед:Открывайте глазки! Посмотрите внимательно. Кого не стало?
(Правильный ответ:«Не стало лисы / зайца / медведя»).
Игра повторяется 3-4 раза.Логопед следит за правильным употреблением падежа.
4. Физкультминутка «На лесной полянке» (2-3 мин)
Цель:Снять мышечное напряжение, развивать общую моторику.
 
Логопед: А теперь давайте отдохнём и превратимся в лесных зверят!
 
На лесной полянке звери делают зарядку.
Зайчики прыгают: скок-скок-скок. (Прыжки на двух ногах)
Лисичка рыжая машет хвостиком. (Вращение тазом)
Волк серый потягивается. (Потягивания, руки вверх)
Медвежонок косолапый топочет. (Ходьба вперевалку)
А ёжик колющийся в клубок свернулся. (Присесть, обхватить колени)
Отдохнули все немножко и вернулись на дорожку.(Сесть на места)
 
5. Упражнение «Покорми животное» (3-4 мин)
Цель:Употребление существительных в винительном падеже.
 
Логопед раздаёт детям картинки с животными и «угощения» (игрушечная морковка, грибок, рыбка, ягоды и т.д.).
Логопед:Ребята, давайте покормим наших гостей. Тот, у кого зайчик, кого он будет кормить? (Зайца). Чем? (Морковкой). Значит, скажи: «Я кормлю зайца морковкой».
 
· «Я кормлю белку орешком».
· «Я кормлю медведя мёдом».
· «Я кормлю лису рыбкой».
 
Логопед помогает детям построить фразу, обращая внимание на окончания слов.
 
III. Закрепление. (5-7 мин)
 
Дидактическая игра «Чей хвост? Чьи уши?»
Цель:Образование и использование притяжательных прилагательных.
 
На фланелеграфе — картинки животных без хвостов и ушей. Рядом лежат картинки с хвостами.
Логопед:Ой, ребята, животные опять всё растеряли! Давайте найдем, где чья часть.
 
· Логопед берет хвост: «Ребята, чей это хвост?» (Дети: «Это лисий хвост»).
· Ребёнок прикрепляет хвост и говорит: «Это лисий хвост. Он у лисы».
· (Аналогично: волчий хвост, заячий хвост, медвежий хвост, беличий хвост).
 
Сначала логопед сам проговаривает прилагательное, затем дети по образцу.
 
IV. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)
 
Логопед: Молодцы, ребята! Вы были сегодня очень внимательными и помогли всем лесным жителям. Давайте вспомним:
 
· С кем мы сегодня встречались в лесу? (Дети перечисляют: медведя, лису...).
· Кого не стало? (Вспоминают игру).
· Чьи хвосты мы нашли? (Лисий, волчий...).
 
Логопед хвалит каждого ребёнка. В качестве поощрения можно раздать мини-раскраски с дикими животными или наклейки.
 
---
 
Индивидуальная работа (по необходимости):
 
· Для детей с низким уровнем речевого развития – договаривание слов («Это во... (лк)», «Чей хвост? Ли... (сий)»), работа на уровне звукоподражаний («Как волк воет? У-у-у»).
· Для детей с более высоким уровнем – стимулирование к построению простого распространённого предложения («Это лиса. У лисы пушистый хвост»).
 
Домашнее задание (для родителей):
Рекомендовать родителям рассмотреть с ребёнком иллюстрации диких животных в книжках,спросить: «Кого ты видишь?», «Кого нет на картинке?», «Чей это след?» (по картинке), слепить из пластилина одного из животных.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dikie_zhivotnye_sr_gr.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ТНР

Тема: «В гостях у диких животных»

Лексическая тема:Дикие животные и их детёныши.

Грамматическая тема:Употребление существительных в винительном и родительном падежах единственного числа; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление притяжательных прилагательных «лисий», «волчий» и т.д.

Цель: Актуализация и расширение словаря по теме «Дикие животные», совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

· Коррекционно-образовательные:

  · Закрепить в речи названия диких   животных и их детёнышей (лиса – лисёнок, волк – волчонок и т.д.).

  · Упражнять в образовании и использовании существительных в форме винительного (кого?) и родительного (кого нет?) падежей.

  · Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  · Учить образовывать и использовать притяжательные прилагательные «лисий», «заячий», «медвежий».

· Коррекционно-развивающие:

  · Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

  · Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

  · Развивать речемыслительную деятельность.

· Коррекционно-воспитательные:

  · Воспитывать интерес к миру природы, бережное отношение к животным.

  · Формировать умение работать в коллективе, слушать товарища.

Оборудование:

· Игрушки или фигурки: медведь, лиса, заяц, волк, ёж, белка.

· Предметные картинки с изображениями этих же животных и их детёнышей.

· Магнитная доска или фланелеграф.

· Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?» (картинки с хвостами и мордами диких животных).

· Контурные изображения животных для штриховки или пластилин для развития моторики.

· Аудиозапись спокойной лесной музыки.

Ход занятия:

I. Организационный момент. (2-3 мин)

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, настроить на тему занятия.

Дети заходят в кабинет. Логопед включает аудиозапись с звуками леса (пение птиц, шум ветра).

Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте внимательно. Как вы думаете, куда мы с вами попали? (Ответы детей). Правильно, в лес. А в лесу живут... дикие животные. Давайте с ними познакомимся.

II. Основная часть. (15-18 мин)

1. Введение в тему. Игра «Кто в домике живёт?» (3-4 мин)

Цель:Активизация словаря по теме.

На доске — картинки-домики (дупло, берлога, нора, логово). Логопед показывает игрушку или картинку с животным.

Логопед:Ребята, у каждого животного в лесу есть свой дом. Давайте поможем им найти его.

· Кто это? (Показывает медведя). Где он живёт? (В берлоге). Правильно, медведь живёт в берлоге.

· Кто это? (Показывает лису). Где она живёт? (В норе). Да, лиса живёт в норе.

· (Аналогично: белка – в дупле, волк – в логове, ёж – в норке под корнями дерева).

2. Дидактическая игра «Назови ласково» (3-4 мин)

Цель:Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: Давайте позовём животных ласково, чтобы они не испугались нас.

· Медведь – медвежонок, мишка.

· Лиса – лисичка, лисёнок.

· Заяц – зайчик, зайчонок.

· Волк – волчок, волчонок.

· Ёж – ёжик.

· Белка – белочка, бельчонок.

(Логопед хвалит детей, помогает с трудными словами, например, «бельчонок»).

3. Дидактическая игра «Кого не стало?» (4-5 мин)

Цель:Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.

На доске выставляются 4-5 игрушек диких животных.

Логопед:Ребята, посмотрите и запомните, кто к нам пришёл. Теперь закройте глазки.

Дети закрывают глаза,логопед убирает одну игрушку.

Логопед:Открывайте глазки! Посмотрите внимательно. Кого не стало?

(Правильный ответ:«Не стало лисы / зайца / медведя»).

Игра повторяется 3-4 раза.Логопед следит за правильным употреблением падежа.

4. Физкультминутка «На лесной полянке» (2-3 мин)

Цель:Снять мышечное напряжение, развивать общую моторику.

Логопед: А теперь давайте отдохнём и превратимся в лесных зверят!

На лесной полянке звери делают зарядку.

Зайчики прыгают: скок-скок-скок. (Прыжки на двух ногах)

Лисичка рыжая машет хвостиком. (Вращение тазом)

Волк серый потягивается. (Потягивания, руки вверх)

Медвежонок косолапый топочет. (Ходьба вперевалку)

А ёжик колющийся в клубок свернулся. (Присесть, обхватить колени)

Отдохнули все немножко и вернулись на дорожку.(Сесть на места)

5. Упражнение «Покорми животное» (3-4 мин)

Цель:Употребление существительных в винительном падеже.

Логопед раздаёт детям картинки с животными и «угощения» (игрушечная морковка, грибок, рыбка, ягоды и т.д.).

Логопед:Ребята, давайте покормим наших гостей. Тот, у кого зайчик, кого он будет кормить? (Зайца). Чем? (Морковкой). Значит, скажи: «Я кормлю зайца морковкой».

· «Я кормлю белку орешком».

· «Я кормлю медведя мёдом».

· «Я кормлю лису рыбкой».

Логопед помогает детям построить фразу, обращая внимание на окончания слов.

III. Закрепление. (5-7 мин)

Дидактическая игра «Чей хвост? Чьи уши?»

Цель:Образование и использование притяжательных прилагательных.

На фланелеграфе — картинки животных без хвостов и ушей. Рядом лежат картинки с хвостами.

Логопед:Ой, ребята, животные опять всё растеряли! Давайте найдем, где чья часть.

· Логопед берет хвост: «Ребята, чей это хвост?» (Дети: «Это лисий хвост»).

· Ребёнок прикрепляет хвост и говорит: «Это лисий хвост. Он у лисы».

· (Аналогично: волчий хвост, заячий хвост, медвежий хвост, беличий хвост).

Сначала логопед сам проговаривает прилагательное, затем дети по образцу.

IV. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы были сегодня очень внимательными и помогли всем лесным жителям. Давайте вспомним:

· С кем мы сегодня встречались в лесу? (Дети перечисляют: медведя, лису...).

· Кого не стало? (Вспоминают игру).

· Чьи хвосты мы нашли? (Лисий, волчий...).

Логопед хвалит каждого ребёнка. В качестве поощрения можно раздать мини-раскраски с дикими животными или наклейки.

---

Индивидуальная работа (по необходимости):

· Для детей с низким уровнем речевого развития – договаривание слов («Это во... (лк)», «Чей хвост? Ли... (сий)»), работа на уровне звукоподражаний («Как волк воет? У-у-у»).

· Для детей с более высоким уровнем – стимулирование к построению простого распространённого предложения («Это лиса. У лисы пушистый хвост»).

Домашнее задание (для родителей):

Рекомендовать родителям рассмотреть с ребёнком иллюстрации диких животных в книжках,спросить: «Кого ты видишь?», «Кого нет на картинке?», «Чей это след?» (по картинке), слепить из пластилина одного из животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия для детей средней группы по теме :"Путешествие в зимний лес в гости к диким животным"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме : " Дикие животные"  с использованием компьютерных технол...

Конспект итогового комплексного занятия для детей средней группы по теме :"Путешествие в зимний лес в гости к диким животным"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме : " Дикие животные"  с использованием компьютерных технол...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «В гостях у диких животных»

Программные задачи:        Образовательные задачи:- формировать умение образовать притяжательные прилагательных и включать их в предложение;- формировать умение упот...

Конспект подгруппового занятия "В гостях у диких животных" для детей 5-7 лет с использованием технологии MIMIO

Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Дикие животные"  с использованием технологии mimio для детей 5-7 лет.  Полную версию слайдов можно увидеть на официальном сайте mimio. в д...

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у диких животных»

Этот материал поможет закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни. Развивает речь, мышление. Воспитывает интерес, желание больше узнать о диких животны...

"В гости к диким животным"

Занятие по окружающему миру для детей 5-7 лет...