Мастер-класс "Логопедический потенциал музыкальных инструментов"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Максименко Инна Анатольевна

Мастер-класс "Логопедический потенциал музыкальных инструментов" представляет собой инновационный подход к коррекции речевых нарушений у детей и взрослых посредством интеграции музыкальной терапии и логопедических техник. В ходе мастер-класса участники ознакомятся с теоретическими и практическими аспектами использования музыкальных инструментов в логопедической практике, получат знания об их влиянии на развитие речи, артикуляционной моторики и фонематического слуха.

Основной акцент будет сделан на изучении возможностей различных музыкальных инструментов (ударных, духовых, струнных) в контексте коррекции специфических речевых дефектов, таких как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Участники мастер-класса освоят методики применения музыкальных инструментов для улучшения артикуляции, развития речевого дыхания, нормализации темпа и ритма речи.

В программе мастер-класса предусмотрены практические занятия, в ходе которых участники смогут самостоятельно освоить базовые приемы игры на музыкальных инструментах, а также разработать индивидуальные программы логопедической коррекции с учетом музыкальных элементов. Особое внимание будет уделено вопросам безопасности использования музыкальных инструментов в работе с детьми и взрослыми, имеющими речевые нарушения.

Мастер-класс предназначен для логопедов, дефектологов, музыкальных терапевтов, педагогов и всех заинтересованных специалистов, работающих в сфере образования и здравоохранения. По окончании мастер-класса участники получат методические материалы и рекомендации по внедрению музыкальных технологий в логопедическую практику.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx87.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МАСТЕР-КЛАСС

НА ТЕМУ: «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

РАЗРАБОТЧИК: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

МАКСИМЕНКО И.А.

ШАХТЕРСК, 2025

Текст выступления к презентации «Логопедический потенциал музыкальных инструментов»

Автор: учитель-логопед Максименко Инна Анатольевна

Дорогие коллеги!

Сегодня я хочу начать с небольшой предыстории нашего мастер-класса о музыкальных инструментах.

БАРАБАН (слайд 3)
Очень древний музыкальный инструмент. Сначала это были просто полые бревна или глиняные горшки, обтянутые кожей животных. На них стучали руками, чтобы передавать сообщения на большие расстояния и создавать ритм для танцев и песен.

УКУЛЕЛЕ (слайд 4)

Давным-давно, в 1879 году, португальские моряки привезли на Гавайи маленький инструмент, похожий на гитару. Гавайцам он так понравился, что они сделали его еще меньше и звонче и назвали "укулеле", что значит "прыгающая блоха". Инструмент стал очень популярным, и на нем стали играть все – от королей до простых людей. Укулеле дарит гавайскую радость и музыку всему миру!

МАРАКАСЫ (слайд 5)
Давным-давно индейцы делали погремушки из высушенных плодов, наполненных зернами или камешками. Это и были первые маракасы! Они верили, что эти звуки отгоняют злых духов и помогают в ритуалах. Со временем маракасы распространились по миру, став важным инструментом латиноамериканской музыки. Теперь они дарят веселый ритм и радость на праздниках и концертах!

ДЖЕМБЕ (слайд 6)

Африканский барабан, родом из Западной Африки. Он появился много веков назад и использовался для общения, празднования и ритуалов. Его делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей козы. Звук джембе – это голос Африки, который зовет к единству и радости!

ГЛЮКОФОН (слайд 7)
Глюкофон – довольно молодой инструмент, его изобрели в начале 2000-х годов. Вдохновением послужили ханг и другие перкуссионные инструменты с мягким, медитативным звучанием. Идея заключалась в том, чтобы создать инструмент, на котором легко играть и который создает успокаивающую музыку. Получился глюкофон – стальной барабан с лепестками, каждый из которых настроен на определенную ноту. Он дарит волшебные звуки практически любому, кто захочет попробовать!

На этой музыкальной ноте предыстория заканчивается и мне необходимо выбрать пятерых желающих из зала. Чтобы сделать это честно, предлагаю вам надеть маски и наугад выбрать любую букву из воздушного пластилина. Определите наощупь, что это за буква, и назовите её. С помощью первой буквы мы узнаем, какой музыкальный инструмент достался вам:

  • У — укулеле
  • Б — барабан
  • Д — джембе
  • М — маракас
  • Г — глюкофон

Теперь предлагаю вам взять инструмент в руки, ощутить его форму и материал, а также поделиться своими ассоциациями. Например, во время опроса своих учеников я услышала такие интересные ответы: глюкофон у кого-то ассоциируется с летающей тарелкой или буханкой хлеба, джембе — с кубком, барабан — с тортом, маракас — с Чупа-чупсом, а укулеле — с грушей.

Давайте начнем путешествие по нашему указателю! СЛАЙД 2

1. Скажи с заданным настроением

Предлагаю перейти к выполнению интересного задания. Давайте представим, что мы идем босыми ногами по холодному источнику. Посмотрите на экран: там изображен водный источник. Поднимите свои музыкальные инструменты и пройдите по нему, произнося «уууххх».

Теперь представьте, что все музыкальные инструменты стали легкими, как перышки. Повторяем «УУУУххх», придавая нашему выражению легкость.

А сейчас, взгляните на экран. Перед нами горы. Представьте, как нам трудно поднимать музыкальные инструменты в гору, и произнесем «ух, ух».

Большое спасибо за активное участие! Кладите музыкальные инструменты на стол и присаживайтесь. Вы очень хорошо постарались!

Дорогие коллеги, как вы думаете, что можно развить с помощью этого упражнения? Правильно, мы корректируем интонационную выразительность речи.

2. Игра «Оса»

Переходим к следующей интересной игре. Игра называется «Оса»!

Давайте сыграем в рифму! Я буду называть разные слова, а ваша задача —сыграть на инструменте, когда услышите слово «оса».

Начинаем:

  • Оса, будильник, таракан,
  • Стол, тарелка, великан,
  • Кран, оса, фонарь, замок,
  • Лес, утюг, оса, звонок,
  • Крот, оса, ковёр, игрушка,
  • Оса, звезда, оса, избушка,
  • Бегемот, стакан, орех,
  • Брат, оса, фонтан, успех,
  • Рот, кот, вилка, светлячок,
  • Оса, коза, зима, сверчок,
  • Хлеб, вагон, оса, баранка,
  • Мяч, собака, зуб, цыганка.

Коллеги, вы прекрасно справились с этим заданием!

Теперь давайте подумаем, что развивает эта игра? Правильно, она способствует:

  • Развитию внимания, так как вам нужно сосредоточиться на звуках и мгновенно реагировать.
  • Развитию фонематического слуха, так как вы учитесь различать звуки и слова, а также их рифмы.
  • Укреплению координации движений, когда вы хлопаете в ладоши или играете на инструментах.

Эта игра не только развивает навыки, но и приносит много радости, поэтому давайте продолжать веселиться в новой подвижной игре.

3. Метроритм

Picture background

  • Настало время представить вашему вниманию метроном. Мы с вами будем взаимодействовать через ритм. Я вам буду показывать движения, а вы повторяйте.
  • А теперь обсудим!

Дорогие коллеги, как вы думаете, что можно развить у детей с речевыми нарушениями с помощью метронома?

Во-первых, ритмическое восприятие. Регулярные ритмические упражнения помогают детям научиться чувствовать и понимать ритм, что важно для развития речи и музыкальности.

Во-вторых, координацию движений. Повторение движений под метроном способствует улучшению моторики и синхронизации движений.

В-третьих, интонационную выразительность речи. Занятия с метрономом помогают детям научиться владеть интонацией и ритмом речевой активности, что особенно важно для речевой эффективности.

Четвёртое — внимание и концентрацию. Игры с ритмом под метроном помогают детям сосредоточиться на задаче и развивают их способность к внимательному восприятию информации.

И наконец, социальные навыки. Совместная работа под ритм метронома способствует командной работе, взаимодействию и умению слушать друг друга.

Спасибо за участие в этой подвижной игре, присаживайтесь за стол, но на этом игра с метрономом не закончилась. Сегодня у нас особенный гость – удача! Я приготовила для вас бочонки из-под "киндер-сюрпризов", только в одном из них спрятан настоящий клад. Ваша задача – выбрать свою счастливую капсулу.

Счастливчиком стала (имя)! Вам выпала уникальная возможность испытать свои умения в индивидуальной игре!

Перед вами – волшебная "ритмическая дорожка" и набор картинок. На одной из них – хитрая змея, которая шипит "ша". На другой – насос, который пыхтит "са". Ваша задача – выложить эти картинки возле дорожки, следуя моему ритму метронома. Когда я задаю ритм на метрономе, вы выкладываете картинки. И помните: где змея – говорите "ша", где насос – "са".

Итак, наш ритм появится и на экране для всех присутствующих, проверим, справляется ли наш счастливчик с заданием. Начинаем!


Как вы думаете, какие навыки и способности мы можем развить, играя в это упражнение?

Эта игра на дифференциацию автоматизируемых звуков «ш-с».

Но! эта игра является комплексным упражнением, направленным на развитие целого ряда когнитивных и моторных навыков. Участие в этом задании способствует развитию таких важных способностей, как слуховое восприятие, концентрация внимания и координация движений.

Этот метод может быть особенно полезен для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

4. «Подарок»

А вот ваши подарки. И это не простые подарки, а с секретиками. Чтобы не повредить картинку, предельно аккуратно их распакуйте. Посмотрите, что у вас изображено на картинках?

Правильно, различные слова. Вот здесь вам необходим ваш музыкальный инструмент. Проговаривая по слогам ваше слово, ударяйте или проиграйте по струнам столько раз, сколько в слове слогов.

Перейдем к обсуждению.

Прохлопывание слов различной слоговой структуры является важным методом развития фонематического слуха и навыков слогового анализа у детей.

И завершающим на нашем указателе является игра-шумелка. Ваша задача внимательно слушать и если вы слышите название своего музыкального инструмента, прошу сыграть на нем.

5. Игра-шумелка «Сказка про Волшебный Лес и его Звуки»

Жил-был в одном солнечном уголке мира маленький, но очень уютный Волшебный Лес. В этом лесу жили не обычные звери, а самые настоящие музыкальные существа!

Вот, например, на самой высокой ветке старого дуба любил сидеть Укулеле-Птичка. Она была очень веселой и звонкой. Когда Укулеле-Птичка начинала петь, ее песенки были легкими и радостными, словно солнечные лучики, пробивающиеся сквозь листву. (Здесь дети могут взять укулеле и сыграть несколько простых, веселых мелодий).

А внизу, у корней дуба, жил Джембе-Ёжик. Он был очень сильным и ритмичным. Когда Джембе-Ёжик начинал стучать по своему барабану, это было похоже на топот маленьких ножек, бегущих по лесной тропинке, или на стук дождя по грибным шляпкам. (Дети берут джембе и играют ритмичные, но не слишком громкие удары).

В густой траве, среди цветов, прятались Маракасы-Кузнечики. Они были очень шустрыми и любили танцевать. Когда Маракасы-Кузнечики начинали трястись, их движения были похожи на шелест травы на ветру или на легкий ветерок, играющий с листьями. (Дети берут маракасы и трясут ими в разном темпе, имитируя шелест).

А в самом сердце леса, в тихой полянке, где росли самые красивые цветы, жил мудрый Глюкофон-Сова. Глюкофон-Сова был очень спокойным и задумчивым. Когда он начинал играть, его звуки были глубокими и мелодичными, словно пение ветра в дупле или тихий шепот звезд. (Дети берут глюкофон и играют медленные, плавные мелодии).

Однажды в Волшебном Лесу случилась беда! Проснулся большой, но очень грустный Туман-Ворчун (барабан). Он был таким густым, что ничего не было видно, и таким холодным, что всем стало очень грустно. Туман-Ворчун начал тихонько вздыхать, и от его вздохов становилось еще темнее и холоднее.

Укулеле-Птичка испугалась и перестала петь. Джембе-Ёжик спрятался под лист и перестал стучать. Маракасы-Кузнечики замерли в траве. Только Глюкофон-Сова, хоть и был немного встревожен, продолжал тихонько играть свои мелодии.

Но тут Укулеле-Птичка вспомнила, что она – птичка, а птички должны петь! Она собрала все свои силы и запела самую звонкую и радостную песенку. Ее песенка была такой яркой, что даже сквозь густой Туман-Ворчун пробивались солнечные лучики.

Услышав песенку Укулеле-Птички, Джембе-Ёжик осмелел и начал стучать по своему барабану. Его ритм был таким бодрым, что казалось, будто он отгоняет Туман-Ворчуна своими ударами.

Маракасы-Кузнечики, увидев, что им больше нечего бояться, тоже начали трястись. Их шелест был таким веселым, что казалось, будто они танцуют, прогоняя грусть.

И вот, когда все музыкальные существа заиграли вместе, их звуки стали такими сильными и яркими, что Туман-Ворчун не выдержал! Он начал сжиматься, становиться все меньше и меньше, пока совсем не исчез, оставив после себя только чистое, голубое небо.

С тех пор в Волшебном Лесу всегда звучит музыка. И когда вы слышите веселые песенки, ритмичные стуки, легкий шелест или глубокие мелодии, знайте – это музыкальные существа Волшебного Леса играют для вас!

Обсуждение этой игры: использование игр-шумелок с музыкальными инструментами в логопедической практике представляет собой эффективный и многогранный подход к коррекции речевых нарушений и развитию коммуникативных навыков у детей. Игры-шумелки способствуют развитию фонематического слуха. Различение звуков различной высоты, тембра и интенсивности, издаваемых музыкальными инструментами, позволяет детям лучше воспринимать и анализировать речевые звуки. Это, в свою очередь, является основой для правильного произношения и различения фонем.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, Игры с музыкальными инструментами способствуют развитию коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, совместно исполнять музыкальные произведения, выражать свои эмоции и чувства посредством музыки. Это способствует развитию социального интеллекта и умения эффективно общаться с окружающими.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Шумовые музыкальные инструменты как средство развития творческого потенциала ребенка»

Музицирование на детских шумовых инструментах – одна из самых общедоступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась важным услови...

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструмента

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструментаЦель – обогатить представления детей о музыкальных инструме...