"Особенности коррекционной работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: "Особенности коррекционной работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков".
В русском языке согласные звуки имеют глухую и звонкую пару. Эти пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков. Поэтому становится очевидным, что могут наблюдаться дефекты озвочнения и оглушения. Которые, тем не менее, нельзя назвать нормой, и с которыми необходимо работать.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
снижении физического слуха;
несформированности фонематических процессов;
нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1) Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков (б, д, г и их мягкие пары), щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).
2) Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].
Подготовительные упражнения:
* поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе;
* сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.
Общими приемами для всех случаев являются следующие:
1.Логопед произносит данный звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание голосовых связок ( для восприятия вибрации голосовых связок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки, так как тактильно-вибрационная чувствительность лучше всего передается через кости , а в этой части много косточек и они близко расположены к коже). Далее ребенок сам произносит этот звук ,держа одновременно одну руку на своей гортани , а другую на гортани логопеда .В результате этого приема нередко получается звонкий звук .Кроме вибрации используется и движение всей гортани в целом.
2.Одним из эффективных приемов является употребление «голубиного голоса » (воркование голубя ). Он издается гортанью при закрытом рте ( но не в нос ). Когда ребенок усвоит его предлагаем «гулить» перед озвончаемым согласным звуком и «с разбега » , без паузы, произносит его. Особенно хорошо пользоваться этим приемом при озвончении взрывных согласных звуков (Б,Д).
3.Последовательно и протяжно произносятся гласные звуки , каждый сначала шепотом , а затем громко. После этого непосредственно переходим к аналогичному произношению нужного согласного звука.
Пример озвончения звука «З»:
Шепотом – А Шепотом -И
Громко –А Громко - И
Шепотом -Э Шепотом - С
Громко – Э Громко – З
Ребенок незаметно для себя по аналогии с гласными в силу образовавшегося стереотипа произносит и согласные ,т.е. «З» произносит звонко .Важно , чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны (И-С, О-Ш, У-В, А-К ).
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносятся отрывисто :
Шепотом- А,А,А,А. Шепотом – Э,Э,Э,Э.
Громко – А,А,А,А. Громко –Э,Э,Э,Э.
Шепотом – О,О,О,О. Шепотом – Т,Т,Т,Т.
Громко – О,О,О,О. Громко – Д,Д,Д,Д.
Сначала озвончаем фрикативные звуки, а затем взрывные.
4.Фрикативные звуки иногда легко озвончить таким способом : согласный произносим шепотом, а затем не прерываясь подается голос под указание логопеда :Ф,П,Т,С,Ш,К.
В,Б,Д,З,Ж,Г.
Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах
Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.
Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Согласные звуки и буквы".
Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Согласные звуки и буквы" ...

Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков.
Сталкиваясь с подобными дефектами, использую материалы по исправлению недостатков озвончения и оглушения....
Преодоление дефектов озвончения и оглушения.
Коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста по преодолению дефектов озвончения и оглушения....
Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков
Дефекты озвончения и оглушения и методика их преодоления...

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".
Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....
